MY.UAСтатьи
Пожизненная ценность клиента : почему бизнесу важно следить за этой метрикой
Пожизненная ценность клиента : почему бизнесу важно следить за этой метрикой

Пожизненная ценность клиента : почему бизнесу важно следить за этой метрикой

«Для нас важен каждый клиент», – не устают повторять представители бизнеса. Но все ли клиенты равноценны, и какие суммы имеет смысл тратить на их привлечение и удержание? Ответить на эти вопросы позволяет одна из главных маркетинговых метрик – LTV.

Помогаем
Детям из Мариуполя нужно 120 ноутбуков для обучения - подари старое "железо", пусть оно работает на будущее Украины

Редакция MC.today разобралась, что такое LTV (пожизненная ценность клиента), изучила формулу расчета этого показателя, что он значит для бизнеса и как его улучшить.

Зміст

  • Что такое LTV
  • Как рассчитать LTV: формула и основные переменные
  • Примеры расчета LTV
  • Стоимость привлечения клиента (CAC) и его качество
  • Значение LTV для бизнеса
  • Как увеличить LTV
  • Связь LTV с другими маркетинговыми метриками
  • Заключение

Что такое LTV

Lifetime Value (LTV), или пожизненная ценность клиента – это показатель прибыли, которую один клиент приносит компании за все время, пока с ней сотрудничает. Иногда для обозначения этого же термина употребляют похожую аббревиатуру – CLV, или CLTV, что расшифровывается как Customer Lifetime Value.

Концепция Customer Lifetime Value

Представим, что вы – владелец кофейни. Если гость зашел в ваше заведение, ему понравился сервис, и он стал ходить регулярно – показатель LTV растет. Но когда клиент приходит пару раз, а потом разочаровывается и уходит – LTV остается низким.

Простыми словами, LTV показывает денежную стоимость отношений с клиентами и помогает рассчитать прибыль, которую они могут принести в будущем. Это позволяет грамотно составить маркетинговый бюджет и выделить ту целевую аудиторию, сотрудничество с которой наиболее выгодно бизнесу.

Не пропустите ни одной важной новости от MC.today

Например, в нашу воображаемую кофейню студенты заходят каждый день и, как правило, берут один американо. А женщины с детьми могут заходить пару раз в неделю, но при этом каждый раз заказывают большой латте, молочный коктейль и несколько дорогих десертов. 

Как рассчитать LTV: формула и основные переменные

В зависимости от специфики бизнеса и требований к точности расчета, применяются разные формулы LTV. Самая простая из них выглядит так:

Формула LTV

  • Lifetime – это метрика, которая показывает общий срок работы с клиентом от первого до последнего заказа.
  • ARPU – аббревиатура, которая расшифровывается как average revenue per user, или в переводе с английского – «средний доход на одного пользователя». Этот показатель означает средний доход от одного пользователя за единицу времени, как правило, за месяц. 

Примеры расчета LTV

Предположим, что вы хотите посчитать метрику LTV для провайдера, клиенты которого ежемесячно оплачивают стоимость подключения к интернету. Средняя цена месячной подписки – 150 грн. Активными пользователями клиенты в среднем остаются по 3 года. 

Получается, что LTV = 150 грн х 3 года х 12 месяцев = 5400 грн

В других сферах бизнеса, где платежи не носят регулярный характер, удобнее пользоваться более сложной формулой LTV:

Формула LTV

  • AOV (Average Order Value) – средняя сумма заказа.
  • RPR  (Repeat Purchase Rates) – частота покупок за единицу времени.
  • Курс Java.
    Всюди потрібні фахівці, які володіють магією програмування - особливо у світі Java! Приєднуйтесь і станьте частиною магії програмування!
    Дізнатися про програму
  • Lifetime – общий срок работы с клиентом.

Посчитаем по этой формуле LTV воображаемого магазина одежды. Допустим, что средний чек его покупателей 800 грн,  Lifetime – 7 лет и постоянные покупатели возвращаются трижды в год – это средний по отрасли показатель, выше его только значения у брендов быстрой моды

Тогда LTV = 800 грн  х 3 х 7 лет = 16800 грн

Нужно отметить, что такой показатель носит вероятностный характер. Мы не можем быть до конца уверенными, что средний чек за семь лет не изменится, а покупатели не сбегут к конкурентам. Но вычисленное значение LTV может служить удобным ориентиром для планирования развития бизнеса.

