Впервые за пять лет в Украине будут пересмотрены минимальные оптово-розничные цены на алкоголь для увеличения доходов бюджета. Что из этого выйдет?
Минэкономики 12 июля обнародовало проект постановления о повышении минимальных оптово-отпускных и розничных цен (ЦРЦ) на некоторые виды алкогольных напитков.
Увеличить цену, ниже которой алкоголь продавать нельзя, в правительстве предлагают на 13-71% – в зависимости от того, о каком именно напитке идет речь.
Минимальные оптовые и розничные цены на алкоголь регулируются постановлением Кабмина №957 от октября 2008 года.
Последний раз МРЦ для алкоголя в целом увеличивали в сентябре 2018 года. Но для игристых вин и газированных винных напитков еще и в январе 2021 года.
Настало ли время для очередного повышения МРЦ? Насколько пропорционален будет рост? Почему среди производителей легального алкоголя есть как противники, так и сторонники этого шага? Когда это в конце концов может произойти? Ответы на эти вопросы искала LIGA.net.
Насколько могут повысить МРЦ и во многом логика
По данным Украинского центра экономики, после изменений с января 2021 года в Украине действуют следующие минимальные цены на винные напитки:
Что касается крепкого алкоголя, то минимальные цены на него не менялись уже пять лет.
Но 12 июля на сайте Министерства экономики обнародовали проект постановления, которым предполагается увеличить цены следующим образом:
По словам исполнительного директора "Экономического дискуссионного клуба" Олега Пендзина, то, что повышение МРЦ для разных категорий алкогольной продукции тоже существенно разное, вполне обоснованно. Например, минимальную цену неигристых вин предлагают увеличить на 62%, а водки – всего на 13%.
"Дело в том, что спирт в Украине как был, так и остался, а вот импорт в Украину винодельческого сырья за последние годы усложнился. Но и помимо этого, по сравнению с производством водки, производство вина сегодня значительно дороже. И по каждой из категорий алкоголя можно сделать логическое объяснение", – объясняет он.
Минимальные оптово-розничные цены как инструмент государственного регулирования действуют в Украине давно. Главная их цель – уменьшение проявлений недобросовестной конкуренции. По словам Пендзина, до введения МРЦ типична была ситуация, когда легальный производитель выставлял на продажу бутылку водки за 100 гривен, а рядом продавалась бутылка аналогичного, но контрафактного продукта за 75.
Поэтому, учитывая, что для многих людей цена – решающий фактор, легальная водка часто продавалась хуже нелегальной. Государство должно было вмешаться. Ведь уменьшение продаж легальных производителей через теневой продукт означает уменьшение поступлений в бюджет посредством налогов.
Как менялись МРЦ с 2008 года и почему повышать их решили именно сейчас
Минимальные оптово-розничные цены на алкоголь действуют в Украине с 2008 года и раньше пересматривались в среднем раз в год. Но в последний раз для алкоголя в целом – только в 2018 году.
Стоимость каждой бутылки спиртного включает в себя производственные затраты, акцизный налог, местный налог в размере 5%, НДС, торговую надбавку, расходы на логистику и прибыль.
"С учетом этого, фактическая стоимость бутылки, например, водки объемом 0,5 сейчас составляет уже минимум 95-130 гривен. А МРЦ на нее до сих пор составляет 89,4 гривен – на уровне 2018 года, когда МРЦ пересматривали в последний раз. То есть, возникла ситуация, при которой действующая минимальная цена уже не защищает производителя от недобросовестной конкуренции тех, кто не платит налоги", – объясняет Олег Пендзин.
В течение 2019-2022 годов стоимость спирта для производства алкоголя выросла на 27%, стеклотары – на 161%, колпачков – на 182%, виноматериалов – на 32%, пробки – на 109%, гофротары – на 36%, этикетки – на 29%.
Размер минимальной заработной платы увеличился на 60,6%, стоимость электроэнергии – на 113%, газа – на 184,9%, коммунальных услуг по водоотводу – на 89,8%.
"Изменения, которые произошли в социально-экономической сфере за последние годы, в том числе рост цен на сырье, комплектующие, энергоносители и т.д., требуют корректировки МРЦ. Последние изменения касались в 2021 году только категории некоторых вин. Поэтому сейчас мы очень рассчитываем на инициативу Минэкономики, поскольку производим сидр", – сообщили Liga.net в компании Carlsberg.
Для вин в 2021 году сделали исключение лишь потому, что в этой категории значительно возросла себестоимость производства из-за изменения многих названий – исчезло "Шампанское", "Коньяк", но появились игристые вина и бренди.
"Это нуждалось в перепечатке огромного количества этикеток, что и ведет к увеличению себестоимости, в том числе от которой и зависит формирование МРЦ", – пояснил Пендзин.
