MY.UAСтатьи
Когда возобновятся авиаперевозки в Украине
Когда возобновятся авиаперевозки в Украине

Когда возобновятся авиаперевозки в Украине


Украинский авиарынок ожидает кардинальных изменений после поставки в Украину истребителей F-16

Как украинскому рынку гражданской авиации помогут самолеты F-16 от западных партнеров? Когда смогут открыть для полетов украинское небо? Какие авиакомпании займут место банкротов? Сколько будут стоить билеты? Ответы на эти вопросы выяснила LIGA.net.

В апреле 2023 года Евроконтроль обнародовал "убийственный" для украинской гражданской авиации прогноз: этот рынок будет недоступен для Украины и ее авиакомпаний по крайней мере до 2029 года. В свою очередь это станет приговором для тех украинских авиаперевозчиков, которые после начала войны пытаются удержаться на плаву.

Еще полгода назад этот прогноз не вызвал бы удивления. Но сегодня есть основания в нем усомниться. Во-первых, из-за масштабной ротации самолетов, которыми пользовались украинские авиаперевозчики. Во-вторых, потому что власти в Украине заговорили о частичном открытии неба для гражданской авиации.

Как встретили 24 февраля ведущие украинские авиакомпании

После начала войны украинский рынок авиаперевозок можно охарактеризовать одним словом – крах. Полное отсутствие полетов в Украине, долги, безработный авиаперсонал, попытки хоть как-то выжить. Это неполный перечень "приятностей", ожидавших рынок после 24 февраля 2022 года.

Еще до начала военных действий первыми забили тревогу международные страховые компании. Ведь во всем мире большинство самолетов, эксплуатируемых авиаперевозчиками, находятся в лизинге. Страховые компании поставили условие лизингодателям, предоставлявшим авиакомпаниям флот: либо они вывезут свои самолеты из Украины, либо им прекратят покрывать страховые риски, если их самолеты пострадают из-за возможных боевых действий. Соответственно, лизингодатели потребовали от перевозчиков вывезти их собственность из Украины.

В самой плохой ситуации оказался самый молодой участник рынка авиаперевозок – компания Bees Airline Сергея Смирного, запустившаяся в Украине в начале 2021 года. За месяц до войны она начала регулярные перевозки на внутреннем рынке.

Лизингодатели отозвали из Украины в Европу все 4 самолета, которыми пользовалась авиакомпания. Поэтому в начале февраля ее руководство договорилось о "мокрым лизинге" с другим игроком рынка – авиакомпанией МАУ, входящей в группу Приват Игоря Коломойского и Геннадия Боголюбова.

Это позволило арендовать у нее четыре самолета вместе с персоналом. Впрочем, это не спасло ситуацию, потому что из-за нехватки флота Госавиаслужба в августе отозвала у Bees Airline сертификат эксплуатанта, без которого авиакомпания не имеет права летать.

Не лучше была ситуация и у самой МАУ. В ночь на 24 февраля, когда для гражданских полетов закрыли украинское небо, в Украине оставался 21 самолет из 24 общего флота.

В другой авиакомпании – "Роза ветров", входящей в сферу интересов одного из акционеров МАУ Игоря Коломойского, в Украине на данный момент остался весь флот из 11 самолетов. Также в Украине "застряла" часть флота авиакомпании Azur Air Ukraine Эльвиса Абдураимова, которая до войны совершала преимущественно чартерные рейсы по заказам туроператоров.

Относительно адекватной была ситуация у другого лидера украинского рынка гражданской авиации – авиакомпании SkyUp Юрия Альбы. По словам ее гендиректора Дмитрия Сероухова, еще за месяц они начали готовиться к масштабному вторжению и вывозить свои самолеты из Украины.

Удалось вывезти 10 из 11 самолетов. Последнему – уже без пассажиров – не хватило всего 20 минут для того, чтобы в ночь на 24 февраля покинуть воздушное пространство Украины, ведь пилоты получили приказ возвращаться в аэропорт отправления.

