Андрей Длигач
Последние пол года украинский бизнес сталкивается с массовой блокировкой налоговых накладных. Из-за сложностей ведения бизнеса в Украине, предприниматели выбирают релокацию. Так в 2022 году украинцы открыли в Польше 12 тыс. новых предприятий и заплатили 2,5 млрд евро налогов.
По мнению доктора экономических наук, профессора КНУ им. Тараса Шевченко, Председателя Совета Коалиции бизнес-сообществ за модернизацию Украины, руководителя проекта «Голос гражданского общества» («Луганская декларация») Андрея Длигача это происходит не только из-за полномасштабной войны. Причина так же в действиях государства по отношению к бизнесу.
Длигач рассказал, с какими проблемами сейчас сталкивается бизнес, как Украина «проела» свой «золотой век» и почему 70% доли государства в экономике – это катастрофа. Редакция MC.today пересказывает главные тезисы исследования.
Для лучшего восприятия деталей мы публикуем материал от лица Андрея Длигача.
Государство не готово решать проблемы бизнеса
Украинский бизнес потерял за прошлый год около трети своих оборотов. Несмотря на это предприниматели и компании активно помогают армии и ТрО. Для исследования мы опросили 999 предприятий, 90% из них вовлечены в помощь.
По результатам опроса, который мы проводили в 2022 году, украинский бизнес прогнозировал рост на 10%. В 2023 году эти прогнозы стали куда более пессимистичными – ожидается рост всего на 1,8%.
Это вызвано тем, что у бизнеса масса проблем, и он не видит от государства готовности их решать. Например, экономика не насыщена деньгами. Про отсутствие достаточного количества платежеспособных клиентов сказали 49,7% опрошенных предприятий.
Відповіді на питання: «Що заважає вам зараз відновлювати і розвивати бізнес?»
Следующая проблема – непрогнозируемые действия самого государства (41,6%), которые могут ухудшить ситуацию в бизнесе. Причем в сравнении с предыдущей волной опроса в феврале 2023, масштаб таких проблем как противодействие фискальных органов и высокие налоги только вырос.
Последние полгода основной проблемой была и остается блокировка налоговых накладных – об этом сказали 47,7% опрошенных. Это непостижимо, но государство своими руками уничтожает бизнес.
Что может сделать государство
В пятерку главных ожиданий бизнеса входит: уничтожение коррупции, доступ к финансовому ресурсу, проведение судебной и налоговой реформы, пересмотр критериев рискованности операций в государственной налоговой службе.
Решения каких проблем ожидает бизнес от государства
Это абсолютно понятные требования бизнеса. Вопрос в том, почему государство так медленно действует для их выполнения?
Правительство Украины, МВФ, Президент – все говорят о стабилизации. Но почему мы не говорим о необходимости экономического роста?
Почему на антикоррупционном налоговом форуме даже представители мирового банка говорят: снижайте налоги, дайте бизнесу и экономике возможность расти. Но всегда находятся государственники, которые говорят о стабильности и действуют по принципу «как бы чего не вышло». И так в Украине продолжается уже 32 года. За это время мы могли совершить экономический прорыв, как Польша или Турция. Но этого не случилось, потому что государство вместо того, чтобы помогать, создает бизнесу препоны.
Посмотрим, например, на экспорт. Помимо очевидных проблем с логистикой, половина предприятий назвала проблемой невозможность выезжать за границу для участия в переговорах и международных выставках.
Проблемы экспорта
Релокация или уход в тень: что делать бизнесу?
Мы в Advanter Group уже много лет измеряем показатель активности бизнеса – UBI (Ukrainian Business Index). Когда он больше 50, бизнес инвестирует, активно набирает персонал, создает запасы. Меньше 50 – сокращается и переносит свою активность туда, где есть возможности.
Ukrainian Business Index
По состоянию на апрель 2023 года этот индекс 34.03. Какие альтернативы остаются бизнесу в сложившейся ситуации?
Первая – релокации в другие страны. В 2022 году украинцы открыли в Польше 12 тысяч новых предприятий и заплатили 2,5 млрд евро налогов. 8% добавочной стоимости украинской экономики эмигрировало за рубеж. И это ответ не на полномасштабную войну, а на действия нашего государства и налоговой.
Вторая – уходить в тень. То есть использовать зарплатные ФЛП, коррумпировать чиновников и так далее. При этом 89% предприятий говорят, что готовы к новому социальному договору. Условие только одно: бизнес действует честно и государство действует честно.
Слайд из презентации Ukraine Vision 2023 от Advanter Group
Не должно быть так, что только государство контролирует экономику и финансовую систему через национализированные банки. У бизнеса должен быть доступ к финансовым ресурсам, возможность инвестировать и заниматься экономикой.
Доля государства в экономике превысит 70% в этом году. До полномасштабного вторжения она была 44% и это был очень высокий показатель, потому что допустимый максимум 35%. 70% – это катастрофа.
Как мы проели свой «золотой век»
У Украины был «золотой век» – с 2002 по 2008 год. В то время мы могли заложить основы для нашего будущего. Что делают мировые экономики в «золотой век»: развивают промышленность, образование, инвестируют в науку, инфраструктуру, инновации. Что сделала Украина? Она свой «золотой век» проела.
