MY.UAСтатьи
Доступ к реке: 6 идей, как киевляне могут получить комфортные набережные
Доступ к реке: 6 идей, как киевляне могут получить комфортные набережные

Доступ к реке: 6 идей, как киевляне могут получить комфортные набережные

В старину Днепр и малые речки кормили, поили и обороняли Киев. За счет транзита по Днепру – а через главную реку киевляне строили наплавные (понтонные) мосты еще много веков назад – город зарабатывал: и торговля, и судоремонт, и другие промыслы. В устье реки Почайны киевляне устроили гавань, Лыбедь служила природным препятствием для неприятелей с юго-запада, на речке Сырец стояло больше десятка хуторов с мельницами, в многочисленных прудах разводили рыбу.

Закончилась «дружба» города с водой в ХІХ веке, с началом строительства мостов, а точнее – железной дороги. Еще раньше, в XVIII веке, при неудачной реконструкции гавани смыло нижнюю часть Почайны – первая утрата. Мы разобрались, как же ограждали киевлян от доступа к водоемам – и продумали, как можно вернуть воду городу.

Читайте також: Пішохідний Київ мрії: 5 вулиць в центрі, які варто перекрити для руху автівок

Отрезать магистральное шоссе от Днепра

Строить скоростные дороги в центре – классическая ошибка градостроителей вплоть до конца ХХ века. В Киеве первое Набережное шоссе появилось в 1850-х годах – как дорога с Подола к новому Цепному мосту (располагался в районе нынешнего моста Метро). Впрочем, и в середине ХХ века это была двухполосная дорога и параллельная ей выделенная трамвайная линия – практически прогулочный бульвар, с учетом озеленения.

Впоследствии дорогу продлевали и на север, и на юг – причем продолжали это делать и в ХХІ веке, когда в развитых городах прибрежные эстакады уже сносили! Больше всего строили развязок на Набережной при президенте Януковиче – эстакада у Гавани, Почтовая площадь, «подкова» у моста Метро, «турбина» у моста Патона, эстакада у проспекта Науки – так вдоль Днепра построили безостановочную магистраль, заодно уничтожили трамвайную линию… 

Подобную магистраль планировали и на Левом берегу – но, к счастью для Города, не успели – теперь сложно пройти Русановские сады. 6-полосную магистраль от Осокорков до Никольской Слободки проложили – но без подземных переходов и бетонных парапетов у воды.

Реанимировать Набережное шоссе предлагали не раз – и при разработке проектов застройки середины 2000-х годов, и во время архитектурных конкурсов начала 2010-х. Идея проста – накрыть дорогу, превратив ее в тоннель, а наверху – и здания, и аллеи, и озеленение. Подобным способом реализовали пешеходное пространство на Почтовой площади, нечто схожее предлагается сделать по всему Набережному шоссе – соединив парк на склонах Днепра собственно с кромкой воды. С развязками сложно – потому это можно реализовать скорее в виде широких зеленых мостов.

Есть и более простые решения. Например, на участке от моста Метро до Почтовой площади загрузка дороги ниже, чем на остальных, – и здесь можно было бы сократить число полос с 6 до 4, а в «лишней» части тоннеля на Почтовой площади устроить паркинг. Это самое «узкое» место набережной – южнее же начинается многоярусная алея. А для начала можно просто закрывать этот участок летом на выходные.

Построить современный район вместо промзоны

Промышленные объекты на берегах водоемов – также пережитки эпохи индустриализации, их можно найти во многих городах. В Киеве традиционно это было на Подоле – например, на улице Андреевской близ Днепра сохранилась первая городская электростанция. К промышленности условно можно отнести и Гавань – там же и электростанция, и судоремонтный завод. Но самый вопиющий случай отгораживания Днепра промзоной – это конечно же Выдубичи.

Проезжая по Южному мосту, и сейчас можно видеть всевозможные строительные предприятия, там же – ТЭЦ, складские комплексы и просто заброшенные здания. Уже более 10 лет высказываются разные идеи – то ли устроить правительственный центр, то ли жилой район, то ли деловой центр. Не помогло даже устройство арт-завода и «Гоголь-феста» – и до сих пор Выдубичи остаются почти мертвой зоной, посреди которой затерялась недостроенная станция метро «Теличка» – ее не для кого открывать.