Похожая ситуация была 12 февраля. Тогда SkyUp была вынуждена посадить самолет прямо во время рейса, потому что лизингодатель запретил его эксплуатацию на территории Украины. Но перевозчик забил тревогу и благодаря переговорам с лизингодателями и Мининфраструктуры удалось договориться о компромиссе – часть рисков взяло на себя украинское государство, зарезервировав под эти нужды 16 млрд грн. Так он и остался в Украине, где находится до сих пор.

На сегодняшний день в государственном реестре остается 45 авиакомпаний с действительным сертификатом эксплуатанта. В то же время к 2014 году их количество составляло более 70. Об этом LIGA.net рассказал авиационный эксперт Богдан Долинце.

По его словам, на четырех перевозчиков – МАУ, SkyUp, Azur Air Ukraine и "Розу ветров" приходилось 93% перевозок".

Что для возобновления бизнеса делают авиаперевозчики, власти и ЕС

Активные изменения начали происходить на украинском рынке гражданских авиаперевозок с апреля 2023 года. Во-первых, в текущем месяце Евроконтроль обнародовал последний прогноз, согласно которому в Украине любые полеты будут ограничены до 2029 года. Для многих это не стало шоком.

Однако эксперт по авиационному праву партнер в ЮФ "Анте" Андрей Гук объясняет: Евроконтроль дает прогноз дважды в год на следующие семь лет. Но исходя из анализа состояния дел на сегодняшний день, ближайшие семь лет невозможно спрогнозировать – когда будет открыто воздушное пространство Украины. То есть, если через полгода положительных сдвигов будет больше, нелестный прогноз будет пересмотрен.

Но для этого есть некоторые предпосылки. К примеру, в сентябре 2022 года министр инфраструктуры Александр Кубраков заявил , что его ведомство рассматривает аэропорт "Львов" как первый для возобновления работы еще в условиях военного положения. Главным условием для этого являются гарантии безопасности. Если они будут, то и аэропорт на западе можно открыть для полетов. О них в мае 2023 года заявил министр иностранных дел Украины Дмитрий Кулеба. По его словам, достаточные средства противовоздушной обороны, в том числе самолеты F-16, позволили бы Украине открыть аэропорт во Львове.

"Такой опыт в мире есть. Например, так работают в Ливии, Ираке и Иране. но это исключение вместо правила. В этих странах местные авиаперевозчики осуществляют грузовые и пассажирские перевозки. Украина может по крайней мере изучить их опыт", – рассказал Богдан Долинце.

Среди примеров рассматривается также Израиль. Но необходимо учитывать, что его воздушное пространство намного меньше украинского и эту практику там уже хорошо отработали.

Активная деятельность началась и у самих перевозчиков. Во-первых, стало известно, что бывший монополист рынка – МАУ – передал свои находившиеся за пределами Украины самолеты для полетов авиакомпании "Роза ветров".

Теперь она может выполнять полеты за пределами Украины. В настоящее время эта авиакомпания использует три самолета из флота МАУ. Первый полет на одном из них "Роза ветров" совершила в мае 2023 года – по заказу египетской чартерной авиакомпании FlyEgypt.

Что касается самой МАУ, то с момента закрытия воздушного пространства над Украиной, авиакомпания пыталась выживать, оперируя четырьмя находившимися за пределами Украины бортами.

Еще летом 2022 года перевозчик заявил, что готов выполнять чартерные рейсы из Польши. Позже компания МАУ договорилась о чартерных рейсах для польского туроператора Itaka.

Также авиакомпания выполнила несколько рейсов для национальной сборной Украины по футболу. В целом, компания продолжала осуществлять перевозки до осени 2022 года. Но точку на этом поставил корпоративный конфликт между ее акционерами, Ароном Майбергом и Игорем Коломойским, о чем первый заявил еще два года назад. Это блокирует попытки деятельности компании.

