MY.UAСтатьи
Как бренды манипулируют темой российской агрессии, чтобы увеличить собственную прибыль
Как бренды манипулируют темой российской агрессии, чтобы увеличить собственную прибыль

Как бренды манипулируют темой российской агрессии, чтобы увеличить собственную прибыль

Все эти колбасы "Бахмут", носки "Азовсталь", кафе "Чернобаевка" бизнесы выбирают, когда не имеют никакого уникального преимущества

Информация – это оружие. Это уже давно не название для очередного hi-tech low-life произведения. Теперь это – правда. Манипуляция информацией дает власть, которую невозможно получить никакими другими средствами. Благодаря возможности манипулировать информацией существовали криптовалютные ІСО в 2016-2018 годах. Благодаря ей произошел брексит в 2016-м. Благодаря ей какие-то районы беспощадно застраивают, а в каких-то "побеждают интересы народа". Благодаря ей кто-то стал президентом, а кто-то навсегда перестал быть валидным политиком для миллиардов людей во всем мире.

В военном деле комплекс методик манипулирования информацией объединяется под аббревиатурой ИПСО, в коммерческом секторе – под аббревиатурой SERM, но и там, и там – несколько десятков человек с ноутбуками, знаниями и качественным интернет-соединением способны влиять на сотни тысяч жизней. И война России против Украины – не исключение. Попробуем разобраться, как изменилось украинское коммерческое инфополе за этот год.

День, когда КСО сломалась. Первые реакции брендов на военную агрессию

Когда мы говорим о брендах или медиа, часто забываем, что на самом деле они реагируют, как люди. Ибо за ними и стоят люди. И в первые дни войны это было особенно заметно.

Те, кто имел четкую позицию и работал над ней не словом, а делом с 2014 года,  моментально выпустили заявления и направили часть усилий в поддержку украинцев. Кто-то — физическую, кто-то — экономическую.

Но было еще две группы: бизнесы, решившие полностью перенести свои мощности, пока это еще было возможно, а потому не вели вообще никакой коммуникации, и те, кто имел амбиции для работы с рынком страны-агрессора или уже работал на нем. Этим пришлось "труднее всего", потому что определенный процент из них "не хотел портить отношения", а остальные панически искали такой вид КСО, который не создал бы реальную нагрузку на их бизнес и дал бы окно возможностей, чтобы перегруппироваться и подумать, куда бежать выгоднее. То есть посмотреть, кто будет побеждать.

Поэтому в первые месяцы войны реакции брендов в медиапространстве можно разделить на три условные группы:

Hard mode антикризис. Какие стратегии бренды выбирали в первые полгода и почему

Первые реакции, с которых начинали бренды, стали основой для создания коммуникационных и бизнес-стратегий в следующем году. Каждая из вышеупомянутых "позиций" постепенно эволюционировала в определенный бизнес-подход, и уже после шести месяцев можно было увидеть следующее.

Проактивные компании определились с наиболее комфортными и приемлемыми для себя подходами для помощи – будь то участие в восстановлении разрушенных городов, регулярные донаты / закупки, или помощь с адаптацией пострадавших. Фактически, эта часть бизнесов интегрировала КСО в свою деятельность.

С точки зрения стратегии общения с аудиторией проактивные бренды выиграли больше всего, потому что позиционировали свою помощь как необратимые инвестиции в страну, а не как индульгенцию для продолжения предпринимательской деятельности.

Следовательно, тем, кто наиболее однозначно показал себя в первые месяцы войны, удалось взять высоту, с которой они теперь могут работать с лояльностью аудитории гораздо легче и эффективнее.

С "молчаливыми" брендами все гораздо интереснее. Как правило, о них можно сделать сразу два вывода: они не имели антикризисного плана внутри компании и не понимали, как работает управление репутацией в публичном пространстве.

