Обнаружили в своем почтовом ящике 207 непрочитанных сообщений от неизвестных отправителей? Вы не одиноки! Каждый день по всему миру отправляется примерно 250 млрд электронных писем, 45% из которых – спам.
Другими словами, на каждого жителя Земли приходится по 14 нежелательных сообщений в день. Если вы тоже в числе их получателей, вам будет полезно узнать, как избавиться от навязчивых рассылок и не стать жертвой мошенников.
Редакция MC.today разобралась, что такое спам, изучила его причины и узнала, как избавиться от надоедливых звонков и писем.
Зміст
- Что такое спам?
- История спама
- Виды и формы спама
- Причины спама и мотивация спамеров
- Чем спам отличается от фишинга
- Как остановить спам-рассылки на электронную почту
- Как защититься от sms-спама
- Как избавиться от навязчивых телефонных звонков
- Часто задаваемые вопросы (FAQ)
- Заключение
Что такое спам?
Спам – это массовая рассылка электронных писем или сообщений в мессенджерах и соцсетях без согласия пользователей. К спаму также относят рекламные или мошеннические звонки.
Основной характеристикой спама является его навязчивость и несогласованность с интересами и запросами пользователей. Например, вы каждую неделю получаете письмо с заголовком «Газобетон со склада в Виннице», но живете в Запорожье и вообще никак не связаны со строительством.
Не пропустите ни одной важной новости от MC.today
История спама
Первую массовую рассылку нежелательных писем через электронную почту зафиксировали еще за 10 лет до того, как Тим Бернерс-Ли разработал протокол HTTP и технологию URL, которые стали основой современного интернета.
Произошло это 3 мая 1978 года, когда рекламщик компании Digital Equipment Corporation, Гэри Туэрк (Gary Thuerk), отправил 393 пользователям первой в мире компьютерной сети ARPANET письма с рекламой компьютера DECSYSTEM-20.
«Настоящая проблема заключалась в том, что мы не составили список рассылки, поэтому все адреса появлялись в заголовке и в теле сообщения», – признавался впоследствии Туєрк. Реакция на электронное письмо не заставила себя ждать.
За свою самодеятельность новатор получил выговор от администрации сети, которая находилась под контролем Министерства обороны США. Однако эта рассылка навсегда вписала имя Гэри Туэрка в историю. Теперь мы знаем его, как отца email-маркетинга и изобретателя спама.
Консервы SPAM
Впрочем, спамом подобные действия тогда еще никто не называл. Использовать термин «спам» стали позже и при весьма любопытных обстоятельствах. Начнем с того, что английское SPAM (произносится «спэм») – это марка популярных в США мясных консервов.
Во время Второй мировой войны их массово поставляли на фронт. А после окончания войны банки с надписью SPAM наводнили полки магазинов и благодаря дефициту продуктов питания стали основным блюдом на столах европейцев.
Реклама ветчины SPAM
Так, например, в послевоенной Великобритании жареная ветчина SPAM долгое время была одним из самых распространенных блюд и успела настолько приесться покупателям, что превратилась в объект насмешек.
Особую популярность шуткам о вездесущих консервах принес скетч британской комедийной группы «Монти Пайтон». Кстати, если кто-то не знает, именно в честь нее Гвидо ван Россум назвал язык программирования Python, который стабильно занимает первые места в различных рейтингах популярности.
Итак, в сценке «Монти Пайтон» 1970 года герой приходит в кафе и просит принести ему блюдо без спама. На что официантка отвечает, что таких нет, но, к счастью, есть блюда с небольшим количеством спама.
Клиент начинает возмущаться, тем временем хор посетителей на заднем плане исполняет песню «Lovely Spam! Wonderful Spam!». В общей сложности слово «спам» упоминалось в скетче 108 раз, после чего сделалось синонимом чего-то назойливого и бесконечно повторяющегося.
Поэтому в 80-х годах, когда потоки рекламы стали мешать общению в сети Usenet
Виды и формы спама
Любой вид спама может негативно повлиять на пользователей. Поэтому для эффективной защиты стоит знать их особенности.
Спам в электронной почте
Вид спама, известный как «email spam», представляет собой массовую рассылку нежелательных писем через электронную почту. Основная цель – продвижение товаров и услуг, зачастую низкого качества, а также мошенничество.
Главные особенности этого вида спама: массовость, использование поддельных адресов отправителя и зачастую вредоносные вложения или ссылки.
Как работает спам в электронной почте
- Сбор адресов электронной почты. Сначала спамеры собирают большие базы данных с адресами электронной почты. Они могут делать это разными способами. Например, покупать списки адресов, использовать программы для сканирования веб-сайтов или генерировать email рандомным образом.
- Создание сообщений. Следующим шагом является создание нежелательных сообщений. Обычно спамеры создают шаблоны писем, которые содержат рекламу продуктов, услуг, фальшивые предложения или даже вредоносные вложения.