Стоимость привлечения клиента (CAC) и его качество

Знание LTV позволяет сравнить его со стоимостью привлечения клиента, или Customer Acquisition Cost (CAC). Этот показатель определяет, какая доля маркетингового бюджета тратится на приобретение одного клиента и вычисляется по формуле:

Формула САС

  • TCM, или Total Cost of Marketing – общая стоимость маркетинговых мероприятий.
  • CA, или Customers Acquired – количество полученных с помощью маркетинга клиентов.

Таким образом, если наш провайдер потратил 80 тыс. грн на рекламную кампанию и привлек с ее помощью 100 клиентов, то стоимость одного клиента будет составлять 80000 / 100 = 800 грн. 

Много это или мало, и насколько такие клиенты будут выгодны компании можно определить с помощью показателя «Качество клиента». Он рассчитывается по формуле:

Формула для расчета качества клиента

  • КК – качество клиента.
  • LTV – пожизненная ценность клиента.
  • Курс Frontend.
    На курсі ти освоїш стильний дизайн. Стань майстром програмування зовнішнього вигляду сайтів та розкрий свій талант у світі веб-розробки.
    Більше про курс
  • CAC – стоимость привлечения клиента.

Если качество клиента равно 1, нужно что-то менять, так как каждый потраченный доллар приносит только $1 прибыли. Качество, равное 2, говорит о низкой окупаемости расходов, а показатель 3 и выше – свидетельство того, что полученные клиенты принесут компании высокую прибыль.

В случае с провайдером САС одного клиента равен 800 грн, а его LTV – 5400 грн. Отсюда качество клиента составляет 5400 / 800 = 6,75. Делаем вывод, что маркетинговая компания себя полностью окупила, провайдер получил ценных клиентов и работает очень эффективно.

Значение LTV для бизнеса

LTV является ключевым показателем для успешной работы компании, так как он помогает оптимизировать затраты, максимизировать прибыль и создавать долгосрочные отношения с клиентами, что является фундаментом стабильного и успешного бизнеса.

  • Продолжительность отношений с клиентами. LTV оценивает, насколько долго клиент остается с компанией, и как долго он приносит выручку. Это позволяет оценить степень лояльности клиентов и их готовность продолжать пользоваться продуктами или услугами компании в будущем.
  • Максимизация прибыли. Высокий LTV означает, что клиенты за всю их «жизнь» приносят компании больше денег. Это может помочь в выборе целевой аудитории из лояльных клиентов, которые вносят больший вклад в финансовый успех.
  • Оптимизация маркетинговых затрат. Расчет LTV позволяет компании определить, сколько можно потратить на привлечение новых клиентов. Если LTV выше, чем стоимость привлечения клиента (CAC), то компания может увеличить свои маркетинговые бюджеты, чтобы добиться роста клиентской базы.
  • Удержание существующих клиентов. Стремление к повышению LTV заставляет компании больше заботиться об удержании существующих клиентов. Это включает в себя создание программ лояльности, предоставление специальных предложений и обеспечение высокого уровня обслуживания клиентов.
  • Масштабирование бизнеса. Когда LTV растет, это может служить сигналом к расширению бизнеса. Большая пожизненная ценность клиента означает, что компания может инвестировать в привлечение большего количества клиентов, что, в свою очередь, способствует росту прибыли.
  • Планирование на будущее. LTV позволяет компании создавать долгосрочные стратегии и планы развития. Зная, сколько прибыли можно ожидать от каждого клиента, компания может более точно определить свои цели и направление развития.

Как увеличить LTV

Анализ формулы расчета LTV показывает три основных пути повышения этой метрики. Нужно увеличить среднюю сумму заказа, частоту покупок и срок сотрудничества с каждым клиентом. Однако добиться этого можно множеством способов:

Клиенты довольны – LTV растет

Улучшение качества продукта или услуги

Один из наиболее эффективных способов увеличить LTV – это предоставить клиентам более качественный продукт или услугу. Удовлетворенные клиенты склонны оставаться дольше и приносить больше прибыли. 

Кросс-продажи и up-sell

Активно предлагайте покупателям дополнительные товары или услуги, которые могут быть им полезны. Разработайте стратегию кросс-продаж и up-sell, чтобы увеличить средний чек клиента. Немного поясним:

Кросс-продажи и Апсейл

Кросс-продажи (cross sales) – это дополнительные товары, которые предлагают покупателям, уже выбравшим основной продукт. 