Из-за большой задержки с коммуникацией в попытке "переждать" эта группа брендов потеряла окно возможностей для сохранения и повышения лояльности аудитории, а также привлечения новой аудитории и оказалась в наименее выигрышном положении из всех.

В момент, когда подобные бизнесы поняли, что "время потеряно", а это примерно третий месяц полномасштабной войны, они разбились на две подгруппы.

Следовательно вторые в лучшем случае конкурировали по полезности со средне-плохим волонтерским сбором, в худшем – просто тратили человекочасы на хаотические и бессодержательные движения, которые влияли на репутацию, примерно как сообщение в Инстаграм без промо-бюджета. То есть, никак.

Что касается "псевдо-лояльных" – это бренды, на месте которых после полугода войны оказалась группа "молчаливых". Те же, кто начал искать псевдо-КСО еще на старте вторжения, к настоящему времени уже определились, что им делать. Они ограничились "косметическими" изменениями в коммуникации, отчислением (номинальным) определенного процента на нужды армии, созданием "всу-товара" или призывом "покупайте у нас, но не забудьте сначала помочь государству".

Последствия такой коммуникации в первые полгода войны для каждой категории предпринимателей выглядят примерно так.

Проактивные компании получили удобную коммуникационную площадку, но многие из них не учли, что территория патриотизма ограничена во времени, а быстро полученная лояльность так же быстро превратится в детский бунт аудитории.

Молчаливые бренды потеряли время и возможность не столько для масштабирования, сколько для содержания существовавшей аудитории и ее среднего чека. Теперь им приходится строить интерес к себе и своим услугам почти с нуля.

Бренды, имитировавшие КСО изначально, наоборот, создали более-менее устойчивый подход к продажам и небольшой бонус к восприятию. Часть из них действительно внедрила полезные инициативы, часть – осталась как минимум формальным напоминанием о том, что в стране идет война.

Основные тезисы "победоносных" бизнесов в коммуникации оказались такими же проигрышными, как и основные тезисы "однодневных предпринимателей", ищущих выгоду. Чтобы долго и эффективно монетизировать аудиторию, к ней необходимо бережно относиться. В случае войны "бережно" – это терпеливо. Не превышая чрезмерно градус ни морального долга, ни дефицита.

Все это работает, когда речь идет о короткой "рывочной" мобилизации ресурса – психического и денежного. Такая мобилизация не позволит бренду эффективно действовать в публичном пространстве больше года, так что увлекаться не стоит.

Поэтому больше выиграли предприниматели, которые оперативно заявили о позиции, а впоследствии думали, как ее воплотить и в бизнесе, и в коммуникации так, чтобы при этом продолжить зарабатывать деньги, а не превратиться в борцов "за все хорошее против всего плохого".

Теперь посмотрим, как они управляют нашим с вами сознанием, чтобы зарабатывать больше даже во время войны.

Коммерческий героизм? Основные манипуляции от бизнесов

Манипуляции с товарными группами/неймингами/продвижением. Все эти колбасы "Бахмут", носки "Азовсталь", кафе "Чернобаевка" и бургеры с москалями (это, кстати, реальный кейс нейминга одного из столичных заведений) бизнесы выбирают, когда не имеют никакого уникального преимущества на уровне продукта, коммуникации или бизнес-модели в целом.

Это рассчитано на получение быстрой прибыли, но нет никаких доказательств того, что подобные методы действительно работают. Обычно единственный обозримый результат такой деятельности – заметное снижение лояльности постоянных клиентов уже через несколько месяцев. Этот инструмент можно отнести к вредным как для общества, так и для внедряющих его бизнесов.

Показательный "безопасный кенселинг". Это, например, наклейки с перечеркнутой свиньей на заведениях, таблички "помещение дерусифицировано", мерч "доброго вечора, ми з України" и т.д.

Они призваны повысить лояльность уже существующей аудитории и иногда могут давать требуемый эффект. Впрочем, это лишь имитация позиции – ведь в "зоне поражения" этих брендов физически отсутствует аудитория, которую они "кенселят", то есть некому быть "против" – это восстание без угрозы. Однако вреда от этого тоже никакого.

