В производственном цехе находится много больших машин, но наше внимание сразу привлекает гигантская мясорубка. Это экструдер – устройство, где смешиваются разные виды сырья и под давлением превращаются в почти готовый корм для кошек и собак. Внутри экструдера формируются гранулы, а сменные насадки, похожие на решетку мясорубки, придают им разные формы: треугольники, сердечки, звездочки и так далее. Экструдер – сердце производства сухих кормов Kormotech.
Компания с 20-летней историей является крупнейшим производителем кормов для животных в Украине. Kormotech принадлежат такие бренды, как «Мяу!», «Гав!», Club 4 Paws и Optimeal. Продукция продается в 40 странах мира. Два завода компании находятся под Львовом, в селе Прилбичи, еще один – в Литве. Мы побывали на экскурсии на украинском заводе и в партнерском материале рассказываем, как производят популярные корма для четырехлапых.
От ячменя и риса до голубики и батата
В Прилбичи мы приезжаем перед обедом. На заводе по производству влажных кормов заканчиваются работы по реконструкции, так что нас с фотографом ведут смотреть, как делают сухие корма. Этот завод тоже недавно обновили. Общие инвестиции в реконструкцию обоих заводов составили 8,5 млн евро.
Перед экскурсией – инструктаж по технике безопасности и специальная униформа. По заводу нас проведет Игорь Параняк, операционный директор Kormotech.
Экскурсия начинается со склада. Здесь нас со всех сторон окружают большие и маленькие мешки, коробки и контейнеры. В них хранятся сухие ингредиенты для будущего корма: рис, ячмень, кукуруза. Есть и более необычные ингредиенты, которые не ожидаешь встретить в корме для четырехлапых. Например, черника, голубика, банан, батат. Всего в Kormotech используют около 2 тыс. видов сырья, большинство из которых закупают в Украине.
«Травы и ягоды используем, чтобы усилить иммунитет животного. Для чувствительного пищеварения мы создали рецептуры с пребиотиками и уменьшенным содержанием жиров, – рассказывает Игорь. – Есть корма, которые благодаря клетчатке в составе помогают выводить из желудка шерсть».
Мясные и рыбные компоненты для корма – телятину, ягнятину, креветки, кальмары, тушки красной рыбы – хранят в морозильнике. За массивными дверями – стеллажи и лютый холод. Впрочем, само помещение небольшое – в три человеческих роста высотой и чуть больше в ширину. И это логично, ведь сырье здесь не лежит долго.
Рядом – цех, где мясо и рыбу измельчают до состояния эмульсии. Это субстанция, мельче и однороднее фарша. Оборудование здесь недавно обновили – установили новое немецкое, благодаря которому в сухой корм теперь можно добавлять до 30% свежего мяса, старое оборудование позволяло не более 14%. За все годы в оборудование, преимущественно импортное, инвестировали около 30 млн евро.
Трубы с участка мясозаготовки ведут куда-то вверх. Сразу сложно сориентироваться во всей этой «системе потайных ходов» из труб и конвейерных линий. Но Игорь объясняет, что именно этот трубопровод доставляет мясо к экструдеру.
Три человека на десятки машин
До этой поездки я представляла себе завод как огромное помещение, где снуют куча людей и закладывает уши от грохота машин. Но на заводе Kormotech почти тихо. Так как производство сухих кормов автоматизировано на 95%, людей здесь почти нет. С десятком машин работают всего три оператора, в основном следят за их работой за компьютерами. Большая часть оборудования работает самостоятельно – проверяет сырье, взвешивает его, смешивает. Немало процессов происходит последовательно, а не одновременно, так что страшного грохота нет.
Пожалуй, самое большое, что есть на производстве, – это силосы. Несколькотонных гигантов, в которых хранят злаки, очень сложно сфотографировать, ведь их верхушка теряется где-то наверху. Необходимое количество сырья они отмеряют автоматически. Более ювелирную работу по смешиванию микрокомпонентов, например ягод и трав, тоже выполняет автоматическая система дозировки.
