Тарас Мигулко
Я занимаюсь дизайном уже 17 лет. Вчера ко мне в руки попало портфолио молодого дизайнера – оно напомнило меня самого в начале пути. В его возрасте мне бы очень пригодились советы более опытных ребят. Но тогда я получал уроки самостоятельно. Чтобы облегчить карьеру другим, я написал эту колонку. Возможно, она поможет научиться на чужих ошибках.
Всё началось, когда я заинтересовался рекламой – тогда я был еще совсем ребенком. Чтобы хоть как-то приблизиться к прекрасному, брал «Зенит» старшего брата и фотографировал все вокруг. Заморачивался с композицией, проявлял фотографии в ванне, прям как в детективах, сушил на прищепках. И уже тогда понимал, что детали – это не мелочи, а важные компоненты хорошего результата.
Увлечение графическим искусством стало настолько сильным, что после ВУЗа я устроился на полставки ассистентом дизайнера-верстальщика в Харькове. Мы тогда верстали журнал Roux – альманах по элитным городским заведениям. Это был мой первый опыт в профессии.
В те времена мой товарищ был менеджером крупной полиграфической компании Ukrayna-Yunʹ Chen с огромными площадями для глубокой печати. И он пригласил меня на новые задачи: допечатная подготовка файлов на этикетки, бутылки, пачки чипсов – всё в этом духе. Мне пришлось научиться проверять себя на ошибки, потому что всё, что уходит на печать, уже нельзя исправить. Ты либо сделал правильно, либо загубил партию.
Помню, был клиент – производитель воды «Миргородська». И по моей вине мы напечатали не тот номер телефона на этикетках – из-за спешки я ошибся в коде города. Менеджер этого тоже не заметил и подписал макет. И партия из нескольких тысяч бутылок вышла по сути бракованной.
Это был мой первый серьезный урок. С тех пор я выработал принцип: детально проверять макеты перед отправкой, сканировать информацию сверху вниз, слева направо – и так по 10 раз.
Я и мой первый опыт работы с Mac (Ukrayna-Yunʹ Chen)
Когда мне надоело заниматься механической работой, я устроился дизайнером рекламы в автомобильный журнал «Автобанлюкс». Там же менеджер подкинула мне подработку. Все было хорошо, пока однажды мне за нее не заплатили. Кончилось финансирование. Мог поддаться эмоциям, но поступил по уму – принял. Через полгода случилось чудо: тот же заказчик пригласил меня в другой журнал – Ovo image.
Делать дизайн такого издания – большой челлендж, так как приходилось работать с люксовыми брендами вроде Bentley и Vertu.
Помню, как пришел туда на собеседование и обомлел. Хоть и платили в два раза меньше, мне очень понравилось. Пожалуй, дело было в самом месте – центр города, старинное крутое здание, офис с огромными окнами, черные стены, длинные столы. В том издании я развил все свои навыки, а мое представление о мире дизайна круто изменилось. Деньги были вторичны, главное – опыт.
Там был классный арт-директор Артур, который вовремя появился в моей жизни и многому меня научил. С тем человеком мы общаемся даже спустя 14 лет. А тогда я пообещал себе – когда-нибудь я и сам стану арт-директором. Это был второй урок на пути к мечте – чтобы стать профессионалом, надо много трудиться.
Одним из наших клиентов стал самый большой гольф-клуб в Украине, открытый на какие-то сумасшедшие инвестиции. И мы с командой делали журнал Superior Golf. Тогда это считалось крутым – работать по международному формату. И работал я сутками, так как надо было выполнять планы и выпускать нужный объем.
Главный редактор того журнала был настоящим профессионалом и дал мне третий жизненный урок – дизайнеру стоит учиться терпению. Мы частенько сидели вместе с ним до ночи, и он мне говорил, что нужно исправить. Один раз, второй, десятый… Я тренировал нервы и усидчивость, а когда мы поставили журнал на поток, почувствовал – это победа. Первая моя большая победа.
Второй победой стал переезд в Чехию в 2008 году. Чтобы как-то выживать в съемной комнате в чужой стране, я устроился в молодежный журнал «Артек». С каждым днем всё больше узнавал про местную жизнь. Знакомство с людьми сперва было вынужденным, а потом я осознал свой четвертый урок – связи в дизайне не менее важны, чем в политике. И мне повезло.