Кроме того, законом предусмотрен пересмотр МРЦ в случае изменения акцизного налога или других предпосылок, отмечает CEO Nemiroff Юрий Сорочинский. Поэтому сегодня у нас есть все основания для их пересмотра, поскольку акцизный налог в марте 2022 года был увеличен на 5%, а инфляция из-за войны составила не менее 25%.
По словам гендиректора корпорации "Укрвинпром" Владимира Кучеренко, за это время на веб-сайте Министерства экономики было опубликовано несколько редакций проектов изменений в постановление, но до сих пор ни одна из них не была утверждена или принята Кабмином.
Тянули в правительстве по многим причинам, объясняет Пендзин. Главным образом потому, что повышение цен на алкоголь и в частности водку, – очень ощутимо для рядового потребителя.
"Этот алкогольный продукт в какой-то степени социальный, поскольку меняет общественное мнение по многим вопросам. И может иметь негативные последствия для правящей политической партии, чего пытаются избежать", – считает он.
К тому же, в 2020 году началась пандемия, которая никак не способствовала уменьшению употребления алкоголя. Потом украинцев ждала острейшая фаза войны. Поднимать цены на алкоголь в такие периоды – не очень правильное политическое решение.
"Руки дошли только сейчас и, насколько я понимаю, оказали значительное влияние на это наши западные партнеры, которые настаивают на том, чтобы Украина сама наполняла свой бюджет", – объясняет Пендзин.
Учитывая все это, Федерация работодателей Украины (ФРУ) в конце апреля обратилась в Минэкономики с просьбой поднять МРЦ до соответствующей фактической величины. И в июле там наконец-то отреагировали.
Как производители реагируют на возможность повышения МРЦ
По словам Юрия Сорочинского, МРЦ – инструмент неоднозначный. Правительство устанавливает, что нельзя продавать алкоголь дешевле "Х". Но максимальные цены на алкоголь при этом не ограничивают.
"Обычная экономическая логика говорит о том, что, если у производителя растут издержки, рано или поздно, независимо от регулирования минимальных цен, он будет вынужден поднять цены. Ни одному производителю ничего не мешает сделать это. По факту, сегодня мы имеем уже значительно выше, чем МРЦ, цены на полках", – объясняет он.
Поэтому, главный на сегодняшний день аргумент в пользу повышения МРЦ – то, что легальные производители не выдерживают конкуренции с нелегальными производителями. Из-за использования сырья с нелегального рынка они формируют предложение товара по минимально допустимой цене.
Однако в таком случае, отмечает Сорочинский, ключевым является вопрос не цены, а использования нелегального сырья, а также вопрос акцизного налога. Легальный производитель его платит, а нелегальный – нет. В таких условиях невозможно конкурировать.
В общем, для того же Nemiroff рост минимальных цен на алкоголь не является наиболее критической или неотложной проблемой, поскольку компания не работает в самых низких ценовых сегментах.
Более важным для нас, как для легального производителя алкоголя, является введение правильного государственного контроля за движением основного сырья для производства водки – спирта. Без спирта невозможно делать водку, тем более теневую. В государстве всего 80 спиртзаводов и ввести лучшие европейские практики контроля за движением спирта не составляет проблемы", – уверен Сорочинский.
Как сообщал он LIGA.net, последние пять лет теневой рынок алкоголя в стране постепенно снижается, но все равно остается критически высоким. В первом квартале 2023 года его доля составила 31%.
В ассоциации "Укрвинпром" повышение минимальных розничных цен поддерживают однозначно. Хотя для определения их размера рекомендуется учитывать те реалии, в которых живет украинский потребитель.
"Мы за умеренное повышение – не более 10%, чтобы оно не стало болезненным для потребителя", – отмечает Владимир Кучеренко.
В связи с войной, объясняет он, покупательная способность украинцев значительно снизилась, поэтому повышение должно быть минимальным и соответствовать спросу на алкогольном рынке.
При чрезмерном повышении МРЦ – более чем на 10%, национальные производители, по его мнению, действительно могут потерять значительную долю рынка. При этом продажи теневого алкоголя как более дешевого сегмента рынка и импортного алкоголя увеличатся – за счет сравнения цен между национальной продукцией с импортной.
"По мнению национальных производителей, повышение МРЦ более чем на 10% является необоснованным состоянием на сегодняшний день", – говорит он.
В повышении МРЦ есть и противники. Среди их аргументов люди обеднели, в стране война. То есть более насущные потребности, алкоголь – один из социально значимых продуктов и, повышая цену на него, создается дополнительное социальное напряжение и другое.
Против повышения МРЦ и представители теневого рынка – если они будут составлять, например, 110 гривен за бутылку водки объемом 0,5 л, их продажи снизятся в пользу легального продукта. Но с другой, нужно учитывать, что ценовое регулирование, – это не совсем рыночный механизм, потому и последствия могут быть нерыночными, отмечает Юрий Сорочинский.
По его словам, если контроль за производством и оборотом алкоголя в стране не эффективен, то рост минимальных цен на продукцию лишь увеличит доходы "нелегалов".
