MY.UAСтатьи
«Первый взлет – это эйфория»: как изготавляют украинские беспилотники «Гор» от Airlogix
«Первый взлет – это эйфория»: как изготавляют украинские беспилотники «Гор» от Airlogix

«Первый взлет – это эйфория»: как изготавляют украинские беспилотники «Гор» от Airlogix

Віталій Колесниченко

У Виталия Колесниченко – основателя компании Airlogix, был необычный путь к разработке беспилотников. Виталий из семьи энергетиков: эту профессию имел его отец, дедушка и прадед, он продолжил традицию – окончил теплоэнергетический факультет КПИ, работал в энергетике, затем в ІТ. Но не оставляла мечта о конструировании самолетов – в свободное время сам делал квадрокоптеры. А в 2020 году основал стартап Airlogix по производству грузовых беспилотников.

Но полномасштабная война изменила работу на 180 градусов – Airlogix начала производить БПЛА для военных. Самая известная разработка – беспилотный авиационный комплекс «Гор», в который входят три самолета и наземная станция.

Редакция MC.today побывала на производстве Airlogix и проследила путь изготовления воздушных разведчиков от деревянной модели в отделе конструкторов до готовой «птицы», которая отправится на фронт.

Планов идти в оборонную отрасль не было

Первое, куда мы попадаем – «центр принятия решений» Airlogix – кабинет Виталия Колесниченко. Перед рабочим столом «стена трофеев»: часы с пропеллером, тубус от РШГ – подарок от военных, расписанная гильза… Все – о войне. И наше небо теперь тоже.

Мы начинаем с того, как из мечты о самолетах, энергетик в четвертом поколении решил основать стартап по изготовлению беспилотников. Как говорит сам Виталий, тогда не было планов работать в военной отрасли: «В то время государство еще не финансировало подобные проекты. Мы выбрали сферу доставки и разработали каргодрон. В 2021 году представили полноразмерный макет на выставке в Лас-Вегасе, им заинтересовались инвесторы из Южной Кореи. Они готовы были выводить наш дрон на свой рынок, но наступило 24 февраля. Они нам сказали: “Мы в вас верим, но до свидания” ».

Когда члены команды Airlogix вывезли семьи в безопасное место, начали думать, как помочь Вооруженным силам, связались с военными и выясняли, что нужен дрон-разведчик: «Это самое быстрое из всего, что мы могли сделать на тот момент, – говорит Виталий. В мае 2022 года взлетел первый прототип БПЛА “Гор”, изготовленный из пены, а в августе образцы уехали на фронт, чтобы получить отзывы военных ».

После этого прототип дорабатывали – перешли на композитные материалы, усовершенствовали оптику, связь, GNS-приемник. В апреле 2023 года Airlogix получила от Минобороны допуск к эксплуатации и в июле был подписан государственный контракт на изготовление беспилотного авиационного комплекса «Гор». В него входит также обучение пилотов, проводимое на базе военной школы «Боривітер».

Виталий горит своим делом и признается, что не выгорает:

«Я уже не представляю другой жизни. Чувствую, что я там, где должен быть. Особенно если сравнить с ІТ – там ты не можешь прикоснуться к тому, что делаешь, а здесь – да. Это невероятные эмоции, когда беспилотник взлетает, но когда падает… это капец».

Предприниматель добавляет, что сейчас спрос на БПЛА превышает возможности украинских производителей. Однако конкуренции между ними нет: «Я могу позвонить другому производителю, чтобы посоветоваться по какой-либо разработке. Вместе формируем и стратегию коммуникации с государством».

В Airlogix также постоянно поддерживают связь с подразделениями, которые пользуются их БПЛА – отзывы помогают оптимизировать работу: «Бывает звонят, когда что-то не выходит, мы консультируем их по телефону. Или, если серьезная поломка, нам отправляют беспилотник по почте, мы ремонтируем и возвращаем».

Но иногда самолеты забирают не из-за поломки, а на модернизацию: «Связь, оптика – все эволюционирует, поэтому меняем, чтобы бойцы могли видеть через 80-кратное увеличение, например».