Решение – конечно же преобразование в насыщенный людьми район, условный Подол 2.0 или даже Подол 3.0 (ведь на Подол-2 больше тянет Рыбальский остров). Выдубичи вполне могли бы стать даже новым центральным районом – с современной архитектурой, публичными пространствами, эдаким символом Новой Украины. Ведь помимо всего прочего это место уникально своими легендами – но здесь нет памятников архитектуры, все можно создавать с нуля.

Обустроить и очистить пляжи и набережные

Много где почти вблизи жилых районов до сих пор просто кусты – дикий берег, к которому сложно подобраться. В советское время спальные районы даже вблизи Днепра строили на удалении от реки, оставляя довольно широкие пустые территории. В некоторых случаях из них получились хорошие зеленые набережные-парки, как на Русановке и Березняках, но если ширина была сверх меры – получались пустыри.

Такова история Оболони – только со строительством Оболонских липок была создана пешеходная набережная, до этого это была довольно пустынная местность. Нечто подобное есть и на Троещине, правда, здесь расстояние от жилых кварталов до неблагоустроенного берега еще больше. Появятся ли Троещинские липки – вопрос, парк здесь вроде как организовали формально – но на набережной должны быть люди, какие-то здания. Хороший шанс сделать набережную с упором на экологию – но доступную и удобную для огромного спального района.

А вот на Никольской Слободке город пока имеет шанс «повесить» благоустройство набережной на застройщиков. Здесь хотя полоска вдоль берега и неширокая, но издавна жители имели лишь небольшую благоустроенную Зону Здоровья шириной всего 90 метров. Сейчас сразу три строительные компании возводят на берегу высотки, и если по одному объекту, у моста Метро, есть много сложностей (здесь стройка остановлена, много противников объекта – и жители, и УГКЦ), и совсем не факт, что его вообще когда-то завершат, – то еще два имеют какие-то перспективы.

Практически готов каркас самого дальнего жилого комплекса, всего в 42 метрах от кромки воды, – но большая вероятность, что благоустраивать кусты придется за бюджетные средства. Законность же строительства у многих вызывает сомнения.

Обеспечить доступ на острова

Киев уникален своим зелено-голубым коридором днепровских островов через весь город – такого нет больше ни в одном мегаполисе. Но этот рекреационный комплекс слишком масштабен – и что на Гидропарке, что на Трухановом острове весьма примитивные заведения сосредоточены только вблизи существующих мостов. Чем дальше – тем больше острова напоминают какие-то захолустные дебри, где и самострои есть, и какие-то непонятные заведения, просто «темные» углы.

Казалось бы – курорт посреди мегаполиса, но, увы, пока только в далеких мечтах. Не раз высказывались идеи и пустить через острова монорельс, и построить еще несколько пешеходных мостов – связать, например, Гидропарк и Труханов остров, построить мост-променад чуть севернее моста Метро, соединить мостами Оболонский остров – сюда энтузиасты уже устроили «речное такси» на каяках.

Логичным решением была бы городская программа освоения островов – нет, не застройки, а использования во благо жителей. Небольшие эко-отели, летние базы отдыха, места для палаточных лагерей просто посреди огромного города – это же мечта! Но чтобы это все заработало, острова нужно связать велосипедно-пешеходными мостами. «Заодно» получается так и решить проблему велосвязи берегов Днепра – сомнительное это удовольствие ехать по тротуарам вместе с 6-8-полосными потоками машин.

Освободить из коллектора

Одна из самых известных киевских рек, которые спрятали под землю в коллектор, – Глубочица. В ее верховьях с конца ХІХ века расположилось несколько предприятий, которые брали воду с источников, а «назад» сливали стоки. В итоге жители попросили спрятать реку под землю – уж слишком воняло. Старинный коллектор и сейчас проходит под бульваром улиц Верхний и Нижний Вал и улицей Глубочицкой.

