MY.UAСтатьи
"Это не война за территории, это война за наши души". Заметки о культуре во время войны
"Это не война за территории, это война за наши души". Заметки о культуре во время войны

"Это не война за территории, это война за наши души". Заметки о культуре во время войны

Или все, что нужно оккупантам, есть на географической карте? И все ли, за что воюют украинцы, измеряется квадратными километрами?

Настоящая война культур началась много столетий тому назад. Она ведется за право украинцев называть себя нацией. За то, чтоб быть субъектом на культурной карте мира. В рамках информационного партнерства LIGA.net публикует главное по дискуссии во время Форума "Диригенты перемен" от Deloitte

Участники разговора:

Павел Гайдай: С такими определениями, как общеизвестные как понятия: культура, человек, общество, дружба, любовь всегда есть проблема. Потому что понятия многомерны, масштабны, необъятны, а наши возможности определить действительно ограничены.

У нас есть проблема с определением, потому что с нами совершали диверсию на протяжении веков. Нас уверяли, что культура – это то, что возникло на досуге и для досуга. И такое восприятие культуры очень тормозит наше развитие.

Можно сказать, что культура – это то, что делает нас людьми, украинцами. Но если здесь остановиться, то не очень понятно, что с этим делать дальше, и зачем это все.

Мы живем в мире, строящем наш мозг с помощью смыслов. Мы воспринимаем мир посредством смыслов. Если мой мозг не знает, что такое бутылка, то я увижу скорее всего что-то другое, что я знаю или что состоит из того, что я знаю.

Культура – это система смыслов. И у культуры есть очень четкая задача. Культура делает из ребенка человека. Есть феномен детей Маугли, то есть детей, в раннем детстве оказавшихся среди животных и выживших там. Этот феномен многое исследовали. И оказывается, что ребенок, который на время выпадает за пределы системы смыслов, дальше не может быть полноценным человеком. Остается полуживотное, примат, кто угодно, но не человек. Поэтому можно сказать, что система смыслов, культура делает из человека человека. Что-то созданное людьми, не природой, делает из нас людей.

Разные культуры формируют разное восприятие мира. И реальность одна, но носители разных культур живут в разных мирах. И украинская культура творит свой, украинский мир, непохожий на немецкий, японский, британский, русский, любой другой. Иначе. И украинцы иные, отличные от других.

Выходит так, что культура – это система смыслов, которая делает из человека человека, а украинская культура делает из нас, украинцев, другими от других.

Иван Леньо: Я всегда думал, что культура – это когда ты стоишь с собеседником, которому тебе очень хочется дать в морду, но ты жмешь ему руку, улыбаешься и говоришь: спасибо, очень приятно было с вами познакомиться.

Сегодня я бы несколько изменил лозунг "Война культур". У нас не может быть больше никаких общих или культурных акций, которые можно было бы назвать войной. Все, что происходило в культуре, происходило до 24 февраля. Тогда были возможны какие-то бои, круглые столы, панели.

Еще в 2015 году мы были инициаторами петиции к Петру Порошенко во время войны полностью закрыть информационное пространство от России. Нас не поддержали. Но это была попытка бороться с влияниями русской культуры.

Мы все упустили на информационном уровне, на культурном уровне. Россия победила здесь до 24 февраля. Уже второй год войны заканчивается, а у нас первое место у Spotify Украины занимает русскоязычная песня.

Сегодня нам нужно оградить себя железобетонным забором от всего имперского.

Павел Гайдай: Я не согласен, что мы проиграли войну до 24 февраля. В действительности мы ее выиграли. Вот такие люди, как Иван, люди культуры, сделали так, что мягкая фаза войны, когда Россия хотела, чтобы мы сами захотели быть русскими, была проиграна Россией. И именно поэтому началась кинетическая фаза. Если бы они не проиграли мягкую фазу, мы бы здесь по-русски сейчас говорили и думали, как нам в Москве продавать свои товары. А благодаря людям культуры мы остаемся украинцами сегодня.

Андрей Ризоль : Я поддерживаю Павла, что в принципе войну культур мы выиграли. Статусом сейчас. Почему? А вы вспомните, что было в начале войны: первые два месяца мир смотрел, что будет. И пока украинцы не проявили свободу, мир размышлял: поддерживать или не поддерживать. Что такое свобода? Это прямой продукт культуры. И что же тогда доминанта? Доминанта, что как раз украинская культура, какая она есть, долюблена, недолюблена, профессиональна, не профессиональна, создала эти предпосылки и конкурентные преимущества, силу духа, волю, которая помогла наконец украинской нации выстоять.