Сейчас в команде Airlogix уже более 60 человек и запросы все еще есть: от маляра до DevOps инженера и специалистов, собирающих БПЛА, ведь у компании производство полного цикла.

Когда мы заканчиваем разговор и выходим из кабинета, по коридору проходит мужчина в белом халате. Виталий объясняет: «Чтобы не испачкаться». Очевидно, это специалист из отдела конструкторов. Там производят расчеты от которых зависит полетит ли беспилотник.

Отдел конструкторов: «Работаем в темпе драм-н-бейс»

В кабинете конструкторов есть на что посмотреть – самолеты повсюду. Разных размеров и из разных материалов: от пены до дерева и карбона.

Никита – главный конструктор / Фото: Facebook Airlogix

Главный конструктор Никита объясняет: «Помимо серийного производства мы в большом количестве занимаемся прототипированием. Вот, например, модель камикадзе, над которой сейчас работаем». Никита показывает на небольшой самолёт, балансирующий на стеллаже.

Главная идея, чтобы его мог собирать неквалифицированный человек: «Это будет как конструктор Lego – есть детали и инструкция, и люди, которые сейчас вяжут сетки для фронта, смогут собирать беспилотники. В скором времени мы запустим эту модель в серийное производство, чтобы люди уже собирали 20 в неделю, дальше больше».

Среди военных разработок бросается в глаза самолет нестандартной формы. Его фюзеляж совсем не похож на другие – это модель довоенной разработки Airlogix, каргодрона.

Модель каргодрона / Фото: MC.today

Никита вспоминает: «За два дня до войны мы уже получили результаты ее полета. Должны были разрабатывать первый масштабный прототип, но не успели. Быстро собрались и сменили вектор на разведчика».

Его модель тоже здесь. Такой уж летает на фронте, его используют сухопутные войска. Это первая модель, которую сделали из карбона, она стала легче и прочнее.

Первый прототип военного разведчика из карбона / Фото: MC.today

Конструктор объясняет выбор материала: «В отличие от других летательных аппаратов такого же типа, у него нет парашюта или подушки – он приземляется на “живот”. Поэтому мы использовали усиленный каркас, позволяющий садиться на любую поверхность – и на траву, и на асфальт, хоть на кукурузное поле. Добавили также килларовую прослойку, чтобы не было вытирания. Он должен работать в любых условиях, потому что поломка – это время и отмена миссии».

Однако даже если выходит из строя один аппарат, в комплексе «Гор» есть еще два, чтобы обеспечить непрерывное наблюдение. Например, зимой БПЛА пролетит меньше, потому что там электробатарея. Как только она садится, в небо запускают второй беспилотник, третий – на готове. Так можно вести наблюдение от 12 до 24 часов.

Разведчик, парящий над конструкторским отделом уже отлетал свое – проработал год. Сначала прошел испытание, затем был в школе пилотов. Виднеется и боевая отметина – трещина на корпусе.

Никита объясняет: «Его неудачно посадили, но поломка не критичная – можно отремонтировать и запустить. Для этого у нас есть ремнабор с базовым пакетом инструментов для быстрого ремонта. Если, например, сломалась обшивка, ее можно подклеить специальным скотчем и не придется отменять миссию и рисковать жизнью».

Ремнабор для БПЛА / Фото: MC.today

И хотя модель, которую показывает Никита, еще может летать, она пока остается в своем «гараже», ведь на смену ей уже идут новые, усовершенствованные модели. Над одной из них конструкторы работают прямо сейчас. Ее каркас лежит прямо посредине кабинета.

Каркас новой разработки / Фото MC.today

«Это каркас прототипа, – рассказывает Никита, – вторая итерация. Для прототипирования используем самые дешевые материалы, чтобы сэкономить время и деньги. Сначала рисуем схему – предварительный расчет идет на прочность и аэродинамику. Так получаем базовую геометрию и используем ее для прототипирования фюзеляжа, стабилизатора и так далее. Затем наполняем электроникой, потому что это прежде всего зависит от центровки самого самолета. Какое-либо отклонение по массе может привести к падению. Те же антенны могут интерферировать друг с другом. 10 самолетов мы сделали из пенопласта и фанеры, они тоже летали, но выдерживают они до десятка полетов. Поэтому в финальной версии мы и используем крепкий карбон».

