В 2020 году управляющий партнер маркетингового агентства Aimbulance Роман Гавриш тяжело перенес ковид. На грани жизни и смерти у него появилось острое ощущение, что нельзя терять время. Хотелось создать что-то, что изменит мир к лучшему.
Тогда с другом и партнером по нейромаркетинговым исследованиям, СЕО научно-исследовательского центра Beehiveor Сергеем Даниловым они решили создать продукт для ментального здоровья на основе знаний по нейрофизиологии и нейробиологии. Так появилась Anima – онлайн-платформа для оценки психического состояния. В основе методов тестирования – компьютерный анализ движения глаза. Это как лаборатория в ноутбуке, где айтрекером становится ваша собственная веб-камера.
Разработка длилась три года, но главный рывок команда сделала уже во время полномасштабной войны. Редакция MC.today расспросила основателей стартапа, о чем могут рассказать наши глаза и можно ли обмануть веб-камеру и притвориться здоровым.
Три года исследований: опрашивали украинцев, канадцев и американцев
Мы с Сергеем уже много лет дружим. Наше знакомство и начиналось с увлечения нейробиологией – в течение нескольких лет Aimbulance и Beehiveor сделали много общих нейромаркетинговых
В 2020 году мы захотели разработать продукт вместе. Сначала думали о терапевтической платформе, но их много, поэтому решили делать что-то более технологичное, чтобы использовать наработки Beehiveor. Так пришли к идее психологического тестирования с помощью айтрекинга – это технология для отслеживания движения глаз с помощью веб-камеры.
Для платформы выбрали название Anima – с латыни это «душа».
Когда мы разрабатывали концепцию, опирались на героический эпос греческой мифологии. Хотим, чтобы человек увидел себя как героя своей жизненной истории, который сталкивается с вызовами судьбы, преодолевает трудности и благодаря этому растет над собой.
В течение трех лет мы проводили маркетинговые исследования, анализировали, нужна ли людям такая психологическая диагностика. Сначала изучили количество запросов в Google по теме ментального здоровья. Увидели 1,5 млрд запросов в неделю по поводу психических расстройств – это огромный рынок. Затем проанализировали количество установленных диагнозов – у 1 млрд человек в мире диагностированы тревожность и депрессию. Из-за войны ситуация только ухудшается.
Затем мы проводили глубинные интервью: искали респондентов в соцсетях, через друзей и знакомых. Затем связывались с человеком через Zoom и расспрашивали об отношении к психотерапии, обращались ли к специалистам и так далее. За три года опросили около ста человек из Украины, Канады, Америки, Англии. Все исследования говорили о том, что есть большой спрос на продукты категории Mental Health.
Инвесторы не верили, что люди будут за это платить
До полномасштабной войны мы работали над Anima в «лайт-режиме». А после 24 февраля многие знакомые, которые знали о проекте, начали спрашивать: «Как себе помочь? Как понять, все ли со мной в порядке?» К нам обращались даже психологи.
В мае мы создали первый прототип, а в сентябре уже вышла бета-версия Anima. Сейчас над проектом работает сборная солянка специалистов из разных отраслей. Основная команда – 15 человек, из них семеро разработчиков. Правда, наш ключевой разработчик ушел в ВСУ. Также есть бизнес-консультанты, маркетологи, ученые, военные и гражданские психологи. Это еще около 15 человек.
Кроме общего драйва от проекта есть и проблемы. Например, всю разработку мы с Сергеем оплачивали за свой счет, зарплату платили из своих денег. За это время потратили около $120 тыс. Но наши деньги не бесконечные, потому сейчас ищем инвесторов. Сначала они нас слушали и говорили: «Вроде бы интересно, но докажите, что люди за это будут платить».
И только сейчас мы наконец-то можем это доказать. Если во время тестов в Канаде, Америке, Англии конверсии в оплату были очень плохие – не было доверия к компании, то в Украине все по-другому. Здесь конверсия в оплату в 16 раз выше: люди заинтересованы и платят за диагностику. Сейчас на платформе побывало 15 тыс. пользователей, из них 30% прошли тест.
Наша монетизация – оплата за прохождение теста. Есть три варианта: один тест – 39 грн, быстрая терапия (шесть тестов) – 140 грн и длительная терапия (12 тестов) – 234 грн.
Для военных, психологов и терапевтов, которые работают с пострадавшими от войны, тест Anima бесплатный. Чтобы получить доступ, напишите на [email protected]
По глазам можно диагностировать даже шизофрению: как работает Anima
Anima сочетает два типа диагностики: классические опросники и айтрекинг. Чтобы сделать айтрекер на основе обычной камеры ноутбука, мы использовали машинное обучение – учили алгоритмы распознавать, где «шум», а где движение глаза.