- Использование поддельных данных. Чтобы скрыть свою личность и избежать преследования, спамеры могут использовать поддельные адреса отправителей и фальшивые имена.
- Массовая рассылка. Спамеры используют специальные программы или сервисы для отправки этих сообщений в больших количествах. Они могут отправлять сотни тысяч или даже миллионы писем одновременно.
Важно отметить, что спам в электронной почте является недопустимой и незаконной практикой в большинстве стран и нарушает правила и политику многих почтовых служб.
Спам в социальных сетях
Спам, который направлен на социальные медиаплатформы, такие как Facebook, Instagram, Twitter и другие. Спамеры создают фейковые аккаунты и размещают нежелательные материалы. Особенности: назойливая реклама, фейковые профили, автоматизация процесса публикации сообщений.
Спам на веб-сайтах и форумах
Этот вид спама охватывает различные онлайн-платформы: форумы, блоги и веб-сайты. Спамеры публикуют нежелательные комментарии, сообщения и ссылки с агрессивной рекламой. Особенности: использование автоматизированных ботов для массовой публикации, размещение ссылок на сайты с нерелевантной информацией.
SMS и мобильный спам
Речь идет о спаме с применением мобильных устройств, который включает в себя отправку нежелательных SMS-сообщений, рекламные или мошеннические звонки.
Причины спама и мотивация спамеров
Главная цель спама не отличается оригинальностью – это получение денег. Но отличается подход к достижению этой цели – спамеры не утруждаются предварительным сбором информации.
Например, легальный email-маркетинг при планировании рассылки выделяет целевую аудиторию и собирает контактную информацию подходящих пользователей через лендинги, вебинары, подписки и опросы.
Создатели спама, напротив, используют самые простые в реализации и дешевые методы. Как правило, они создают миллионы однотипных сообщений и отправляют их на все доступные адреса электронной почты.
Эффективность таких рассылок крайне мала. По статистике TechRadar, на 12,5 млн отправленных сообщений приходится один ответ. Однако за счет огромного охвата сети спам-боты ежегодно приносят своим создателям миллионы долларов.
Чем спам отличается от фишинга
- Спам – это рассылка, которую отправляют множеству людей одновременно, чтобы продать товары сомнительного качества. Для наглядности его можно сравнить с ловлей рыбы с помощью огромной сети.
- Фишинг – это более избирательный вид мошенничества, в котором мошенники маскируются под известные бренды, чтобы получить конфиденциальные данные пользователей: логины, пароли, данные кредитных карт. Он больше напоминает рыбалку на удочку. Подробнее мы рассматривали методы фишинга в другой нашей статье.
Как остановить спам-рассылки на электронную почту
Многие почтовые службы и платформы предоставляют антиспам фильтры, которые помогают автоматически фильтровать нежелательные сообщения. Несмотря на это им можно и нужно помогать.
- Отмечайте подозрительные письма как спам. Так вы избежите взаимодействия с опасными сообщениями и покажете спам-фильтрам, что подобные письма для вас не интересны. Вы также можете заблокировать отправителей, чтобы перестать получать от них нежелательную почту и автоматически отправлять ее в «спам».
- Не публикуйте свой основной адрес на сайтах. Дело в том, что злоумышленники легко могут найти и собрать даже тысячи email с любого сайта с помощью специальных приложений – парсеров.
- Не открывайте письма со спамом. Когда вы открываете письмо, спамеры понимают, что это действующий адрес и будут еще сильнее бомбардировать вас сообщениями.
- Не оставляйте свой email незнакомым или ненадежным компаниям. Самое меньшее, что они могут сделать, – это продать ваш адрес спамерам.
- Защитите свой адрес. Это можно сделать несколькими способами. Во-первых, заведите отдельный адрес для бронирования отелей или онлайн покупок. Во-вторых, если вам всё же придется оставить в сети свой адрес, запишите его словами. Например, так: эмси тудэй собака гугл точка ком. В-третьих, используйте вариации существующего ящика. Например, gmail не учитывает в адресе точки. Поэтому [email protected] и [email protected] – это один и тот же ящик. Используйте это возможность для настройки спам-фильтра. Так вы сможете оставлять адрес без точки в подозрительных случаях, а затем отправлять письма с него в папку «спам».
- Отпишитесь от рассылок. Иногда то, что кажется спамом, может оказаться рассылкой, на которую вы сами того не замечая подписались. Это займет некоторое время, так как копка «отписаться» имеет свойство прятаться в самом низу письма. Но результат будет носить более долговременный характер. Есть также сервисы, которые позволяют быстро отписаться от всех рассылок одним списком. Например, приложение Unroll.Me для iOS и Android.
- Никогда не переходите по ссылкам в письмах. Открывайте ссылки только в письмах от известных отправителей. Даже если письмо пришло от друга и коллеги, лучше убедиться, что он его действительно отправлял.