Конструкторский отдел работает над тем, чтобы ускорить процесс изготовления БПЛА. Также собирают отзывы от военных – когда они что-то предлагают, это сразу же берут в работу и закладывают в беспилотник:

«Мы понимаем, что нужно делать невозможное, чтобы все были довольны. Этим мы здесь и занимаемся».

Несмотря на то, что работа в кабинете конструкторов выглядит почти медитативно спокойной, Никита развеивает это впечатление: «Мы постоянно работаем в темпе… драм-н-бейс. У нас все на вчера. Нам не говорят “у вас есть неделя на разработку”, скорее: “вчера должно быть вот что”. Ночью может позвонить по телефону военный, что что-то не работает и ты сразу думаешь, как починить».

Никита работает в Airlogix еще со времен разработки каргодрона.

Команда Airlogix до полномасштабного вторжения / Фото: Facebook Airlogix

Мне стало интересно, не становится ли со временем полет – рутиной. Поэтому я спросила, какие ощущения, когда модель готова и взлетает впервые. Никита удивляет ответом: «Это эйфория. Потому что, когда ты что-нибудь делаешь, а потом видишь, что оно материальное, еще и летит – это эйфория! Но каждый раз самая первая мысль при этом: что улучшить. Никогда нет конечной точки. Всегда есть место усовершенствованию».

Перед тем как уходить, замечаю небольшой расплавленный самолет на полке. Это тестовая модель одного из конструкторов, он сделал ее для себя, чтобы полетать, но самолет упал в лесу и загорелся.

«Дедушка» воздушного разведчика / Фото: MC.today

Но берегут его здесь не просто так – оказывается это «дедушка» военного разведчика: «Мы улучшили геометрию, конструкцию и из этого вышло это» – кивает Никита в сторону БПЛА из карбона.

Непрерывное производство

После отдела конструкторов иду смотреть, как реализуются их модели. Это отделы, занимающиеся вырезанием, прессовкой и сборкой деталей. Иван, биздев Airlogix кратко объясняет, указывая на печь, где запекаются корпуса самолетов: «Берется стекловолокно, карбон, авиационный пенопласт AIREX и они склеиваются гамбургером, а затем запекаются в печи. Готовые детали соединяют вместе с каркасом, затем устанавливают электронику». Все материалы укладываются в специальные формы для запекания – для фюзеляжа и крыльев.

Мастерская Airlogix / Фото: MC.today

Над установкой электроники работает другой отдел – там проверяют, все ли исправно работает.

Проверка электроники / Фото: MC.today

Единственное, что пока не производится в Airlogix – это катапульты, их заказывают у других украинских производителей. У компании амбициозные планы, которые понимаешь сразу при входе в мастерскую – там стоит прототип дрона-бомбардировщика, способного нести груз до 25 кг.

Прототип дрона бомбардувальника / Фото: MC.today

Самолет сможет преодолевать до 450 км и работать вместе с разведывательными БПЛА «Гор», уничтожая найденные цели.