За это время у МАУ сменился уже третий руководитель. Но конца-края конфликту не видно. Конфликт стал одной из причин передачи части флота "Розе ветров", которая также входит в сферу интересов Коломойского.

"Вообще МАУ не выглядит жизнеспособной сейчас", – подытожил Андрей Гук.

Также в конце мая 2023 года первый полет совершила Skyline Express, ранее функционировавшая в Украине под названием Azur Air Ukraine.

В компании уже два самолета, на которых она будет летать из европейских городов на морские курорты Египта и Турции. Оба судна принадлежат турецкой компании Mavi Gok Havacilik AS Она получила их из Украины.

Обновленный авиаперевозчик Skyline Express входит в сферу интересов турецкого туроператора ANEX Tour, что позволяет авиакомпании расширить сеть чартерных полетов.

Активное развитие в прошлом и нынешнем году продемонстрировала украинская авиакомпания SkyUp. Благодаря тому, что компания вывезла свои самолеты за пределы Украины до начала вторжения, она смогла овладеть для себя новой бизнес-моделью: сдавать их по контрактам "мокрого лизинга".

Для этого 22 марта они написали открытое письмо с просьбой спасти их бизнес, что в конечном счете позволило заключить договоры на "ветлиз" с нынешними партнерами в этом направлении – молдавскими авиакомпаниями FlyOne и Air Moldova, авиаперевозчиком Туниса TunisAir и т.д.

"Ветлиз" предусматривает использование воздушных судов вместе с экипажем, техническим обслуживанием оборудования и другими услугами.

"Сейчас мы ищем новых партнеров и открыты к предложениям и переговорам. География взаимодействия и сотрудничества по нашим контрактам достаточно обширна и включает несколько континентов", – рассказал LIGA.net СЕО SkyUp Сероухов.

По его словам, договориться о сотрудничестве на условиях "ветлиза" было сложно – будущие партнеры из-за войны сначала отказывали. Поэтому их приходилось убеждать. Но сработало – отныне "ветлиз" будет частью бизнес-модели SkyUp. В авиакомпании планируется по этой схеме привлекать партнеров и на других континентах.

Параллельно с этим перевозчик начал работу над созданием европейской дочерней авиакомпании, работа над которой длилась весь 2022 год. По словам Сероухова, открытие компании в ЕС было необходимо для эффективного выполнения контрактов на условиях мокрого лизинга, а также в перспективе – открытие регулярных рейсов из Европы.

В компании объясняют – авиарынки Украины и ЕС слишком разные. Хотя бы потому, что последний не пострадал от войны и очень оберегает своих игроков от потенциальных конкурентов. Поэтому стать частью этого рынка – максимально удачная идея. Об инвестициях в ее реализацию в SkyUp пока не говорят.

Сероухов отметил, что сначала в компании пытались устроить все за свой счет. Но потом были вынуждены обращаться за кредитами. Впрочем, банки не спешили их предоставлять – бизнес в Украине сейчас считается высокорискованным, отмечает гендиректор SkyUp.

В конце концов в мае 2023 года перевозчик объявил о запуске компании на Мальте, которая будет выполнять чартерные рейсы по заказам туристических компаний в ЕС, а с 2024 года будет выполнять уже внутренние рейсы по Европе. Сейчас ведутся работы по запуску системы онлайн-продаж билетов.

"Я считаю пример SkyUp – чрезвычайно удачным. Их опыт может вызвать только восхищение, несмотря на то, что авиакомпания была вынуждена идти на риск, отправляя самолеты и персонал в Африку, где сейчас заблокирован один из ее самолетов. Но в конце концов SkyUp может стать лидером восстановления авиационной отрасли в Украине", – считает Андрей Гук.

Как выживают без авиакомпаний их пилоты и летный персонал

Сохранение авиационного персонала – крайне сложная задача, связанная как с отсутствием работы, так и с возможностью уехать за границу на обучение или для работы.