Любой наш герой просто говорит: Культура – это оружие. А классик украинского кинематографа Михаил Ильенко вообще добавляет, что культура – оружие массового уничтожения.

Представьте себе военного, новобранца или семьи внутриперемещенных лиц – им нужно брать где-то мотивацию. Мотивация для военных – это очень важная вещь. И когда я вижу, что до кинопоказа или после кинопоказа стоят бойцы, чтобы прикоснуться к Аде Николаевне, поговорить с Богданом Михайловичем, сфоткаться с Ахтемом Сеитаблаевым или пошутить с Ирмой Витовской – в туре "Кино ради победы" задействовано около3 . Именно из этого берется мотивация, это даже упрямство для того, чтобы бороться дальше, идти вперед и побеждать.

Добавлю одну цитату из проекта "Культура vs война". Кобзарь Тарас Компаниченко, тоже с первых дней войны ушедший в армию, очень просто определил, что современная война – это война технологии и духа, духа и технологии. Даже если есть технологии, а нет духа, убеждение, что ты прав, что ведешь войну за свою землю, за семью, за традиции, за культуру, то, конечно, здесь никакая технология не поможет.

Иван Леньо: Почему я говорю, что мы проиграли информационную войну? На каждом концерте я прошу людей поднять руки, кто в 2014 году воевал за Донецкую и Луганскую области. Почему? Потому что российская пропаганда сделала все возможное для того, чтобы мы с вами представляли себе, что в Донецке и в Луганске живут сепары, сторонники русского мира, и, в принципе, зачем нам возиться: давайте отдадим и заживем счастливо. Было? Было.

Мы войну за понимание государства, за каждого украинца, проживающего на любой территории Украины, проиграли.

Когда мы ездили в 2014 году играть для 10-й горно-штурмовой бригады, мы увидели, что в каждом селе Луганской и Донецкой областях люди разговаривают на прекрасном украинском языке. Возможно, даже чище, чем у меня западняка. И я тогда еще сказал: что-то здесь не чисто.

Я знаю людей, которые до сих пор хватаются за телеграмм-каналы и смотрят, когда война закончится. А это значит, что этот человек не является в Руси сопротивления и, в принципе, потерялся. И это очень небезопасно для психики. Такие люди могут очень плохо кончить.

Когда врага выгнали из Киевской, Житомирской, Черниговской и Сумской областей, мы с ребятами встретились и поняли: попробуем сыграть первый концерт. И вот этот первый концерт, который состоялся во Львове, стал для нас знаковым в понимании следующего. После концерта большое количество людей подходило, плакало, обнималось, рассказывали свои трагедии персональные. С тех пор я понял, что у меня есть между песнями рассказывать людям ту правду, которую знаю я, чувствую я, потому что я хочу победить, у меня есть определенный багаж исторических знаний, и самое главное, я люблю свой народ. Искренне. Различных. Как когда-то сказал Виктор Ющенко, других украинцев у нас нет. Мы должны работать с теми, кто здесь. С этого времени мы сыграли 201 благотворительный концерт.

Мы не в зоне боевых действий, но мы на фронтах. Почему? Потому что слово убивает, песня убивает и сегодня буквально убивают людей культуры. Вспомните Вакуленко, детского писателя из Изюма и вспомните Ивасюка. Враг не разбирает кто ты, культурный деятель, банкир или учитель.

И именно то, о чем говорил Павел, это война не за территорию. Им не нужны наши территории. У них своих пол страны – вечная мерзлота. У них своего необработанного очень много. Это война за наши с вами души. Это можно видеть и по тем оккупированным городам, где они заходили. Как они вели себя с украинцами, как менялась их риторика причин их вторжения. Сначала была одна, потом вторая, третья. Сейчас они уже даже не скрывают, что цель — уничтожить Украину и украинцев как единственных, кто на постсоветском пространстве сказал России "русский военный корабль иди на х...й".

Не надо думать, что если ты не держишь автомат в руках, у тебя должны быть угрызения совести. Не всем дана такая возможность. Люди боятся, это нормально, но фронт – это 95% обеспечения. И обеспечение здесь может быть разным. Так вот мы, Kozak System, обеспечиваем людей верой, правдой.