"Проценты на ВСУ" – манипуляции с легитимизацией своей деятельности. Бренды используют коммуникационное сообщение об отчислении определенного процента доходов на ВСУ, чтобы решить сразу несколько своих проблем:

Отбеливание серых категорий за счет гипотетического (ибо проверить невозможно) масштаба донатов. Привет всем микрокредитам и другим бойцам невидимого фронта украинской экономики. Война – один из лучших возможных периодов для агрессивной коммуникации подобных бизнесов, потому что у них всегда есть "железный" аргумент: "мы занесли на ВСУ N миллионов гривень". То, что N миллионов – это примерно 2% от их маржинальной прибыли, и куда ушли остальные 98% – остается за кадром. Впрочем, технически это (вероятно) не ложь.

Подмена понятий мотивации бизнес-деятельности – девелоперы. Как только крупные застройщики пришли в себя и поняли, что не все потенциальные инвесторы для нового жилья покинули страну, они начали возвращаться к привычной деятельности. Довольно часто – сопровождая это коммуникацией об "отстроим Украину вместе".

Однако сообщение "отстроим" предусматривает бескорыстную одностороннюю помощь пострадавшим, а не лихорадочную штамповку новых "свечей" вместо озера и попытку их распродать, пока импорт материалов не подорожал. Такая коммуникация — не более чем попытка выдать будничную коммерческую деятельность за благородные патриотические порывы.

Создание "военных коллекций". Этим успели отметиться немало бизнесов – от брендов одежды до ювелирных домов. Всегда ли это плохо? Нет, не всегда. Но главными являются детали.

Есть большая разница между "создать ограниченное количество уникальных качественных вещей" и "направить вырученные деньги на благотворительность" и запустить серийное производство некачественных сувениров с патриотическим названием и актуальными цветами. Сейчас на рынке хватает и первого, и второго, однако само существование второго будет постепенно "снижать моду" на желание носить что-то, связанное с Украиной. А это плохо.

Лоббирование собственных интересов и попытки восстановить позиции категории в обществе – производители табака и алкоголя. Можно ли считать деструктивным создание "патриотических" коллекций в этих индустриях, часть денег по выручке от которых идет на благотворительность? Вряд ли. Но следует помнить, что эти рынки по действующему украинскому законодательству чрезвычайно ограничены в рекламном инвентаре, форматах и вообще возможности контактировать с аудиторией, а потому, возможно, для них это не только способ подчеркнуть общественную позицию, но и один из инструментов обойти запрет популяризировать свою продукцию.

Высказанные в материалах внештатных экспертов мнения являются их личной точкой зрения и могут не совпадать с позицией редакции