"Эти вопросы можно решить только частично. Часто люди остаются наедине с проблемами. Значительное количество специалистов сейчас работают за границей. И это не всегда лучшие условия. Нельзя говорить, что в Украине были какие-то худшие условия труда", – объясняет Андрей Гук.

Пример того, как не оставить своих сотрудников без поддержки, продемонстрировала опять же SkyUp. В первые месяцы после закрытия украинского неба работа по контрактам "ветлиза" позволила перевозчику если не заработать, то хотя бы получить финансирование для содержания летного персонала.

"Это позволило оплачивать обучение пилотов, чтобы они не потеряли летные лицензии. Найти новых на постковидном рынке будет очень сложно. К тому же их нужно обучать как минимум несколько лет", – объясняет Сероухов.

В декабре 2022 г. страны ЕС создали фонд добровольной аэронавигационной солидарности. Среди прочего, он предоставляет средства и возможность проводить обучение для персонала и поддерживать таким образом их квалификацию и сертификаты.

По словам Богдана Долинце, большая часть персонала украинских авиакомпаний находится в режиме вынужденного простоя. Некоторые работники были уволены, а другая часть была мобилизована в ВСУ.

"Некоторые специалисты, в частности, бортпроводники и пилоты, смогли найти работу в других авиакомпаниях за рубежом, преимущественно в европейских, на условиях временных контрактов", – объясняет он.

Впрочем, это касается в основном летного персонала, который может легко адаптироваться к работе в других странах и по закону имеет право на выезд за границу на обучение или работу по контрактам. Многие работники аэропортов, хендлинговых компаний (наземное обслуживание самолетов), логистические перевозчики не относятся к авиационному персоналу. Потому остаются в Украине. В частности, из-за отсутствия знания языка или запрета мужчинам на выезд за границу. Они вынуждены искать новые возможности для работы в других сферах, рассказал Долинце.

Когда начнет восстанавливаться авиарынок и какими будут цены на нем после войны 

Несмотря на крайне неутешительный прогноз Евроконтроля, на рынке достаточно оптимистично оценивают его перспективы в ближайшем будущем. По крайней мере на следующие 2-3 года.

В частности, Богдан Долинце отметил, что после открытия украинского неба, пусть и частичного, восстановить полеты можно будет в сроки от нескольких недель до нескольких месяцев.

"Более точно прогнозировать пока невозможно, срок может варьироваться со следующего года до даты завершения войны", – считает он.

По мнению Андрея Гука, нынешняя война станет неплохой возможностью для многих украинских авиакомпаний буквально перезапустить бизнес. Это касается, в частности, МАУ. Также он уверен, что точно не уйдет с рынка авиакомпания Bees Airline. Государство же, вероятно, вернется к реализации идеи национального авиаперевозчика, которую поставила на паузу война.

Кроме этого, на рынке могут появиться новые лидеры – в частности, SkyUp готовится первой вернуться в Украину, когда ее воздушное пространство откроется хотя бы частично.

"А прошлые лидеры рынка из-за долговых обязательств могут к моменту окончания войны выйти банкротами. Но в то же время это отличная возможность заявить о себе небольшим и новым авиакомпаниям, ведь спрос на авиаперевозки на глобальном рынке после пандемии просто огромен", – считает Богдан Долинце.

Впрочем, существует риск, что "захватить" украинский рынок захотят и международные игроки. К примеру, европейские авиакомпании, увидев здесь перспективы, легко могут вернуться, предложив демпинговые цены. Поэтому после открытия воздушного пространства украинский рынок быстро может стать конкурентным.