Поделиться
Поделиться сюжетом
Источник материала
“Її голос заглушає крики українських дітей”: Залужний розкритикував виступ Анни Нетребко в Лондоні
Ukraine Art News
2025-09-10T12:52:00Z
Андрій Заліско презентував оновлену версію хіта “Не поїду, не піду ’25”
Photo Lviv
2025-09-10T05:03:29Z
«If You know what I mean»: MONATIK і DOROFEEVA представили нову пісню та відеороботу
Elle
2025-09-09T13:30:44Z
ССО нагородили 91-річного ветерана УПА почесним нагрудним знаком "Вовча зграя"
Ukraine Art News
2025-09-08T18:18:41Z
Кількасот протестувальників вийшли до Королівської опери в Лондоні через виступ путіністки Нетребко
Ukraine Art News
2025-09-08T17:15:44Z
5 яскравих моментів з MTV Video Music Awards 2025
Elle
2025-09-08T11:54:38Z
Протести в Лондоні: люди вийшли проти виступів путіністки Анни Нетребко в Королівській опері
Ukraine Art News
2025-09-08T11:31:07Z
Скрябін “по-новому”: The Blossom оживив улюблену пісню українців
Photo Lviv
2025-09-07T05:06:19Z
Хто очолить модну імперію Джорджіо Армані?
Ukraine Art News
2025-09-06T10:48:32Z
Історична садиба в Музейному провулку може перетворитися на 10-поверховий офіс
Хмарочос
2025-09-10T10:54:47Z
Святкування життя та сили любові в новій колекції the COAT by Katya Silchenko весна-літо — 2026
Elle
2025-09-10T09:00:41Z
На Сколівщині пройде унікальний фестиваль розвитку та єднання «Дивосвіт»
Photo Lviv
2025-09-10T05:06:31Z
Посол зустрівся з представницями Української жіночої ініціативи в ОАЕ
Ukraine Art News
2025-09-09T18:06:43Z
Найгарячіші тренди 2025 року в образах гостей Тижня моди в Будапешті
Elle
2025-09-09T16:57:59Z
25 вересня на ВДНГ відкриється Книжкова країна. Гід фестивалем
Хмарочос
2025-09-09T15:30:47Z
Inclusive Fashion: Code of Resilience — як минув public talk видання Harper’s Bazaar Ukraine
Elle
2025-09-09T14:09:36Z
Оголосили фіналістів літературного конкурсу Фонду Лесі та Петра Ковалевих
Ukraine Art News
2025-09-09T13:27:38Z
TG Botanical представив колекцію весна–літо 2026 у ботсаду Гришка
Elle
2025-09-09T12:30:37Z
«Малевич» — офіційний трейлер і дата виходу фільму про українського художника
KinoFilms
2025-09-10T12:42:25Z
Від екологічних викликів до одеського андерграунду: 16-й ОМКФ оголошує нові програми
Cineast
2025-09-10T12:33:52Z
Дивіться український трейлер фільму жахів «28 років по тому: Храм кісток» із зіркою Поттеріани
KinoFilms
2025-09-10T12:15:28Z
Г'ю Джекман знявся в музичній стрічці з Кейт Гадсон
KinoFilms
2025-09-10T10:27:49Z
Львів у долі Олександра Довженка: Між фронтом, коханням та мистецькими пошуками
Photo Lviv
2025-09-10T05:12:24Z
Усик відвідав у Торонто показ фільму "Незламний" з Двейном Джонсоном
Ukraine Art News
2025-09-10T04:45:39Z
Аня Тейлор-Джой, Кріс Еванс і Сальма Гаєк зіграють разом у стрічці «Sacrifice»
KinoFilms
2025-09-09T10:57:41Z
Венздей епічно танцює під пісню BLACKPINK в новій сцені 2 сезону фентезі Тіма Бертона
KinoFilms
2025-09-09T09:06:44Z
Документальні портрети українців і кіно майбутнього: 16-й Одеський міжнародний кінофестиваль оголосив програму спецпоказів
Cineast
2025-09-09T05:33:50Z
У канадській провінції Онтаріо відзначають місяць української культури
Ukraine Art News
2025-09-08T19:54:38Z
5 будинків на нестандартних ділянках — їх вмістили у щілини в забудові
Хмарочос
2025-09-08T13:03:42Z
У Швеції збираються знести 70-річний басейн «Вальгалла» із монументальною мозаїкою
Хмарочос
2025-09-06T09:42:35Z