Конечно, можно было бы помечтать – и открыть Глубочицу. Ведь когда еще не было на ней крупной промышленности, это был бульвар вдоль канала (Канавы – как ее называли), с мостиками. Сейчас, правда, для этого придется существенно сузить проезжую часть – чтобы было где ходить, ведь аллея идет точно по реке. Ну а как компромиссный вариант – обыграть тему Глубочицы во всевозможных инсталляциях.

Но самая тяжелая ситуация – с рекой Дарница на Левом берегу длиной аж 21 километр. Ее не просто упрятали в коллектор – а и засекретили, так как в нее сбрасывали отходы химических предприятий, работавших на «оборонку». От заводов уже почти ничего не осталось, река самоочистилась – но в районе Старой Дарницы, где бы ее можно было бы «выпустить на волю», построили жилые комплексы. Коллектор реки даже проходит через фундаменты жилого комплекса у моста на Харьковском шоссе! Впрочем, вдоль улицы Фанерной есть и открытый участок Дарницы – но кто ж о нем знает, он упрятан в кустах. Хотя здесь еще можно устроить сквер на реке.

Упрятали под землю из-за промышленности и нижнее течение реки Сырец, ну а в целом по городу таких подземных рек и ручьев более десятка. Есть мелкие – ручьи Зоологический, Неводничи, есть побольше – Клов, Крещатик. Хотя они давно стали частью ливневой канализации и «достать» их очень проблематично, идеи такие нет-нет, но возникают. Например, во время архитектурного конкурса Территория Достоинства в 2015 году одна команда архитекторов предлагала вернуть на Крещатик реку.

Общественное пространство вместо бетонного жёлоба

Зображення: Cullmann Workshop

Это в первую очередь история самой известной киевской малой реки – Лыбеди. Единственным способом провести через киевские холмы было пустить железную дорогу вдоль русла Лыбеди – так началось превращение летописной реки в бетонную канаву. Позже спрятали под землю верховья речки – хотя истоки ее, как ни странно, уцелели, это озера в Отрадном парке и на территории Мамаевой Слободы. Сохранился и небольшой участок природного русла под Лысой горой – но он может пострадать при запланированном расширении Выдубицкой развязки.

Что делать с Лыбедью? Во-первых, спасти то, что есть – в первую очередь очень аккуратно строить развязку на Выдубичах, чтобы заодно не погубить реку – а наоборот создать набережную (конечно не бетонную!) и обеспечить доступ людей. Выше по течению – уже есть интересные проекты создания публичных пространств, пусть и на бетонной канаве. Ну а настоящая долина Лыбеди, которая сохранилась, – это вагонные парки станции «Киев-Пассажирский». Впрочем, и здесь есть идеи и эскизы превратить территорию отстоя вагонов в жилой район – и вернуть речку.

Отчасти в этот блок можно отнести и речку Сырец – в парке Нивки она соединяет пруды, а в районе ст.м. «Сырец» идет уже в бетонном открытом желобе. У улицы Тираспольской устроена даже довольно протяженная пешеходная набережная вдоль канала, даже сурово-романтический железный мостик. Но кто ж о ней, такой удивительной набережной, знает…

Текст: Григорий Мельничук
Иллюстрации: Александра Степаненко

  • #громадський простір
  • #доступ до води
  • #Либідь
  • #Міські історії
  • #Труханів острів

Перш ніж прочитати матеріал, розгляньте можливість підтримати нас. «Хмарочос» пише про розвиток міст 10 років та 67 днів. За цей час ми опублікували 314 новин та статей. Весь контент – в безкоштовному доступі. На нас не впливає жоден олігарх чи великий бізнес, ми працюємо для наших читачів й читачок. Ваш внесок дозволить продовжити працювати нашій редакції. Долучіться до спільноти з сотень осіб, які вже підтримують «Хмарочос».
Підтримати | Хто ми такі?

Найпопулярніше за тиждень

Коментарі:

Вам доступний лише перегляд коментарів. Зареєструйтесь або увійдіть, щоб мати можливість додавати свої думки.