Поделиться
Поделиться сюжетом
Источник материала
20-летняя модель завоевала титул «Мисс Украина 2024»: она представит страну на конкурсе «Мисс Мира»
Gloss
2024-12-06T16:30:50Z
В сети рассекретили имя мужчины, который должен был стать героем шоу «Холостяк-13» вместо Терена
Gloss
2024-11-29T17:16:39Z
Украинский Щедрик стал частью новогодней рекламы Chanel
Gloss
2024-11-22T16:13:24Z
Украинка стала режиссером нового клипа Леди Гаги
Gloss
2024-10-30T15:28:08Z
Рэпер Эминем впервые станет дедушкой: видео его реакции на новость
Gloss
2024-10-04T16:48:49Z
Linkin Park возвращается с новой вокалисткой спустя 7 лет после смерти фронтмена
Gloss
2024-09-06T15:22:47Z
Мадонна отметила свой 66-й день рождения в шляпе от украинского бренда
Gloss
2024-08-28T12:00:55Z
Анонимная певица Klavdia Petrivna впервые показала свое лицо в новом клипе с группой Tvorchi
Gloss
2024-08-23T15:52:15Z
Первая среди украинских звезд: Светлана Лобода спела для Грэмми
Gloss
2024-08-20T13:43:04Z
Balenciaga представила очень минималистичную обувь The Zero
Gloss
2024-12-04T18:36:54Z
Аукционный дом MacDougall;s проведет перед аукционную выставку 22-23 ноября в Лондоне
Ukraine Art News
2024-11-12T20:18:58Z
Самые смешные фотографии дикой природы: финалисты конкурса Nikon Comedy Wildlife Awards 2024
Gloss
2024-09-30T13:13:29Z
Надя Дорофеева презентовала клип на новую песню «Нитроглицерин»
Gloss
2024-08-07T15:40:50Z
Balenciaga выпустили самую дорогую в мире авоську за 7 тысяч долларов
Gloss
2024-07-17T16:30:55Z
В Steam стартовал фестиваль файтингов
Overclockers
2024-07-16T06:52:19Z
ЗНАКОМСТВО С ЛОНДОНСКОЙ ХУДОЖНИЦЕЙ ЛАРОЙ ДЖУЛИАН
Ukraine Art News
2024-06-08T15:42:56Z
Right 2 Fitness Unveils New Metabolic Ignition System for Women Over 30
Elle
2024-05-27T13:28:03Z
MONATIK выпустил новый клип на песню «А что?», режиссером которого стала Таню Муиньо
Gloss
2024-05-24T13:49:13Z
Netflix показал тизер мультсериала про Астерикса и Обеликса – видео
Gloss
2024-12-16T16:33:46Z
Вышел первый полноценный трейлер фильма Minecraft
Gloss
2024-11-20T14:43:04Z
Украинский трейлер фильма «Аматор» с Рамі Малеком
KinoFilms
2024-11-18T09:46:00Z
Украинский трейлер мультфильма «Нико: за Северным сиянием»
KinoFilms
2024-11-18T09:24:35Z
Украинский трейлер эротического триллера «Хорошая плохая девочка» с Николь Кидман
KinoFilms
2024-10-29T16:12:34Z
Первый трейлер сериала «Дюна: Пророчество» и дата премьеры
Gloss
2024-10-28T13:10:35Z
Украинский трейлер хоррора «Ночные ужасы»
KinoFilms
2024-10-28T11:04:00Z
Больше информации об игре Atomfall в новом трейлере
Overclockers
2024-10-21T06:31:55Z
«Хроники Силы»: Алан Бадоев и Ольга Навроцкая создали первую украинскую фэнтези-вселенную
Gloss
2024-10-15T14:42:50Z
Стала известна судьба собаки, которую заметили на вершине 140-метровой пирамиды Египта
Gloss
2024-10-24T17:16:12Z
В Берлине открыли самые высокие качели в Европе – видео
Gloss
2024-10-14T15:15:49Z
Доступ к реке: 6 идей, как киевляне могут получить комфортные набережные
Хмарочос