Как защититься от sms-спама
Спам с помощью sms занимает место в памяти телефона и может быть очень раздражающим, отвлекая от работы. Но есть действенные способы для того, чтобы с ним покончить:
- Никогда не отвечайте на сообщения. Отправители спама могут использовать хитрую уловку. Они пишут что-то типа: если вам нежелательны эти сообщения, отправьте «стоп», чтобы отписаться от рассылки. На самом деле мошенники только этого и ждут: так вы покажете, что являетесь реальным человеком, после чего атаковать вас сообщениями станут еще чаще.
- Сообщите о спаме своему мобильному оператору. У всех крупных операторов есть центры по борьбе со спамом, куда можно отправить полученное сообщение. Так вы внесете свой маленький вклад в борьбу с нежелательными рассылками.
- Заблокируйте номер отправителя. Айфоны и телефоны на Android позволяют заблокировать отправителя. Подключение этой функции в разных моделях может отличаться. Но учтите, что спамеры о ней знают, поэтому обычно используют большое количество sim-карт.
Как избавиться от навязчивых телефонных звонков
Три раза в день звонят, чтобы предложить кредит или установку охранной сигнализации? Предлагаем решение этой проблемы:
- Молчите в трубку. Роботы, которые осуществляют спам-звонки, реагируют на человеческий голос. При этом смысл слов не важен, роботу важно понять, что на том конце провода находится человек, чтобы перевести звонок на оператора. Ничего не говорите и робот через пару секунд отключится сам. Таким образом, когда звонят незнакомцы, ждите, пока они заговорят первыми.
- Абонент не обслуживается. Мошенникам интересны лишь активные номера. Запишите на диктофон сообщение «номер временно не обслуживается» и воспроизведите, когда вам звонят. Обычно после этого номер удаляют из списка.
- Используйте специальные приложения. Например, бесплатный Truecaller, который защити вас от нежелательных звонков и sms, чтобы вы общались только с важными для вас людьми.
- Заблокируйте звонки с неизвестных номеров. К примеру, на Android для этого нужно зайти в стандартное приложение «Телефон», выбрать «Настройки» и пункт «Блокировка номеров», затем активировать блокировку вызовов с неизвестных и скрытых номеров. Начиная с 13 версии операционной системы iOS настроить блокировку неизвестных номеров еще проще: Настройки → Телефон → Заглушение неизвестных.
Часто задаваемые вопросы (FAQ)
Что такое спам?
Спам – это нежелательные сообщения, которые массово рассылаются через различные средства связи, такие как электронная почта, социальные сети или SMS, с целью рекламы, мошенничества или распространения вредоносных программ.
Какие виды спама существуют?
Существует несколько видов спама, включая спам в электронной почте, спам в социальных сетях, спам на веб-сайтах и форумах, а также sms и мобильный спам.
Как спам попадает в мой почтовый ящик?
Спамеры могут получать адреса электронной почты разными способами. Например, через покупку баз данных, сканирование веб-сайтов или хищение адресов из других источников. Затем они отправляют на эти адреса массовые письма.
Как узнать, что полученное сообщение является спамом?
Признаками спама могут быть нежелательная реклама, странные ссылки, просьбы предоставить личные данные или сомнительные приложения. Антиспам фильтры могут также помочь автоматически определить спам.
Каковы последствия получения спама для моей безопасности?
Спам может содержать вредоносные вложения или ссылки на вредоносные сайты, что может привести к утечке личных данных, инфицированию компьютера вирусами и другим угрозам.
Какие меры безопасности я могу принять, чтобы защититься от спама?
Вы можете использовать антиспам фильтры, не открывать подозрительные вложения, не разглашать личные данные и быть осторожными с незнакомыми сообщениями.
Что такое антиспам фильтры и как они работают?
Антиспам фильтры – это программные или аппаратные средства, которые автоматически определяют и блокируют спам. Они анализируют содержание писем, адреса отправителей и другие признаки, чтобы определить, является ли сообщение спамом.
Как спамеры получают мой адрес электронной почты?
Спамеры могут получать адреса электронной почты из различных источников, включая публичные базы данных, форумы, социальные сети, а также вредоносные программы.
Как я могу пожаловаться на спам и бороться с ним?
Вы можете жаловаться на спам в вашем почтовом клиенте или на сайте провайдера. Также, следует соблюдать меры безопасности, обучаться, как избегать спама и рассказывать об этом близким.
Какие законы и нормативы регулируют отправку спама и какие наказания предусмотрены за нарушение этих правил?
В большинстве стран существуют законы, регулирующие отправку спама. Нарушители могут подвергаться административным и уголовным наказаниям, включая штрафы и тюремное заключение, в зависимости от серьезности нарушения.
Заключение
Спам остается серьезной проблемой, но с правильными мерами предосторожности и использованием современных технологий можно снизить его воздействие. Помните о безопасности в интернете и будьте бдительными при взаимодействии с незнакомыми сообщениями.