Вкладка «Вместе с этим товаром покупают»

Например, если вы приобрели ноутбук, то вам могут предложить сумку для его переноски или беспроводную мышь. А если бургер – колу и картошку фри. На сайтах интернет-магазинов за кросс-продажи отвечают вкладки «Также вас может заинтересовать» или «Вместе с этим товаром покупают».

Апсейл (up-sell) – это техника продаж, используемая для продажи клиенту более дорогих товаров, на покупку которых он изначально не рассчитывал. 

Например, вы заказываете кофе, а бариста спрашивает: маленький, средний или большой? Выбирать самый маленький как-то неудобно, поэтому вы говорите: «Средний», и получаете на 100 миллилитров больше, чем собирались выпить. 

Курс Java.
Всюди потрібні фахівці, які володіють магією програмування - особливо у світі Java! Приєднуйтесь і станьте частиною магії програмування!
Дізнатися про програму

В более серьезных случаях, чтобы объяснить покупателю необходимость дополнительных расходов, важно наглядно показать преимущества, которые он получит: увеличенный объем памяти в смартфоне, расширенная гарантия на телевизор или более объёмный багажник в автомобиле с кузовом универсал.

Привлечение и удержание клиентов

Программы лояльности и поощрения

Создайте программы лояльности, предоставляя скидки и другие бонусы постоянным  клиентам. Это будет стимулировать их оставаться с компанией и делать повторные покупки.

Персонализация и рекомендации

Используйте данные о клиентах для персонализации предложений и рекомендаций. Клиенты более склонны совершать покупки, если им предлагают продукты или услуги, соответствующие их интересам и предпочтениям.

Обратная связь и улучшение сервиса

Слушайте отзывы клиентов и постоянно улучшайте обслуживание. Удовлетворенные клиенты чаще становятся постоянными клиентами и рекомендуют бренд другим.

Расширение ассортимента

Развивайте свой ассортимент продуктов или услуг. Это может включать в себя добавление новых продуктов, расширение линейки или создание уникальных предложений для клиентов.

Улучшение опыта клиента

Обеспечьте клиентам удобство и комфорт во всех взаимодействиях с компанией. Это включает в себя улучшение интерфейса веб-сайта, более качественную поддержку клиентов, а также ускорение процесса оформления заказа.

Мониторинг и анализ данных

Внимательно следите за данными о клиентах, их поведением и покупками. Анализируйте эти данные, чтобы определить, какие стратегии и изменения наиболее эффективны для увеличения LTV.

Обучение и развитие персонала

Обучите персонал компании работать с клиентами более эффективно. Обученные специалисты могут создавать более глубокие и долгосрочные отношения с клиентами.

Стратегия удержания

Разработайте стратегию удержания клиентов, которая будет включать в себя регулярные контакты, специальные предложения и мероприятия для постоянных клиентов. Если человек несколько лет был вашим клиентом, а потом ушел, то для этого вероятно была причина. 

Возможно, ему нахамил менеджер или не предоставили скидку, на которую он рассчитывал. В любом случае, вернуть старого покупателя может быть дешевле, чем найти и привлечь нового.

Тестирование и оптимизация

Постоянно проводите тестирование различных маркетинговых стратегий. Оптимизируйте свои действия на основе полученных результатов.

Коммуникация с клиентами

Поддерживайте активную коммуникацию с клиентами через электронную почту, социальные сети и другие каналы. Делитесь с ними полезной информацией и новостями. 

Связь LTV с другими маркетинговыми метриками

LTV и скорость оттока клиентов (Churn)

Churn – это скорость оттока клиентов или процент людей, которые прекратили сотрудничество с компанией за отчетный период. 

Формула скорости оттока клиентов

К примеру, у мобильного оператора было 5 млн клиентов и за год к конкурентам ушло 300 тыс. человек. Тогда по формуле получаем: Churn = 300 000 / 5 000 000 * 100% = 6%

Несложно понять, что LTV и Churn находятся в обратной зависимости. Чем меньше Churn тем больше lifetime value и наоборот. Поэтому большинство рекомендаций по увеличению LTV так или иначе связаны с уменьшением оттока клиентов. 

LTV и коэффициент окупаемости инвестиций (ROI)

ROI – это финансовый показатель, который отражает окупаемость инвестиций и помогает оценить степень убыточности или прибыльности вложений в тот или иной проект, чтобы выбрать самые перспективные направления и избежать бесполезных трат. О его особенностях у нас есть отдельная статья.