2024-09-30T13:23:52Z
ТОП-8 экстремальных видов спорта
Men's Life
2024-08-19T07:57:54Z
В Китае открыли 24-километровый морской мост, который побил сразу 10 мировых рекордов
Gloss
2024-07-03T12:40:09Z
Самый большой в мире круизный лайнер Icon of the Seas отправился в свой первый рейс
Gloss
2024-01-29T17:51:45Z
Самые комфортные места для жизни уже в недалеком будущем
Men's Life
2024-01-24T08:33:40Z
Культурное значение шампанского в разных странах
Gloss
2023-11-29T10:12:53Z
Лас-Вегас: удивительная история города азарта, мафии и головной боли для архитектора
MC Today
2023-11-24T17:21:39Z
From ballet to dinner shows: the creative evolution of Sebastiano Di Meo
Elle
2024-12-23T11:16:21Z
У ребенка популярной блогерши Саши Бо случилась остановка дыхания: как это произошло
Gloss
2024-12-20T15:36:47Z
Жим в Смите лежа
Men's Life
2024-12-20T09:01:12Z
МастерШеф 14 сезон. Випуск 15 від 07.12.2024
InfoHome
2024-12-19T10:36:53Z
Упражнения при простуде
Men's Life
2024-12-19T10:22:09Z
51-летняя певица Руслана впервые призналась, почему у нее нет детей
Gloss
2024-12-16T17:28:04Z
Ученые: тыква очень полезна для здоровья
Men's Life
2024-12-16T08:48:42Z
Чем чаще мужчина целует женщину, тем больше он зарабатывает
Men's Life
2024-12-12T10:32:09Z
МастерШеф 14 сезон. Выпуск 14 от 30.11.2024
InfoHome
2024-12-11T11:36:49Z
Всемирно известный блогер MrBeast построил город за $14 млн для своего шоу
Gloss
2024-12-17T14:11:03Z
OpenAI запустила нейросеть Sora, которая может создавать видео из текста
Gloss
2024-12-10T15:19:34Z
Купил – поюзал – утилизировал: новая экоинициатива оʼgо
Gloss
2024-12-06T14:19:05Z
The Septimius Awards: Jan-Willem Breure is breaking traditional rules of cinema
Elle
2024-11-22T06:42:45Z
Резиденцию Дональда Трампа охраняют роботы-собаки: что о них известно
Gloss
2024-11-18T14:40:27Z
Coca-Cola обновила свою культовую рождественскую рекламу с помощью ИИ
Gloss
2024-11-18T13:37:48Z
OpenAI добавляет в ChatGPT функцию веб-поиска
Overclockers
2024-11-01T07:52:06Z
AMD подготовила драйвер специально для Dragon Age: The Veilguard
Overclockers
2024-11-01T07:19:09Z
Louis Vuitton выпустили будку для собак за 66 тысяч долларов
Gloss
2024-10-31T17:13:49Z
Оливье по-особенному. Добавляем копеечный ингредиент!
InfoHome
2024-12-19T10:36:53Z
4 начинки для лаваша! Идеальная закуска на праздничный стол
InfoHome
2024-12-17T07:33:48Z
Салат Курочка под кайфом. Готовлю на любой праздник. Нравится всем!
InfoHome
2024-12-17T07:28:31Z
Две оригинальные закуски из самых простых продуктов
InfoHome
2024-12-14T07:39:34Z
Без этой закуски не обходится ни один праздничный стол. Закуска на Новый год
InfoHome
2024-12-12T07:37:07Z
Самый новогодний салат. Мимоза лимонная
InfoHome
2024-12-12T07:37:07Z
Мама научила! Теперь кто пробует просит рецепт! Съедается в один миг
InfoHome
2024-12-12T07:33:32Z
Торт Наполеон с необычным кремом
InfoHome
2024-12-07T08:06:46Z
2 яйца, стакан кефира и 3 стакана муки! В магазине таких не купить! Выпечка с сыром
InfoHome
2024-12-07T08:06:45Z