*Ці коментарі модеруються відповідно до наших правил ком’юніті

Поделиться
Поделиться сюжетом
Источник материала
Колишні співробітниці звинуватили музиканта Смокі Робінсона в сексуальному насильстві та побитті
Ukraine Art News
2025-05-07T14:46:09Z
«Штани? Ні, дякую»: обговорюємо найсміливіший тренд Met Gala 2025
Elle
2025-05-06T13:52:05Z
Джамала та Jerry Heil виступлять на Євробаченні-2025, alyona alyona пропозиції не отримувала
Ukraine Art News
2025-05-06T09:51:58Z
Найхимерніші зіркові образи на хіднику Met Gala 2025
Elle
2025-05-06T09:24:56Z
Офіційно: Ріанна вагітна третьою дитиною
Elle
2025-05-06T06:01:31Z
Леді Гага встановила рекорд на першому за 12 років концерті в Бразилії
Elle
2025-05-05T20:46:05Z
Парамедикиня й ветеранка Юлія Тайра Паєвська видасть першу поетичну збірку "Наживо"
Ukraine Art News
2025-05-05T15:55:01Z
Співпрацює з Джей Ло і Бейонсе: Ziferblat показали костюми для Євробачення-2025 від Frolov з фірмовим серцем
Ukraine Art News
2025-05-05T10:43:03Z
Міські служби досі не знайшли альтернативи великому сміттєзвалищу під Києвом
Хмарочос
2025-05-05T10:09:56Z
Не лише Мірошниченко: Педан, alyona alyona та комік Влад Куран коментуватимуть Євробачення-2025
Ukraine Art News
2025-05-09T16:24:43Z
Український письменник і військовий Валерій Пузік отримав відзнаку ім. Галини Могильницької
Ukraine Art News
2025-05-09T14:58:24Z
Дитинство у час Другої світової: у Львові виставкою розповідають історії та досвіди
Ukraine Art News
2025-05-09T14:33:41Z
Барський аматорський театр випустить альбом аудіоказок, які начитають українські ветерани
Ukraine Art News
2025-05-09T14:10:13Z
У Королівській опері Швеції відбувся концерт, присвячений українським співакам Менцинському та Крушельницькій
Ukraine Art News
2025-05-09T13:21:56Z
«Євробачення 2025»: яке місце букмекери пророкують Україні за тиждень до фіналу
Ukraine Art News
2025-05-09T12:25:06Z
FROLOV та ЦУМ Київ представили ексклюзивну весільну колекцію
Elle
2025-05-09T12:15:58Z
За лаштунками концерту БЕЗ ОБМЕЖЕНЬ у Палаці спорту
Elle
2025-05-09T11:45:53Z
На ВДНГ пройде Kyiv Tea Festival
Хмарочос
2025-05-09T11:31:04Z
Найкращі фільми режисера Стівена Спілберга. Топ-5
Ukraine Art News
2025-05-09T16:22:03Z
Зірка Marvel Джеремі Реннер випустив мемуари, в яких розкрив подробиці катастрофи зі снігоходом
Ukraine Art News
2025-05-09T15:28:03Z
Вийшов тизер антирадянського зомбі-муві "Каховський об’єкт", події якого розгортаються після підриву росіянами Каховської ГЕС
Ukraine Art News
2025-05-09T12:15:59Z
Дивіться український трейлер фільму жахів «Закляття 4» з Вірою Фармігою та Патріком Вілсоном
KinoFilms
2025-05-09T12:15:45Z
Режисер "Громовержців*" Джейк Шраєр веде переговори з Marvel Studios про зйомки нового фільму про Людей Ікс
Ukraine Art News
2025-05-09T11:39:45Z
Епічна фотосесія Льюїса Пуллмана для фільму «Громовержці» від Марвел
KinoFilms
2025-05-09T11:39:36Z
"Лицар аристократизму духу" на "оглядинах" у Будинку кіно
oKino
2025-05-09T10:46:14Z
«Світ Юрського періоду 4»: Скарлетт Йоганссон тікає від динозавра на обкладинці Empire
KinoFilms
2025-05-09T05:12:40Z
Сатира з Педро Паскалем і Гоакіном Феніксом та мюзикл з Тільдою Свінтон: кінофестиваль Миколайчук OPEN оголосив програму Ґала премʼєр
Cineast