В маркетинге, как правило, используют несколько видоизмененную метрику – ROMI или Return On Marketing Investment, что переводится как «Возврат маркетинговых инвестиций». Формула для ее расчета в общем случае выглядит так:

Формула ROMI

  • ROMI – индекс возврата маркетинговых инвестиций
  • ЗМ – затраты на маркетинг

Рассмотрим пример: магазин продает некий товар по розничной цене $850. При этом покупает его оптом по $500 за штуку. За месяц было потрачено на рекламу $5000. Всего за это время продали 60 единиц товара. Тогда расчет ROMI будет выглядеть так:

Прибыль = (850 – 500) * 60 = 21 тыс. грн.
ROMI = ((21000 – 5000) / 5000)*100% = 320%

Это означает, что инвестиции окупились и каждая вложенная в рекламу гривна принесла 3,2 грн чистых денег. Обычно ROMI рассчитывается отдельно для разных маркетинговых каналов и позволяет наглядно сравнивать целесообразность вложения денег в каждый из них.

Если говорить о взаимосвязи ROMI и LTV, то оба показателя помогают компаниям оптимизировать маркетинговые стратегии. LTV указывает, сколько компания может «позволить себе» потратить на маркетинг, чтобы прибыль оставалась положительной. ROMI позволяет оценить, какие конкретные кампании или каналы маркетинга приносят наибольший возврат инвестиций.

LTV оценивает долгосрочную прибыльность клиентов, а ROMI оценивает эффективность маркетинга в краткосрочной перспективе. В совокупности они позволяют компании оценить как краткосрочные, так и долгосрочные результаты своих маркетинговых усилий.

Заключение

Итак, показатель LTV является важным инструментом для оценки и улучшения эффективности маркетинговых стратегий. В совокупности с другими метриками он помогает компаниям оптимизировать расходы, максимизировать прибыль и оценить долгосрочные результаты своих маркетинговых усилий.