Повысят или снова нет?
Неоднократные и, в конечном счете, неудачные попытки повысить МРЦ в течение 2019-2023 годов дают основания допускать, что и нынешнее предложение Минэкономики может остаться на уровне обсуждения. В частности, с сайта ведомства, проект постановления, размещенный там 12 июля, уже сняли.
"То есть, мы даже не знаем, каким он будет в окончательной версии, – что и насколько реально может вырасти", – рассуждает Владимир Кучеренко.
По его словам, Ассоциация неоднократно обращалась в Минэкономики с предложениями и обоснованием расчета МОЦ и МРЦ (минимальных оптовых и минимальных розничных цен. – Ред.). А именно: по обеспечению пропорционального увеличения.
В настоящее время правительство рассматривает очередной проект изменений в постановление и предлагает увеличение МОЦ и МРЦ на отдельные виды алкогольных напитков. Впрочем, Кучеренко уверен, что принятие изменений в соответствующее постановление напрямую зависит, в том числе, и от политической воли высшего руководства страны.
Олег Пендзин считает, что шансы на повышение МРЦ сейчас высоки. Но все будет зависеть от конкретных сроков, потому что такого рода изменение – действительно исключительно политическое решение.
"Уверен, что этому будут предшествовать многочисленные консультации с бизнесом, чтобы не допустить удара по потребителю. Поэтому сценарии принятия этого постановления могут быть разными. Я допускаю, что финальные МРЦ могут быть не так сильно повышены, как было отмечено в проекте постановления от 12 июля ", – отмечает он.
В свою очередь Сорочинский отмечает, что цены – это индекс инфляции, поэтому вопрос, "повысят или нет", имеет дилемму внутри себя.
"Если поднимать, то увеличивать на индекс инфляции. Если нет – что делать с нормой закона?", – рассуждает он.
Почему повышение МРЦ не означает уменьшения теневого рынка
Согласно исследованию Kantar Ukraine, в 2022 году доля теневого рынка алкоголя составила 36%. Впрочем, сравнивая, например, с 2019 годом, когда она достигала 55%, сейчас ситуация гораздо лучше. Но это связано не с ликвидацией теневых производителей, а с уменьшением производства спирта в принципе.
По словам Сорочинского, МРЦ действительно был введен законом Украины как инструмент борьбы с теневым рынком. Но в компании, судя по ее опыту, не могут говорить о прямой корреляции между минимальными ценами и уменьшением теневого рынка алкоголя.
"По нашей внутренней оценке, доля теневого рынка составляет от 40 до 50%, к сожалению", – уверен CEO Nemiroff.
Пендзин также отмечает, что считать МРЦ инструментом борьбы с теневым рынком, – ошибочно. По его словам, МРЦ только защищают легальных производителей от недобросовестной теневой конкуренции. Но их доля рынка при этом не сокращается, а попросту не увеличивается.
Владимир Кучеренко считает, что, поскольку за несоблюдение постановления о МРЦ налагаются штрафы, они, безусловно, влияют на уменьшение теневого рынка. Но при этом не следует забывать, что функция борьбы с теневым оборотом осуществляется Государственной налоговой службой.
"Постановление действует уже 15 лет, если бы это было неэффективно, его отменили бы. Результаты контрольно-проверочной работы по соблюдению МРЦ подтверждают необходимость существования такого регулирования", – подытожил он.
Как изменится цена алкоголя для конечного потребителя после повышения МРЦ
Относительно масштабов подорожания алкогольной продукции для конечного потребителя вследствие повышения МРЦ все опрошенные Liga.net эксперты сходятся в одном – пропорционального роста алкоголя на полках магазина точно не будет.
Олег Пендзин объясняет: производитель может устанавливать любую цену, которая не ниже минимальной. То есть вполне возможно, что МРЦ вырастет, а водка, которая стоила 110 гривен, в такую же цену и будет продаваться. Ведь экономически обоснованных причин для роста цены не было.
"Главное, что стоит запомнить: МРЦ хоть и зафиксированы государством, не означают, что нужно продавать именно за столько. Если вы производите уникальный продукт, продаете его за 150 гривен и его покупают, то при условии, что у вас с себестоимостью ничего не меняется, вам повышать цену нет никакого смысла", – подчеркивает он.
Такого же мнения и Сорочинский. По его словам, повышение отпускной цены производителем никогда не будет одновременно пропорционально росту минимальной цены, хотя спирт и является основной составляющей ликероводочных изделий.
"Производитель будет пытаться определенным образом "сгладить" рост цены для конечного потребителя", – отмечает CEO Nemiroff.
Владимир Кучеренко просто приводит пример 2021 года – минимальная цена на украинские игристые вина, газированные вина, сброженные напитки, и ароматизированные игристые вина выросла тогда с 89 до 109 грн за бутылку 0,7-0,75 литра, то есть на 22%. Но на конечную стоимость вина для потребителя это все равно не повлияло.