У селищі, що все ще оговтується після підриву Каховської ГЕС, досліджують втрати культурного ландшафту
Хмарочос
2025-09-06T09:09:37Z
Чому варто відвідати оновлений ресторан «Гуцульщина» з меню від Євгена Клопотенка
Elle
2025-09-05T18:57:29Z
ARCHOTEL AVENUE: відпочинок, оздоровлення і спа у серці Одеси
Elle
2025-08-19T12:51:34Z
В індійських кафе можна заплатити за їжу сміттям
Хмарочос
2025-08-19T11:03:50Z
Туреччина заборонить фуршети в готелях «все включено», бо викидається забагато їжі
Хмарочос
2025-08-19T09:45:56Z
Містичний лабіринт чи ідеальна гармонія? Таємниці львівської Площі Ринок
Photo Lviv
2025-08-19T05:12:25Z
Україна та Естонія обговорили співпрацю у сфері культури і протидію інформаційним загрозам
Ukraine Art News
2025-09-10T13:06:59Z
7 «золотих» правил догляду за волоссям після спекотного сезону
Elle
2025-09-10T12:24:39Z
Ритуали молодості та краси: які з них насправді працюють
Elle
2025-09-10T11:48:39Z
Архітекторка називає 5 причин, чому сухі фонтани не надто екологічні
Хмарочос
2025-09-10T11:32:37Z
У Києві запускають нову школу для урбаністів
Хмарочос
2025-09-10T10:51:45Z
Люди у світі читають все менше — які наслідки це має для мозку та політичної грамотності?
Хмарочос
2025-09-10T10:51:43Z
Що носили гості четвертого дня Ukainian Fashion Week сезону весна-літо — 2026
Elle
2025-09-10T09:57:33Z
Захисники Голосіївської вежі здобули перемогу в суді
Хмарочос
2025-09-10T07:45:43Z
Для частини Кременчука розробили кліматичну стратегію розвитку. Що це таке і чому вона потрібна всім містам України?
Хмарочос
2025-09-10T06:15:50Z
Атака Росії дронами по Польщі викликала хвилю мемів у соцмережах
Gloss
2025-09-10T14:31:02Z
У Швеції уклали першу у світі угоду про ліцензування музики зі штучним інтелектом
Ukraine Art News
2025-09-10T08:54:52Z
Оцифрування історичних архівів: кадрові потреби у сфері збереження спадщини
Photo Lviv
2025-09-09T04:57:24Z
В Польщі збудують завод з виробництва водневих локомотивів
Хмарочос
2025-09-08T04:54:38Z
Місячне затемнення 2025: як виглядав «Кривавий Місяць» з різних куточків світу
Ukraine Art News
2025-09-07T23:18:31Z
Восени в «Дії» запустять послугу онлайн-розлученнь – Михайло Федоров
Хмарочос
2025-08-15T07:45:47Z
Найбільший виробник акумуляторів розпочне продаж батарей, у 10 разів дешевших за сучасні аналоги
Хмарочос
2025-08-13T11:33:43Z
OpenAI представила GPT-5: що нового у найпросунутішої моделі ШІ
Gloss
2025-08-11T16:57:36Z
Після позову про піратство: у Midjourney заявили, що Disney не може запобігти навчанню ШІ на своїх персонажах
Ukraine Art News
2025-08-07T12:42:48Z
Сицилійські роли з баклажанів з рикотою і томатним соусом
Elle
2025-08-19T14:03:36Z
Раціон для довголіття, краси шкіри, здоров'я серця: що таке гарвардський альтернативний індекс здорового харчування
Elle
2025-08-18T13:42:35Z
Смачне детокс-меню для спекотних днів від відомої української нутриціологині
Elle
2025-07-23T11:45:38Z
Простий рецепт найсмачнішої окрошки
Elle
2025-07-16T09:46:20Z
Готуємо гаспачо за рецептом знаменитого іспанського шеф-кухаря Хосе Андреса
Elle
2025-07-09T12:21:43Z
5 рецептів літніх смузі: прості та дуже корисні
Elle
2025-07-08T15:36:36Z
ТОП-5 легких літніх закусок
Elle
2025-06-17T14:30:38Z
«ТопШефи х WINETIME. Готуємо разом»: Влад Кіндер ділиться рецептом тунця татакі
Elle
2025-06-06T12:49:01Z
8 найкращих лимонадів у літню спеку
Krasinfo
2025-06-03T07:09:43Z