Моя новая знакомая помогла мне устроиться в чешскую дизайн-студию. Работал за бесценок и набирался опыта на локальном рынке, потому что здесь вообще всё другое.
В то же время я выполнил один из заказов, которым до сих пор горжусь. Это был логотип для сети магазинов здорового питания по всей Чехии. Его впервые повесили 14 лет назад возле центрального вокзала Праги, и каждый раз когда я вижу его, невольно улыбаюсь.
Логотип для сети магазинов здорового питания в Чехии
В свободное от работы время я вел проекты знакомых и брал заказы по рекомендации. Это был новый мир, в котором приходилось понимать клиентов, говорить с ними на языке их болей и потребностей.
Тогда во мне зародилось понимание философии дизайна и его влияния на повседневную жизнь. Мой пятый урок состоял в том, чтобы глубоко изучать мир клиента и опережать ход его мыслей. Благодаря этому я научился заранее чувствовать, что мне хотят сказать, и предлагать решения – не просто удобные мне, а эффективные для бизнеса.
Многие клиенты – это дети, за которыми нужно присматривать, уделять внимание и заботиться. И в этой заботе я работал по 12 часов ежедневно. Дело было даже не в деньгах – меня просто затянуло. Я нашел заказчиков из США. С ними было 10 часов разницы, приходилось созваниваться из общежития поздним вечером, но это того стоило.
Мучался с QuarkXPress – программой по типу CorelDraw, но еще более сложной. Разобрался, делал свою работу и переводил в формат InDesign. Это был мой первый международный опыт – такой экзамен, который невозможно сдать без тех уроков, что я прошел ранее. И если ты хочешь расширения, то должен сам выходить в масштаб – это мой урок №6.
Дальше не мог особо расти, требовалось дополнительное вдохновение для выхода на новый уровень. Вернулся в Харьков, чтобы перезагрузиться. На родине я научился подмечать всё, что меня окружает, с профессиональной точки зрения, и искать решения, как это всё улучшить. Самое главное в любой профессии – быть наблюдателем и изучать рынок, мыслить как да Винчи, которые черпал свои идеи из окружающего мира.
Я перестал быть дизайнером только на работе. Меня волновало куда больше: юзабилити общественного транспорта, расстояние до указателей в метро, цветовая гамма приложений, когда ты выходишь на улицу. Тогда ко мне и пришло истинное понимание миссии дизайнера – делать мир вокруг удобнее, понятнее, краше.
После путешествия я подумал, что мои навыки верстки можно адаптировать под диджитал-рынок и взялся за дизайн мобильных приложений. Я всегда говорю своим клиентам: «When time become digital». И на этот раз принял это для себя. Мир менялся, и задача дизайнера – меняться вместе с ним. Таким был мой седьмой урок.
Все уроки, которые подкинули учителя и сама жизнь, помогли мне вырваться из рутины и понять, что естественное развитие дизайнера приводит к наставничеству – передаче того самого опыта другим. Это привело меня к арт-директорству в дизайн-студии Emote Agency – философии, благодаря которой я могу смотреть на задачу с разных углов и предлагать решения. Работы только прибавилось, но уже в другом качестве. Мы расширялись, а довольные результатом заказчики все больше нас рекомендовали – количество клиентов росло в геометрической прогрессии.
В итоге взглянул на весь свой путь и вспомнил слова учителя: «Делай – будет!», – и действительно, так карьера и устроена.
Наша команда и я с усами:))
А вот некоторые из наших проектов:
- Metapastry. Метавселенная для сладостей. Это игра в которой можно заказывать выпечку, и обучаться у кондитеров её делать.
- Docucomp. Сервис для безопасного формирования документов.
- Skipso. Платформа для контроля над бизнесом.
Теперь за меня говорит команда единомышленников и проекты каждого дизайнера. Мы вдохновляем друг друга на постоянный рост. Я участвую в брейнстормингах с клиентами, полностью погружаюсь в проекты, воплощаю задумки и дополняю решения коллег на основе пройденных уроков и своих ценностей.
Клиенты приходят к нам за экспертной оценкой, а я стараюсь быть внимательным не только к окружающему миру, но и к людям, который этот мир создают. Пожалуй, восьмой урок – самый важный.