Синяя линия – график продажи автомобилей на фоне изменений ВВП Украины
В 2007 году на первичном рынке было продано 650 тыс. автомобилей за год. Для сравнения, сейчас этот показатель всего несколько десятков тысяч. Мы покупали квартиры втридорога, землю, гаджеты…
Когда я говорю «мы проели», имею в виду и граждан, и бизнес. Предприниматели обрастали «мерседесами» и строили офисы, вместо того, чтобы, например, модернизировать металлургические заводы и химические производства.
Мы не отказались от примитивной сырьевой структуры экономики, у нас всё еще очень слабый уровень передела – мы мало обрабатываем.
Для примера: мы поставляем сою в Египет, а он нам – соевое масло. Мы поставляем в Польшу древесину, а она – продает нам мебель на 13 млн евро. До полномасштабного вторжения мы поставляли яблоки в Беларусь и покупали у них яблочный концентрат.
Украина – ответ на вопросы Европы
Сейчас у нас новый «золотой век». Война, пандемия – все это подготовка к взлету и он гарантированно будет. Если говорить о членстве в Европейском союзе, Украина нужна не как элемент социальной ответственности, а как ответ на негибкость Европы, на избыток социализма, слабость демократии. Украина сейчас показывает те ценности, которые забыла Европа.
Вероятность разных сценариев по экспертным оценкам
По прогнозам опрошенных экспертов после победы Украины точно не будет возврата в 90-ые. Но, к сожалению, консенсус есть в том, что у нас не будет и свободной либеральной экономики.
Меньше государства – больше экономических свобод бизнесу
У нас есть как минимум два возможных сценария: первый – инерционный. Согласно ему, будет не победа, а замирение. Произойдет украинское наступление, а дальше будет позиционное сражение без особых результатов. А что такое замирение для Украины? Запад перестанет давать нам вооружение, остается только финансовая помощь.
Для Украины этот сценарий – смерть, как и увеличение роли государства. В таком сценарии бизнес вынужден будет переместиться в Европу. Начнется депопуляция, деградация, депрофессионализация. То, что писал Валерий Пекар про такой сценарий – еще очень оптимистично.
Второй сценарий – экономика будет восстанавливаться и расти, как и человеческий капитал – люди, которые вынуждены были эмигрировать, начнут возвращаться. И для этого мы должны создать такие условия, при которых и бизнес останется в Украине, и айтишники перестанут бежать.
Как это сделать? Объединиться вокруг того, что уже стало украинской суперсилой – это воля. Если свобода это состояние, то воля – это стремление, интенция. Воля – это примета нового мира. И ментально украинцы уже в этой точке.
Украина будущего
Бизнес вместе с гражданским обществом видит Украину будущего как страну, которую уважают в мире, где есть работа и возможность обеспечить семью. Как страну, которой ты нужен. В которой государство может позаботиться о тех, кто в этом нуждается.
Слайд из презентации Ukraine Vision 2023 от Advanter Group
Но это не значит, что государство должно взять на себя абсолютно всю заботу о гражданах. Для примера: ребенок будет считать лучшим родителем того, кто разрешает есть конфеты и не убирать в комнате. Так и с точки зрения любого человека, государство, которое берет все на себя и освобождает тебя от необходимости думать и действовать – это прекрасное государство.
Но страна, в которой доминируют автократия и социалистические нотки – это будет страна пенсионеров. Без программистов, инноваторов и так далее.
Тем более, откуда государство возьмет ресурс, чтобы всех обеспечить? Из бизнеса? Он скорее переедет в Польшу, Болгарию или Румынию, где меньше налогов и есть доступ к финансовым ресурсам.
Государство должно дать бизнесу расти, потому что именно он развивает экономику. Снизить налоги, уничтожить коррупцию, дать доступ к деньгам. В таких условиях предприниматели начинают инвестировать в бизнес, он растет, появляются рабочие места – запускается механизм роста экономики.
Жить, а не выживать
Сейчас нам помогают выживать международные партнеры. Но, чтобы мы могли жить, а не выживать, государство обязано сократить некоторые расходы. Например, уйти от популизма зарплат военным. Государство должно сказать: военный – главный человек в стране, и мы готовы отдавать ему последнее. Но не разрушая экономику.
Это значит, что мы не должны давать деньги сейчас, что приводит к инфляции и вымывает ресурс из государства. Мы должны дать военным долю в государственных предприятиях, акции банков, например. Этот ресурс позволит им по возвращении с фронта получать за счет государства квартиры, образование и так далее. Так будет легче получить и гранты от наших международных партнеров, которые не финансируют зарплаты военных.
Следующий шаг: мы должны понять, что нам не нужно 600 тыс. работников образования. Эта мысль всегда встречает хейт: «Как же можно увольнять учителей?!». Но просто нужно принять тот факт, что мир очень изменился. Теперь учитель не учит – он создает пространство, где ученик учиться вместе с ним.
Высвободите тех людей, которые не готовы перестроиться и учить детей мыслить. Позвольте им переобучиться. Помогать тем, кто вернулся с фронта, например. Пусть лучше государство платит им как социальным работникам.