Поделиться
Поделиться сюжетом
Источник материала
Надувная Ким Кардашьян появилась в центре Нью-Йорка на Таймс-сквер
Gloss
2025-03-05T16:12:56Z
Россияне украли песню Златы Огневич и используют ее на пропагандистских мероприятиях
Gloss
2025-02-27T15:25:00Z
Потап дал 3-часовое интервью Дудю: репер утверждает, что помог Украине на 100 миллионов гривен
Gloss
2025-02-10T15:03:53Z
20-летняя модель завоевала титул «Мисс Украина 2024»: она представит страну на конкурсе «Мисс Мира»
Gloss
2024-12-06T16:30:50Z
В сети рассекретили имя мужчины, который должен был стать героем шоу «Холостяк-13» вместо Терена
Gloss
2024-11-29T17:16:39Z
Украинский Щедрик стал частью новогодней рекламы Chanel
Gloss
2024-11-22T16:13:24Z
Украинка стала режиссером нового клипа Леди Гаги
Gloss
2024-10-30T15:28:08Z
МастерШеф 15 сезон. Выпуск 8 от 19.04.2025
InfoHome
2025-04-27T07:06:58Z
МастерШеф 15 сезон. Выпуск 7 от 12.04.2025
InfoHome
2025-04-21T08:30:48Z
Louis Vuitton в Пасхе выпустили шоколадную сумку в форме яйца: цена впечатляет
Gloss
2025-04-04T13:51:43Z
МастерШеф 15 сезон. Выпуск 3 от 15.03.2025
InfoHome
2025-03-24T09:39:51Z
Хроматическая революция Лары Джулиан: Год тихой силы и расколотого великолепия
Ukraine Art News
2025-03-23T19:00:55Z
Любимая музыка короля: Чарльз III поделился своим личным плейлистом
Gloss
2025-03-18T16:15:49Z
Crocs выпустили пушистые и глазастые тапки в коллаборации с «Корпорацией монстров»
Gloss
2025-02-07T17:12:54Z
МастерШеф 14 сезон. Випуск 18 від 28.12.2024
InfoHome
2025-01-08T16:45:55Z
Balenciaga представила очень минималистичную обувь The Zero
Gloss
2024-12-04T18:36:54Z
Netflix показал тизер финального сезона «Игры в кальмара»: дата премьеры
Gloss
2025-05-06T10:37:20Z
Украинский трейлер комедии «Роузы» с Бенедиктом Камбербетчем
KinoFilms
2025-05-02T09:07:07Z
Украинский актер Богдан Бенюк призвал бить детей за русский язык
Gloss
2025-05-01T14:58:21Z
Netflix показал трейлер второго сезона «Уэнсдэй»: дата премьеры
Gloss
2025-04-24T17:43:01Z
Украинский трейлер фильма «Сны с тобой»
KinoFilms
2025-04-18T12:00:37Z
Украинский трейлер хоррор-комедии «Балконетки»
KinoFilms
2025-04-18T11:30:54Z
HBO объявил первых актеров сериала о Гарри Поттере: новые Дамблдор, Снейп, Хагрид и другие
Gloss
2025-04-15T14:16:00Z
Украинский трейлер фильма «Квир» с Дэниелом Крейгом по книге Уильяма С. Берроуза
KinoFilms
2025-04-12T15:06:47Z
Украинский трейлер нового фильма «Серфер» с Николасом Кейджем
KinoFilms
2025-04-11T11:51:55Z
Вкусная и дешевая намазка к бутербродам на пасху. Не успевала подавать на стол
InfoHome
2025-04-09T16:54:38Z
5 альтернативных видов спорта
Men's Life
2025-03-31T07:33:45Z
16 удивительных мест, которые стоит увидеть своими глазами
Men's Life
2025-02-04T10:24:53Z
Гольф на снегу
Men's Life
2024-12-30T20:57:37Z
Стала известна судьба собаки, которую заметили на вершине 140-метровой пирамиды Египта
Gloss
2024-10-24T17:16:12Z
В Берлине открыли самые высокие качели в Европе – видео
Gloss
2024-10-14T15:15:49Z
Доступ к реке: 6 идей, как киевляне могут получить комфортные набережные
Хмарочос
2024-09-30T13:23:52Z
ТОП-8 экстремальных видов спорта
Men's Life
2024-08-19T07:57:54Z
В Китае открыли 24-километровый морской мост, который побил сразу 10 мировых рекордов
Gloss
2024-07-03T12:40:09Z
Скалолазание: экипировка и снаряжение
Men's Life
2025-05-09T07:06:45Z
Семейные конфликты на 34% увеличивают риск сердечных заболеваний
Men's Life
2025-05-07T13:51:40Z
Найден идеальный напиток для завтрака
Men's Life
2025-05-07T13:51:40Z
The science of sleep: Bedding Envy’s insights on how bedding affects rest
Elle
2025-05-06T13:03:59Z
Люксовое разочарование: блогер рассказала о минусах эксклюзивного авто за 350 тысяч долларов
Gloss
2025-05-06T12:25:15Z
Новый рейтинг доверия украинцев возглавил Залужный: кто на последнем месте
Gloss
2025-05-06T11:13:00Z
Across stage and studio: Shivani Kokkonda is defining what it means to be a designer today
Elle
2025-05-06T10:15:48Z
Hello Mello is the perfect way to say «I Do» to comfort at your bachelorette party
Elle
2025-05-05T14:42:54Z
Design beyond boundaries: inside the world of Junchao Yang
Elle
2025-04-18T10:42:58Z
Состоялся второй в истории женский полет в космос: Кэти Перри и еще 5 девушек на борту New Shepard
Gloss
2025-04-15T15:52:11Z
Лучшие онлайн казино Европы 2025 года: 10 лучших европейских сайтов казино по оценкам экспертов
Хмарочос
2025-03-25T09:51:56Z
Очень вкусный завтрак! Так яйца вы ещё не готовили. Простой и быстрый рецепт на завтрак. Рекомендую!
InfoHome
2025-05-09T13:09:51Z
Не отличить от мясных: Если рыбные котлеты то только так
InfoHome
2025-05-09T13:09:51Z
Мы съели сердечки быстрее, чем шашлык! Вот это да
InfoHome
2025-05-06T10:45:45Z
Самые вкусные сырники из творога без муки, манки, крахмала
InfoHome
2025-05-03T06:57:59Z
Эти фрикадельки тают во рту! Лучший рецепт Фрикаделек с овсяной кашей в мультиварке
InfoHome
2025-05-03T06:55:06Z
Невероятно вкусный ужин для всей семьи. Так готовлю макароны 3 раза в неделю! Очень вкусно и быстро!
InfoHome
2025-05-03T06:55:05Z
Куриные крылышки на сковороде без фритюра за 30 минут
InfoHome
2025-05-02T06:42:59Z
Пирог Яблочный взрыв вкуснее торта, еще один быстрый рецепт вам в копилочку
InfoHome
2025-05-02T06:42:58Z
Капуста с яйцами вкуснее мяса! Я готовлю так капусту каждую неделю! Простой и вкусный рецепт капусты
InfoHome
2025-05-02T06:42:58Z