Григорий Гурошев
маркетинг-стратег, основатель маркетинговой компании The Unlimited
Поделиться
Поделиться сюжетом
Источник материала
«Ми жертовні й самовіддані. Усе наше життя — це служба». Ексклюзивне знімання ELLE, присвячене Патронатній службі «Янголів»
Elle
2025-01-07T16:30:40Z
Wellboy випустив кліп та live-версію пісні "Себе немає"
Ukraine Art News
2025-01-07T15:49:06Z
Тепер офіційно: Зендея і Том Голланд заручилися
Elle
2025-01-07T11:58:45Z
"У моменті забув": Enleo прокоментував, чому в його плейлісті були пісні російських виконавців
Ukraine Art News
2025-01-06T19:15:50Z
Демі Мур вперше отримала «Золотий глобус»
KinoFilms
2025-01-06T18:03:34Z
Романтика на «Золотому глобусі»: Кайлі Дженнер і Тімоті Шаламе знову в центрі уваги
Elle
2025-01-06T08:57:35Z
Зендея спровокувала чутки про заручини з Томом Голландом
Elle
2025-01-06T07:03:44Z
15 найгарніших образів червоної доріжки «Золотого глобуса — 2025»
Elle
2025-01-06T05:39:33Z
Неочікуване повернення: Меган Маркл створила новий акаунт в Instagram
Elle
2025-01-01T19:24:36Z
У «Карнегі-холі» у Нью-Йорку відбудеться гала-концерт Українського музичного конкурсу
Ukraine Art News
2025-01-08T10:48:58Z
На фестивалі в Нідерландах відбувся перший спільний виступ учнів трьох українських шкіл
Ukraine Art News
2025-01-08T09:57:37Z
Ювелірні бутики IL Cammeo представили ексклюзивні вироби бренду Vhernier
Elle
2025-01-08T09:30:57Z
Розклад тижнів моди, за якими ми будемо стежити у 2025 році
Elle
2025-01-08T08:27:58Z
У Львові відбудеться Урочиста академія пісенного фестивалю “ЧОРНА ВИШИВАНКА”
Photo Lviv
2025-01-08T07:18:28Z
Сила духу і оптимізм: «Давня Казка» презентує пісню та кліп «Будьмо» про єдність українців
Photo Lviv
2025-01-08T06:04:14Z
Проєкт Жанни Кадирової зібрав понад 420 тисяч євро для України
Ukraine Art News
2025-01-07T18:45:41Z
Центр культурних досліджень створив електронний каталог можливостей для митців
Ukraine Art News
2025-01-07T15:01:11Z
PUMA випустила колаборацію з «Грою в кальмара»: костюми, кросівки та аксесуари
Gloss
2025-01-07T14:06:51Z
За два тижні - 126,2 млн переглядів: другий сезон "Гри в кальмара" очолює чарти Netflix
Ukraine Art News
2025-01-08T11:45:43Z
Фільм "Яремчук: Незрівнянний світ краси" став найкасовішою українською документалкою
Ukraine Art News
2025-01-08T10:45:56Z
Фільм про стосунки під час окупації Київщини "Медовий місяць" покажуть на Гетеборзькому кінофестивалі
Ukraine Art News
2025-01-08T10:00:47Z
Будинок Волтера Вайта з серіалу "Пуститися берега" виставили на продаж за $4 млн
Ukraine Art News
2025-01-08T08:01:09Z
«Золотий глобус»: драма «Бруталіст» з Едріаном Броуді стала найкращим фільмом 2024 року
KinoFilms
2025-01-07T19:36:28Z
10 найочікуваніших серіалів 2025 року
Elle
2025-01-07T18:54:40Z
Amazon зніме документальний фільм про Меланію Трамп
Ukraine Art News
2025-01-07T15:01:08Z
Пригоди Паддінгтона в Перу: дивимось трейлер продовження улюбленої історії
Elle
2025-01-07T15:01:07Z
Columbia Pictures і Sony PlayStation працюють над екранізацією відеогри Horizon Zero Dawn
Ukraine Art News
2025-01-07T11:51:46Z
Що таке невдале розташування будинку? 5 прикладів, як не треба будувати нові ЖК
Хмарочос
2025-01-08T10:55:16Z
У Парижі завершили будівництво 16-поверхівки з дерева. Дивіться, який вона має вигляд
Хмарочос
2025-01-08T09:54:47Z
Таємниці підземелля вулиці Князя Романа у Львові