Павел Гайдай: На одной планете существуют разные культуры, которые формируют разных людей, которые по-разному воспринимают мир, понимают его и по-разному мыслят. И эта иначе полезна для всех. Потому что украинцы, например, точно развиваясь, найдут отрасли, где наша иначе родит лучшие решения в мире. И это будет очень полезно для других культур, которые могут одолжить, взять, приобрести, поменять с нами. Так же мы смотрим на иначе других культур и себе что-то берем. И это нормальный обмен, взаимодействие, когда все выиграют.

Есть другие способы взаимодействовать. Например, соперничать или конкурировать. Предельное состояние конкуренции – кинетическая война, которую мы переживаем. Если возвратиться к субъектности, то субъект сам описывает свое будущее. И снабжает его сам.

Мы сами выбрали, какого будущего хотим. Мы хотим быть свободными. Но сможем ли мы сами это сделать сегодня? Выходит, что нам нужна поддержка. Должен вернуться к первому тезису Ивана, что мы проиграли в определенный момент культурную войну. Мы ее проиграли, когда не стали субъектами. Когда оставались зависимыми. И когда сделали себя слабыми. И сейчас нам, вероятно, без партнеров будет сложно. Итак, сегодня мы не субъектны. Но мы хотим быть субъектами. Мы за это воюем. Мы идем туда. И получается, что субъект рождается не где-нибудь в Штатах, Британии или в какой-то другой стране, которая хочет из нас сделать субъекта. Субъект нельзя сделать. Он должен создать себя сам.

Нам нужно работать над собой здесь и сейчас, чтобы мы могли на равных общаться с другими культурами. Мы должны развивать себя, чтобы предлагать что-нибудь самое лучшее в мире от себя другим культурам. Тогда это будет субъектная позиция, которую мы сами избрали.

Сегодня мы выполняем другие роли, которые мы не выбрали. Выполняем, потому что не можем не выполнять. Мы не избрали роль военного полигона или того, кто поставляет будущих носителей других культур, которыми могут стать наши дети, если останутся в других странах и не вернутся сюда.

Нам есть что предложить даже сейчас, потому что иначе полезно, ценно. Но наша иначесть обогащает другие культуры. Их мир становится богаче.

Здесь нет сравнения, шкалы: от какой-то примитивной культуры до очень развитой. Все культуры разные. Наши художники, музыканты, ученые, бизнесмены несут то новое, чего другие культуры сами создать не могут. И это будет ценно. Вопрос только в том, как долго мы будем существовать. Если будем несубъектны, пожалуй, недолго.

Мы ищем пути развития экономики, которую, конечно, нужно развивать, потому что нам нужны ресурсы, чтобы выстоять. И не только в этой войне, но и в грядущей войне, если подумать, что такое возможно.

Развитие экономики мало, по сути, зависит от процентных ставок, от налоговой политики. Развитие экономики в огромной степени зависит от инноваций. Рожем мы инновации или нет. Экономические инновации, в т.Ч. Инновации – это продукт мышления. Инновации нужно подумать. А чтобы подумать, нужно иметь базу современных смыслов, сложную, очень детально описывающую мир. То есть надо иметь культуру, которая может дать тебе базис, на котором подумаешь новое.

Если мы будем давать взаймы, то будем всегда пасти задних. Потому что мы ссужаем то, что другие культуры уже создали, они уже пошли дальше и творят новое, а мы только пытаемся одолжить.

Должны творить свое, а своё мы будем творить, если будет развиваться наша культура. Для того чтобы обогатиться, нужно сначала обогатить свою культуру. Фокус в развитии экономики не в самой экономике.

Мы находимся в войне, в которой нам нужно побеждать и будут еще ситуации, которые потребуют от нас готовности дать отпор. Если таковая готовность будет, будет мир. Не будет такой готовности, пожалуй, будем страдать и дальше от войн. Должны развивать экономику, инновации и не потерять то, что делает нас иначе — чтобы любую будущую войну нельзя было с нами начать, потому что она будет обречена на проигрыш. Очень опасно, защищаясь стать таким, как нападающий на тебя.

Иван Леньо: Я хочу, чтобы каждый осознал уникальность сегодняшнего момента. Мы можем быть не только свидетелями победы, но и участниками победы. Не все люди, которые сегодня в пикселе, ее творят. Сегодня ее творит каждый украинец. И если каждый украинец почувствует себя участником движения сопротивления, у нас дела пойдут к лучшему. Что можно делать у бизнеса? Конечно, донатить. Конечно, включать свои ресурсы менеджмента для того, чтобы вооруженные силы Украины также становились более эффективными.