Наконец Игорь ведет нас к экструдеру. С одной стороны в него попадают сухие и мясные или рыбные составляющие, а с другой выходят уже сформированные гранулы корма. Возле экструдера один из операторов как раз заменяет матрицу – специальную насадку с отверстиями в форме треугольников, сердечек и так далее. Таких матриц здесь целый стеллаж, ведь компания производит 650 товарных позиций – от разных рецептур кормов до разных их упаковок и веса.
Что касается производства влажных кормов, после обновления завода процент автоматизации там достигнет 85%. То есть большинство операций тоже будут выполнять машины. Нам показывают фото гигантской «роборуки», которая скоро заработает на заводе.
«Главное отличие в производстве влажных кормов – там практически не используются сухие компоненты, – говорит Игорь. – В основе влажного корма замороженное мясо, птица, рыба или морепродукты, которые хранятся в больших морозильниках при температуре –20 градусов».
Сначала ингредиенты перемалывают до состояния фарша и отправляют в миксер. Там добавляют витаминно-минеральные премиксы. После этого будущий корм попадает в эмульсификатор – он превращает фарш в однородную эмульсию. Ее дополнительно пропускают через мелкое сито и отправляют в паровой тоннель.
«Если гранулы сухого корма формируются путем экструзии, то влажный – с помощью обработки паром, – объясняет Параняк. – И это второе главное отличие двух производств».
После нарезки кусочки корма попадают в упаковочные машины, где соединяются с соусами или желе и проходят стерилизацию.
Секретные ингредиенты
По конвейерным линиям корм, который уже приобрел форму звездочек, путешествует по заводу: сначала на сушку, потом – к вакуумному напылителю. Игорь шутит, что здесь происходит магия. Эта машина помещает внутрь гранулы полезные жиры вроде лососевого масла. Корм при этом остается хрустящим. Весь процесс происходит в вакууме, так что гранула не контактирует с воздухом и может дольше не окисляться, то есть не портиться.
Еще один секретный ингредиент, который добавляют на этом этапе, – натуральные вкусовые добавки. Kormotech производит их самостоятельно в отдельном цехе, который легко найти по запаху печенки, ведь она – основной ингредиент добавок. Эту разработку Kormotech никому не продает, хотя определенный процент продукции производят по заказам других компаний, которые затем реализуют ее под своими брендами
Где кипит жизнь – так это в упаковочном отделе. Там мы увидели около десятка человек. Правда, они большей частью складывали уже упакованный корм в картонные коробки или на паллеты.
Отсюда продукция отправляется в распределительные центры и в магазины. В Украине корма от Kormotech можно купить почти в 20 тыс. торговых точек, в частности, во всех крупных сетях.
60 точек контроля
Мы уже около получаса ходим по заводу, и вот вдруг стало подозрительно тихо. Я даже подумала, что у работников обед, но нет – на наших глазах закончили готовить партию корма для собак и готовились производить новую, для кошек. Цикл длился примерно 40 минут. Столько же работники тратят на очистку линий и оборудования.
Но очисткой все не ограничивается. После собачьего корма в производство запускают только некоторые виды кошачьих кормов. Есть определенные правила и порядок производства, поскольку на заводах производят разные продукты – от стандарта до суперпремиума, от обычного корма для стерилизованных кошек до гипоаллергенного.
«Продукт для котят не может производиться после продукта для собак, – объясняет операционный директор KORMOTECH. – Перед изготовлением гипоаллергенного корма мы запускаем в работу только продукты, в которых нет аллергенов, например рыбной муки. Продукты премиум-класса запускаем в производство только после некоторых продуктов стандарт-класса с приближенной рецептурой».
На производстве влажных кормов, где работают с мясом, все еще строже. «Мы покрываем линии специальным дезинфицирующим средством и моем их. Потом берем смыв поверхности – образец, который показывает нам, не осталось ли каких-то частиц средства на линии, – добавляет Игорь Параняк. – Только после этого производство продолжается».
В начале 2000-х Kormotech одним из первых в Украине внедрил HACCP и FSSC 22000 – системы контроля качества и безопасности пищевых продуктов. По собственному желанию компания получила сертификаты ISO 14000 и ISO 45000 – стандарты, связанные с управлением окружающей средой и охраной труда.