Photo Lviv
2025-01-08T06:12:25Z
У Лондоні оголосили архітектурний конкурс на реконструкцію підземного переходу. Що з цього вийшло?
Хмарочос
2025-01-07T13:18:47Z
Семирічний хлопчик разом з батьком відвідав всі міста Англії на потязі
Хмарочос
2025-01-04T09:01:02Z
Стільське городище: древня столиця Білих хорватів і "Хоббітон" Львівщини
Ukraine Art News
2025-01-04T08:15:39Z
Варшава прибирає з вулиць бетон і асфальт та висаджує траву й дерева
Хмарочос
2025-01-03T09:45:57Z
ТОП-10 найпопулярніших публікацій Фотографій строго Львова за 2024 рік
Photo Lviv
2025-01-03T06:12:26Z
Дай Боже Донецьку чимскорше вернутися додому!
Ukraine Art News
2025-01-02T17:30:42Z
Пластуни представили Різдвяний вертеп у собору Святої Софії в Римі
Ukraine Art News
2025-01-08T11:42:41Z
Місячний календар стрижок на січень 2025 року
Elle
2025-01-08T11:10:02Z
У Києві оштрафували 72 водіїв, які перетворили Михайлівську площу на паркінг
Хмарочос
2025-01-08T08:34:14Z
Гостроносі чоботи — найстильніше рішення на зимову пору
Elle
2025-01-08T07:18:39Z
Кажанна прокоментувала фінансову нестабільність і заперечила, що перебуває "в рабстві лейблу Jerry Heil"
Ukraine Art News
2025-01-07T14:01:10Z
Українські бізнеси за кордоном відходять від діаспори і звертаються до місцевих споживачів
Хмарочос
2025-01-07T13:18:48Z
Великий Китайський гороскоп для всіх на 2025 рік
Elle
2025-01-07T12:33:46Z
В Україні через війну пошкоджені чи зруйновані 2156 об’єктів культурної інфраструктури
Ukraine Art News
2025-01-07T12:30:44Z
«Приємно, коли люди, які можуть дозволити собі будь-яку покупку, обирають український масмаркет-бренд». Інтерв’ю з засновницями MUST HAVE
Elle
2025-01-07T12:30:43Z
Роботаксі замість поїздки в аеропорт катало пасажира по колу на стоянці
Хмарочос
2025-01-07T08:16:21Z
"Бусифікація" стала словом року за версією словника неологізмів "Мислово": що ще ввійшло в добірку
Ukraine Art News
2025-01-06T22:45:40Z
Роботи Boston Dynamics не лише стабільно стоять на ногах, але й навчилися робити сальто
Gloss
2025-01-02T13:24:49Z
Архітектурна фотографія на смартфон: поради для початківців
Photo Lviv
2025-01-01T05:57:26Z
Євген Клопотенко розробив гаряче меню для «Укрзалізниці»
Хмарочос
2024-12-30T13:49:16Z
Volkswagen випадково злив в інтернет дані понад 800 тисяч користувачів свого додатка
Хмарочос
2024-12-30T09:37:32Z
Як квантово зростати в бізнесі: досвід ІТ-рекрутингової агенції EvoTalents
Elle
2024-12-27T10:13:32Z
Revolut вперше тестує мобільний застосунок в Україні
Хмарочос
2024-12-27T08:51:59Z
Огляд слота Tiki Reward
Cineast
2024-12-25T00:47:46Z
Рецепт ідеального узвару: корисний для імунітету напій, без якого неможливо уявити різдвяну вечерю
Elle
2024-12-24T10:45:44Z
Різдвяне меню: штолен, який виходить у всіх
Elle
2024-12-20T20:24:35Z
Королівський пляцок-пиріг: смачно через віки
Ukraine Art News
2024-11-15T09:30:48Z
Секрети приготування смачного бургера в домашніх умовах
Photo Lviv
2024-10-24T04:57:29Z
Дуже смачна лазанья з козячим сиром
Elle
2024-09-23T13:39:47Z
Сезонний десерт: хрустка та ароматна сливова галета
Elle
2024-09-19T07:32:19Z
Ідеальний соус до будь-яких страв: чатні з помідорів
Elle
2024-09-17T16:04:06Z
Від Бенедикта до шакшуки: 7 смачних способів приготування яєць
Elle
2024-09-13T11:13:30Z
Фетучіні зі шпинатом і сиром горгондзола
Elle
2024-08-30T13:09:44Z