Поделиться
Поделиться сюжетом
Источник материала
Зірковий front row: найкрасивіші виходи знаменитостей на Нью-йоркському тижні моди
Elle
2025-09-17T05:57:30Z
Хто така Луїза Джейкобсон — донька Меріл Стріп і нова it-girl у світі моди
Elle
2025-09-16T06:18:31Z
Кейт Гадсон відтворила свій культовий образ із 2000-х у сукні від українського бренду
Elle
2025-09-15T20:18:30Z
В Українській кіноакадемії пояснили, чому присвоїли "Золоту Дзиґу" звинуваченому в насильстві актору Темляку
Ukraine Art News
2025-09-15T12:39:30Z
Актор Костянтин Темляк відмовився від кінопремії "Золота Дзиґа": яка причина
Ukraine Art News
2025-09-15T06:30:29Z
Найкрасивіші зіркові образи на червоній доріжці «Еммі-2025»
Elle
2025-09-15T06:09:30Z
У Національному театрі Лесі Українки відбулася прем'єра вистави «Дім» Андрія Жолдака
Ukraine Art News
2025-09-14T08:12:28Z
Український міфологічний пантеон: погляд крізь об'єктив
Elle
2025-09-13T08:30:34Z
Аплодуватимуть не лише у Королівському оперному театрі, а й у Кремлі, - Залужний про виступ росіянки Нетребко у Лондоні
Ukraine Art News
2025-09-11T08:30:38Z
Українські ілюстраторки стали лавреатками World Illustration Awards
Ukraine Art News
2025-09-17T18:39:27Z
Українська громада у Гонконзі провела День культури
Ukraine Art News
2025-09-17T18:18:37Z
В Ужгородський скансен перевезуть унікальну дерев'яну синагогу
Ukraine Art News
2025-09-17T17:33:30Z
32 треки, 8 дуетів і 4 шоу: масштабний проєкт MONATIK «Вічно танцююча людина»
Elle
2025-09-17T16:00:31Z
У Львові стартував легендарний фестиваль "Червона Рута"
Ukraine Art News
2025-09-17T15:48:41Z
У Львові театральний фестиваль "Золотий Лев" свідчитиме про незламність. Програма
Ukraine Art News
2025-09-17T15:06:32Z
"Золотий м'яч", кубки Євробачення і шабля Мазепи: на київському вокзалі відкриється виставка-присвята Україні
Ukraine Art News
2025-09-17T14:00:31Z
Музика війни та надії: у Львівській філармонії записали симфонії під керівництвом офіцера ЗСУ
Ukraine Art News
2025-09-17T13:30:32Z
На стіні київського автовокзалу з мозаїками Рибачук-Мельніченка намалювали новий мурал
Хмарочос
2025-09-17T11:09:53Z
Як це — прокинутися від вибухів на початку повномасштабної війни: Ірина Нірша та Роман Луцький про роль закоханої пари в драмі «Медовий місяць»
Elle
2025-09-17T18:00:27Z
«Бог, гумор, вітчизна»: як польський серіал «1670» вчить нас сміятися з минулого, щоб говорити про майбутнє
Ukraine Art News
2025-09-17T17:00:27Z
Третій сезон «Дому дракона» вийде влітку 2026 року
KinoFilms
2025-09-17T16:45:19Z
Пол Мескал грає Шекспіра в українському тизері фільму «Гамнет»
KinoFilms
2025-09-17T14:54:19Z
Новий фрагмент горора «Закляття 4» показує повернення Анабель
KinoFilms
2025-09-17T12:57:20Z
Перший погляд на фільм «Анаконда» з Полом Раддом і Джеком Блеком
KinoFilms
2025-09-17T12:15:19Z
Помер зірка "Шпигунських ігор" і режисер "Звичайних людей" Роберт Редфорд
Ukraine Art News
2025-09-17T11:33:28Z
Бардак 2025. Фінал уже на носі! 🔥
Cineast
2025-09-16T21:51:39Z
VI Міжнародний етнографічний кінофестиваль «ОКО» завершив українську едицію у Болграді
Cineast
2025-09-16T19:33:35Z
У Чернігові представили План розвитку велоінфраструктури
Хмарочос
2025-09-17T13:15:46Z
IQOS Summer Club на резортах Львова та Дніпра: поп-апи в стилі Малібу
Хмарочос
2025-09-17T12:21:38Z
У центрі Львові 20 років руйнується палац XVIII століття. Обіцяють почати реставрацію цього року
