Польские перевозчики начали анонсированную ранее акцию протеста на границе с Украиной. Они заблокировали проезд грузовиков через украинско-польскую границу. Усложнения движения возможны как на выезде из Украины, так и на въезде.
В настоящее время заблокировано движение грузовых автомобилей через пункты пропуска «Ягодин – Дорохуск», «Краковец – Корчева», «Рава-Русская – Хребенное», предупредила Государственная пограничная служба.
«По имеющейся информации, организаторы протеста планируют пропускать только по одному грузовому автомобилю в час. В то же время протестующие планируют пропускать грузовые автомобили с грузами безопасного, гуманитарного характера, перевозящие животных, скоропортящиеся продукты и так далее», – сообщили украинские пограничники.
Митингующие также обещают не препятствовать движению автобусов и легкового транспорта через границу.
Почему митингуют польские перевозчики?
Об акции протеста польских перевозчиков стало известно несколько недель тому назад. Ее даже удалось перенести с 3 на 6 ноября для консультаций между Министерством развития общин, территорий и инфраструктуры Украины, Министерством инфраструктуры Польши и Еврокомиссией. Однако полностью отменить протест все же не удалось.
По словам первого заместителя председателя Комитета Верховной Рады Украины по вопросам транспорта и инфраструктуры Юлии Клименко, польские перевозчики требуют возвращения системы выдачи разрешений для украинских перевозчиков на уровне не более 200 тысяч в год. Таким был средний показатель до широкомасштабного вторжения россии в Украину.
Кроме того, среди требований – создание отдельной электронной очереди для автомобилей из ЕС и пустых грузовиков; запрет выдачи польских лицензий для перевозчиков с капиталом не из ЕС.
Митингующие также требуют доступ к украинской системе «Шлях» и продолжению дотаций.
Юлия Клименко / Фото: Facebook / Юлия Клименко
«Для нас автоперевозки – основные для экспорта/импорта после начала большой войны. Мы получаем по автодорогам все: от еды до оружия. Поэтому для экономики Украины и для стоимости логистики это будет ощутимо», – предупредила парламентарий.
Что говорят украинские перевозчики?
Сотрудник одной из украинских компаний, занимающейся международными пассажирскими перевозками, в комментарии MC.today рассказал, что забастовка пока не сильно влияет на автобусные перевозки, а также на пересечение границы на легковых авто.
«Очереди выросли, но пока не критично для нас. Сейчас сезон не очень высокий и у нас не так много пассажиров и перевозок, чтобы это сильно влияло. Основная проблема – немного увеличилось время ожидания на границе, но ничего критичного, потому что оно и так всегда было разным. Ожидание выросло в обе стороны. То есть рейс, ранее занимавший 36 часов, например, Киев – Варшава – Киев, становится, к примеру, 45 часов», – рассказал Андрей.
По словам соучредителя «Нової Пошти» Владимира Поперешнюка, требования польских коллег делятся на два типа.
Владимир Попершнюк/ Фото: Facebook / Владимир Попершнюк
«Первый – это сделать невозможной или усложнить работу украинских перевозчиков за рубежом, в частности вернуть им разрешения, усложнить выдачу и использование ЕКМТ, остановить регистрацию наших компаний в Польше. Второй – это ускорить пересечение украинской границы, а именно внедрить отдельную очередь для авто с номерами ЕС и без груза и получить доступ к нашей внутренней системе “Шлях”», – написал он на своей странице в Facebook.
По его мнению, второе требование польских перевозчиков справедливо, ведь очередь на границе может длиться 9 дней. «А вот относительно первого требования – это желание защиты отечественного производителя за счет других, к сожалению, эта мировая практика существует до сих пор. Предприниматели вынуждены просить у чиновников защиты, чтобы усилить конкурентоспособность, потому что ранее эти же чиновники ослабили их конкурентоспособность налогообложением и регулированием», — написал Поперешнюк.
Блокада границы – это удар в спину
Василий Зварич / Фото: Facebook / Василий Зварич
Посол Украины в Польше Василий Зварыч призвал польских перевозчиков прекратить блокаду границы и избрать другие формы борьбы за свои права. По его словам, такие методы играют на руку россии и вредят интересам не только Украины, но и Польши и ЕС.
«Блокирование польскими перевозчиками дорог к пограничным переходам Польши с Украиной в Хребенном, Дорогуске, Корчевой является болезненным ударом в спину Украине, которая борется с российской агрессией. Под угрозой коридоры солидарности между Украиной и ЕС, проходящие через территорию Польши», – написал он на своей странице в Facebook.
Транспортный безвиз
С началом полномасштабной войны из-за блокирования портов количество грузовых перевозок в Европу увеличилось. Но нехватка разрешений на международные перевозки могла вызвать коллапс. Такая система ограничивала не только двустороннюю торговлю, но и транзит украинских товаров на территории стран ЕС.
Украина в 2022 году согласовала с Еврокомиссией договор о либерализации автомобильных перевозок, так называемый «транспортный безвиз».
Он должен был решить проблему нехватки разрешений на международные перевозки. Ведь по условиям соглашения они не нужны.
В марте 2023 года Украина и ЕС продлили действие транспортного безвиза еще на год.