Айтрекер определяет такой показатель, как искривление внимания – по тому, куда человек его направляет, можно определить, в каком состоянии психика.
Глаза двигаются неосознанно, и на каком-то изображении вы задержитесь на 600 миллисекунд дольше. Наши глаза почти автоматически выбирают более значимый стимул. Если сознательно не сконцентрироваться на движениях глаз, то выбор изображений, на которых останавливается взгляд, определяется тем, в какую сторону искажено внимание.
К примеру, в тесте на тревожность много изображений змей. Наш мозг автоматически распознает их как биологическую угрозу. Вы можете быстро перевести взгляд на нейтральную картинку, это означает, что вы избегаете опасных ситуаций, и в норме это хорошо. Но если такая реакция наблюдается слишком часто, это может говорить об искажении – вы избегаете проблем вместо того, чтобы их решать.
Изображение из теста
Если же, напротив, вы постоянно задерживаете взгляд на изображении угрозы, это может свидетельствовать о гипербдительности – состоянии «на изготовку», когда психика напряжена и видит угрозу там, где ее нет. Другими словами: тревога, которая выражается в недостатке контроля, подталкивает нас к иллюзорным попыткам держать все под контролем.
В этом тесте много и более сложных для восприятия изображений: голодные дети, травмированные животные. Эти датасеты
Сейчас количество изображений для диагностики ограничено, но мы расширим его. С системами искусственного интеллекта это гораздо проще. Можно сгенерировать все что угодно.
Что интересно, чаще всего мы сталкиваемся с тем, что результаты опроса и айтрекинга не совпадают. Когда вы чувствуете себя, как модно говорить, «в ресурсе», показатели будут более-менее на одном уровне. А когда они расходятся, нужно понять почему.
Соотношение между результатами «бумажных» тестов и биомаркеров глаза начали изучать еще в 80-х годах. Спектр применения очень широкий: от детской психологии до диагностики шизофрении.
Есть случай, когда результаты теста кардинально «переключили» 17-летнюю девушку – айтрекинг показал, что ее психика в нормальном состоянии, и она даже расцвела. До этого безрезультатно посещала психолога. Стоило увидеть биологические показатели – и ее представление о себе изменилось в лучшую сторону.
С подростками особенно много таких историй: бумажный тест показывает, что уже и психотерапии будет недостаточно – нужно назначать антидепрессанты, а айтрекинг говорит, что все в порядке.
И такие результаты очень положительно влияют на них. Нам потом родители пишут: «Как так? Вчера у ребенка было “жизнь ужасна!”, а сегодня уже настроение кардинально изменилось».
Военные не верят в психологию – это проблема
Военные проходят диагностику
Когда мы в сентябре закончили работу над платформой, сразу же передали ее военным психологам. Сейчас Anima используют в Центре психического здоровья и реабилитации «Лесная поляна» Минздрава Украины и в Veteran Hub для диагностики бойцов. Там нужно быстро и точно определить, в каком состоянии человек, и назначить план лечения. А потом мониторить состояние, чтобы понимать, готов ли боец возвращаться на фронт.
С нами сотрудничает военный психолог Виктор Крамаренко. До этого он занимался нейромаркетингом и знает, как работает айтрекинг. Он использует Anima прямо на фронте. Если произошло травматическое событие, для диагностики последствий не нужно ждать поездки в клинику – вся «лаборатория» в ноутбуке. Сначала мы удивлялись: боец проходит айтрекинг, а мимо бэтээры проезжают, тут же тревожность должна зашкаливать! Но они привыкли, и даже это не влияет на результаты.
Проблема в том, что многие военные считают, что психология – «это для слабаков».
В их представлении, если человек на нуле закаменеет от страха – значит, слабак. А это может быть просто особенность психики. Людей, у которых действительно проблемы и которых нельзя допускать на ноль, где-то 3%. Но их психологические реакции могут подвергать опасности и их самих, и тех, кто на них полагается.
Нам кажется, что понемногу ситуация меняется: военные видят, как работает доказательная психология. К примеру, батальон, с которым работает Виктор, ни разу не потерял позиции. Там меньше смертность и травматичность.
Было такое, что военный после контузии прошел опрос и результат показал, что его психологическое состояние позволяет возвращаться на фронт. Но психолог проверил его на айтрекере, а там зашкаливают показатели гипербдительности. Следовательно, нужно продолжать реабилитацию.
Ребята, которые говорят, что они в порядке, могут дома срываться на близких, не понимая почему, и страдают из-за этого. А дело в том, что они не переключились из режима опасности и все вокруг воспринимают как угрозу. Задача Anima – отслеживать такие случаи и корректировать их.