8 апреля соучредитель рекламного агентства TABASCO Александр Смирнов сделал публикацию, в которой критически прокомментировал реакцию Министра образования Оксена Лисового на языковой скандал с преподавательницей университета, отказавшейся разговаривать со студентами на украинском языке.
Александр сказал, что Министр должен заниматься образованием и развитием страны, а не «воспитанием патриотического гражданина через языковые манипуляции». Публикация имела большой резонанс и негативные последствия для репутации рекламного агентства TABASCO.
Редакция MC.today попросила Александра прокомментировать ситуацию. Публикуем ответ предпринимателя.
Комментарий Александра Смирнова
Я сделал три вывода из ситуации:
- Тема крайне болезненная для общества, она не имеет однозначного ответа и раскалывает людей. Государство и активисты должны взять на себя роль ответственных арбитров и своим примером показывать, как находить решения в рамках конституции и закона, избегая острых углов. Европейские ценности, цивилизация, венецианская комиссия и наши перспективы в ЕС – все это необходимо учитывать
- У нас процветает культура буллинга, которая освоила эффективный механизм травли и не гнушается применять его при полной поддержке на уровне чиновников, волонтеров, лидеров мнений. Заметьте: должна быть граница между жарким спором и травлей. Я получаю массу отвратительных угроз, по которым можно возбуждать уголовные дела.
- Стране требуется четкая формула единства, работа с ценностями. Граждане Украины и их свободы должны стоять на вершине этой иерархии. Это отличает Украину от россии. Ненависть, тлеющая и нетерпимая к своим согражданам – это дремлющее зло. Оно не должно поднимать голову.
Мое мнение было и остается таким: украинский язык государственный, язык образования, культуры, политики. Притеснения и запреты других языков – неконституционные. Самая большая ценность Украины – это свобода. Она не может быть выборочной или эксклюзивной. Сменив свободу на контроль, деля украинцев на сорта, правильных и неправильных патриотов, позволяя вмешательство государства в личные дела семьи, мы предадим себя. Станем россией наоборот.
Я благодарен всем, кто готов вести диалог на благо Украины. Мы должны отличаться от россии прежде всего как нация с высокой политической культурой. Это культура свободы, диалога, единства.
«Несмотря на то, что подобные скандалы очень болезненны, личные угрозы, проклятия, травля, атаки на бизнес, я понимаю, что мы на пределе. В этой точке бифуркации можно впасть в ненависть и потерять человеческий облик, а можно увидеть себя в зеркале и стать лучше».
Мне, например, жаль, что в резком высказывании о запрещении русского языка в частном общении Могилянки я мог оскорбить преподавателей и студентов. Традиции Академии достойны уважения. Я говорил не о них, а об антиконституционном и разделяющем запрете.
Осторожно, боты!
Александр предоставил редакции скриншоты с угрозами, которые получает.
Мы проверили профили Валентины Макаровой и Miksa Dominik Sable согласно инструкции Министерства образования и науки Украины о том, как распознать бота в соцсетях. Есть все основания полагать, что это фейковые профили.
Например, фото «Валентины Макаровой» создано искусственным интеллектом и использовалось в статье Medium, как пример сгенерированного изображения.
На странице нет никакой личной информации, а первая публикация появилась только в мае 2022 года. Но есть фотография с подписью «Кормят ВСУ отбросами, поставляют некачественный товар на передовую», которая явно имела целью спровоцировать очередные разборки в комментариях.
Профиль Miksa Dominik Sable напротив очень активный. Контент там появляется чуть ли не каждый час. В основном это публикации и перепосты с обнаженными мужчинами и признания в гомосексуальности, которые чередуются с оскорбительными высказываниями в адрес украинцев. В личной информации указано, что якобы господин Miksa с 2002 по 2003 год служил в ВСУ.
Профиль Josafat Vorocjanka закрыт, но страница с таким именем есть в Instagram. Там нет никакой личной информации и ни одной публикации.