Но разрешение или сертификат недостаточно получить один раз. Каждый год его нужно подтверждать – проходить ресертификационный аудит. Стоимость каждого – 100 тыс. грн.
Для экспорта продукции в США компания прошла регистрацию в системе FDA
Контроль качества в Kormotech начинается еще на этапе выбора поставщика: прежде чем начать сотрудничество, проводят аудит его сырья. На территории также есть собственная лаборатория, где проверяют и поступившее сырье, и контрольные образцы корма.
В процессе производства часть характеристик контролируют операторы. Это может быть размер гранул, плотность, температура сушки и смола, давление стерилизации и т.п.
Контрольный образец каждой партии отправляют в библиотеку кормов, где он хранится в течение всего срока годности. Если по поводу качества партии возникнут сомнения – на заводе смогут найти соответствующий образец и проверить его.
Готовый продукт проверяют на соответствие показателям, указанным на упаковке, а также на показатели безопасности, микробиологические показатели. В общем, качество контролируют в 60 точках на всех этапах производства.
Хвостатые с датчиками
У кошек и собак, как и у людей, есть свои фокус-группы для тестирования вкусняшек. Корм дегустируют обычные домашние хвостатые, владельцы которых заключили соответствующие договоры. Скажем, несколько десятков питомцев неделю едят новый корм, а специалисты анализируют разные параметры: с охотой ли бежит животное к мисочке, сколько корма оно съедает и как меняется этот показатель на следующий день.
Европейские организации Panelis и DeMorgenstond, с которыми сотрудничает Kormotech, также определяют, как себя ведет кот или собака после еды. Животное имеет GPS-датчик, поэтому специалисты наблюдают, насколько оно активно или наоборот. А у кошек еще и записывают звук, с которым они поедают сухой корм. Хрусткость – важный показатель для хвостатых, которые любят что-то разгрызать. Со всеми животными при тестировании работает ветеринар.
Из чего состоит цена корма
Сегодня Kormotech продает продукцию в 40 странах мира. В 2014 году компания вышла с российского рынка, а в 2022-м покинула еще и белорусский, который занимал второе место в общем обороте после Украины. Так поступили не все конкуренты Kormotech. К примеру, компанию Mars, которая производит корма Whiskas, Pedigree, Royal Canin и Sheba, недавно внесли в перечень международных спонсоров войны.
Война также отразилась на себестоимости продукции. «Транспортные и логистические расходы компании в среднем выросли на 55%, стоимость сырья – на 25%, упаковка – на 25%», – говорят в компании.
Осенью 2022 года вся страна столкнулась с новым вызовом – перезимовать в условиях ограниченной электроэнергии. Kormotech закупил генераторы общей мощностью 1630 кВт.
Все это отражается на цене корма. В себестоимость входят: цена разработки рецептуры, цена сырья и упаковочных материалов, заработная плата работников, плата за электроэнергию или горючее, амортизационные и административные расходы, расходы на маркетинг.
Разработкой всех рецептур в Kormotech занимается собственный R&D-отдел. В нем работают ветеринары и нутрициологи. Их задача – чтобы в кормах был полный набор питательных веществ: белки, углеводы, жиры, аминокислоты, витамины и минералы в соответствии с потребностями животного в зависимости от вида и образа жизни.
Количество ингредиентов влияет на стоимость корма. Рецептура стандартного сегмента включает в себя до 10–12 составляющих, а премиум и суперпремиум – до 30. Процент мясных ингредиентов зависит от линейки, но в сухом кошачьем корме это до 30%, во влажных рационах Club 4 Paws и Optimeal – до 80%. «У конкурентов эта цифра часто ниже», – с гордостью говорит Игорь Параняк.
В планах Kormotech – накормить еще больше кошек и собак в Украине и за ее пределами. В этом году планируется произвести на 25% больше сухих кормов и на 11% – влажных.
Также в компании планируют построить три новых завода. Один из них – за границей, два – в Украине, но при условии завершения войны. Собственно, проект одного из заводов в Украине уже подготовлен, но инвестиции в него пока приостановили и обновили существующие производственные мощности.