2025-05-08T23:58:10Z
Що треба знати про найбільший транспортний хаб Європи: не лише аеропорт, а й мережа швидкісних залізниць
Хмарочос
2025-05-08T12:24:51Z
У Мукачеві відкрився МакДональдз. Він один із двох в Україні, що працюють цілодобово
Хмарочос
2025-05-08T07:22:06Z
Із минулого Яворова. Частина друга
Photo Lviv
2025-05-08T05:12:32Z
Цих вихідних Львівська дитяча залізниця розпочинає сезон пасажирських перевезень: яким буде графік руху та вартість проїзду цьогоріч
Photo Lviv
2025-05-08T05:06:49Z
Як виглядають «Лісовички» – рекреаційні пункти вздовж трас України
Хмарочос
2025-05-07T13:10:15Z
У бельгійському Льєжі запустили перший трамвай через майже 60 років
Хмарочос
2025-05-07T07:04:16Z
Чудовий Львів… його жахливі фортифікації і купи гною на вулиці, або львів’янин, який не сказав усієї правди
Photo Lviv
2025-05-06T05:12:38Z
10 порад для вдалого кадру в подорожі
Elle
2025-05-05T15:21:54Z
Франція відмовляється від коротких авіаперельотів на користь потягів
Хмарочос
2025-05-05T07:13:10Z
10 beauty-подарунків до Дня матері до 1000 гривень
Elle
2025-05-09T14:54:52Z
У Києві заклали "Алею кохання" на честь полеглих у російсько-українській війні героїв
Ukraine Art News
2025-05-09T14:36:49Z
Чому новообраний Папа Римський взяв ім'я Лев XIV: що символізує вибір Понтифіка
Ukraine Art News
2025-05-09T11:51:57Z
У столиці вже шостий раз обіцяють відкрити ТРЦ Ocean Mall
Хмарочос
2025-05-09T11:33:59Z
Квітень став найсмертоноснішим для цивільних з осені 2024 року — звіт ООН
Хмарочос
2025-05-09T11:31:05Z
Затвердили нову структуру КМВА, але поки що невідомо, як вона буде взаємодіяти з мером Києва
Хмарочос
2025-05-09T11:31:03Z
За безстрашну відданість справедливості та істині: Ліна Костенко отримала премію імені митрополита Андрея Шептицького
Ukraine Art News
2025-05-09T10:40:03Z
На аукціон виставили коштовності, повʼязані з останками Будди. Уряд Індії пригрозив судом
Ukraine Art News
2025-05-09T10:01:04Z
7 важливих фактів про пігментацію шкіри, які ви не знали
Elle
2025-05-09T09:45:49Z
Вчені створили прозорі сонячні панелі. Звичайні вікна зможуть генерувати електроенергію
Хмарочос
2025-05-09T08:13:26Z
Thank you, next! Розповідаємо про великі кадрові перестановки в модних брендах
Elle
2025-05-08T14:01:30Z
У Відні пасажири трамваїв почали розвозити посилки
Хмарочос
2025-05-07T10:29:27Z
Україна переходить на 230 вольт у розетках зі звичних 220
Хмарочос
2025-05-05T12:40:07Z
Ідеальні літні сніданки
Krasinfo
2025-05-07T11:50:46Z
Великоднє меню: дуже смачна домашня куряча ковбаска
Elle
2025-04-18T18:10:02Z
Дуже смачна великодня паска з родзинками, в'яленою журавлиною та вишнями за французьким рецептом
Elle
2025-04-18T17:21:41Z
«ТопШефи х WINETIME. Готуємо разом»: Стефано Антоніоллі ділиться рецептом пасти араб’ята
Elle
2025-04-17T16:04:05Z
Найсмачніша вишнева healthy-паска
Elle
2025-04-15T19:45:58Z
Найсмачніша сирна паска за рецептом Тіни Кароль
Elle
2025-04-14T12:37:00Z
Соус песто із соняшниковим насінням: покроковий рецепт
Elle
2025-04-09T16:54:57Z
Пісне меню: готуємо фруктову галету без масла та яєць
Elle
2025-04-09T16:54:55Z
«ТопШефи х WINETIME. Готуємо разом»: Анастасія Степанова ділиться рецептом цвітної капусти в східних спеціях
Elle
2025-04-04T13:49:02Z