Хмарочос
2025-09-17T08:45:46Z
Імперські корони та папська тіара: хто змушував Львів завмирати від захвату?
Photo Lviv
2025-09-16T05:12:15Z
У Дніпрі презентували перший панорамний екскурсійний трамвай
Хмарочос
2025-09-15T09:09:39Z
Датський острів став прикладом енергетичної революції з від’ємним вуглецевим слідом. Як йому вдалося цього досягти?
Хмарочос
2025-09-15T07:33:41Z
Окупований Львів у 1941–1943 роках: світлини з архівів
Photo Lviv
2025-09-15T05:12:17Z
Забудовник отримав дозвіл на будівництво «Терас для Трускавця» за проєктом Drozdov & Partners
Хмарочос
2025-09-13T06:30:36Z
Цікаві сторінки історії Високого Замку. Частина 3
Photo Lviv
2025-09-13T05:12:17Z
Образ дня: Марго Роббі у вінтажній чорно-білій сукні Thierry Mugler на прем’єрі в Нью-Йорку
Elle
2025-09-17T21:00:26Z
У Лондоні відбуваються протести проти Дональда Трампа, який прибув із візитом до Великобританії
Gloss
2025-09-17T16:42:33Z
Україна планує закупити у Південної Кореї 20 електропоїздів. Що відомо?
Хмарочос
2025-09-17T15:15:42Z
Верховна Рада ратифікувала угоду про 100-річне партнерство з Британією
Ukraine Art News
2025-09-17T13:18:27Z
Новий проєкт Дому Рональда МакДональда розробила майстерня Пашенько
Хмарочос
2025-09-17T12:18:39Z
Urban Reform School: нова школа для урбаністів
Хмарочос
2025-09-17T12:12:41Z
КМДА вимагає пояснень від власника будинку на Андріївському: у проєкті не йшлося про нищення інтер’єрів
Хмарочос
2025-09-17T08:06:48Z
Як відрізняється вартість оренди у великих містах України та Польщі?
Хмарочос
2025-09-17T07:39:41Z
Як мистецтво відновлює: доказова арттерапія в Україні
Elle
2025-09-17T07:12:30Z
На Бакоті знайшли поховання дитини часів Київської Русі: що відомо
Ukraine Art News
2025-09-17T15:27:28Z
Дослідники знайшли унікальну фреску з ритуалом поклоніння вогню
Ukraine Art News
2025-09-16T15:57:27Z
Чому вам варто додати Maison de Beauté від Chanel у Парижі до свого travel-плану
Elle
2025-09-12T10:48:38Z
Картка для вигідних онлайн-покупок з безпекою, кешбеком і пільговим періодом
Хмарочос
2025-09-12T10:03:46Z
Вчені створили «живий» цемент, який накопичує енергію
Хмарочос
2025-09-11T13:30:47Z
Молодь 15-20 років може взяти участь в програмі для старту кар’єри або бізнесу
Хмарочос
2025-09-11T12:21:47Z
Атака Росії дронами по Польщі викликала хвилю мемів у соцмережах
Gloss
2025-09-10T14:31:02Z
У Швеції уклали першу у світі угоду про ліцензування музики зі штучним інтелектом
Ukraine Art News
2025-09-10T08:54:52Z
Оцифрування історичних архівів: кадрові потреби у сфері збереження спадщини
Photo Lviv
2025-09-09T04:57:24Z
Найкорисніший сніданок для краси волосся і шкіри
Elle
2025-09-15T14:39:26Z
Сицилійські роли з баклажанів з рикотою і томатним соусом
Elle
2025-08-19T14:03:36Z
Раціон для довголіття, краси шкіри, здоров'я серця: що таке гарвардський альтернативний індекс здорового харчування
Elle
2025-08-18T13:42:35Z
Смачне детокс-меню для спекотних днів від відомої української нутриціологині
Elle
2025-07-23T11:45:38Z
Простий рецепт найсмачнішої окрошки
Elle
2025-07-16T09:46:20Z
Готуємо гаспачо за рецептом знаменитого іспанського шеф-кухаря Хосе Андреса
Elle
2025-07-09T12:21:43Z
5 рецептів літніх смузі: прості та дуже корисні
Elle
2025-07-08T15:36:36Z
ТОП-5 легких літніх закусок
Elle
2025-06-17T14:30:38Z
«ТопШефи х WINETIME. Готуємо разом»: Влад Кіндер ділиться рецептом тунця татакі
Elle
2025-06-06T12:49:01Z