MY.UAСтатьи
Доступ к реке: 6 идей, как киевляне могут получить комфортные набережные
Доступ к реке: 6 идей, как киевляне могут получить комфортные набережные

Доступ к реке: 6 идей, как киевляне могут получить комфортные набережные

В старину Днепр и малые речки кормили, поили и обороняли Киев. За счет транзита по Днепру – а через главную реку киевляне строили наплавные (понтонные) мосты еще много веков назад – город зарабатывал: и торговля, и судоремонт, и другие промыслы. В устье реки Почайны киевляне устроили гавань, Лыбедь служила природным препятствием для неприятелей с юго-запада, на речке Сырец стояло больше десятка хуторов с мельницами, в многочисленных прудах разводили рыбу.

Закончилась «дружба» города с водой в ХІХ веке, с началом строительства мостов, а точнее – железной дороги. Еще раньше, в XVIII веке, при неудачной реконструкции гавани смыло нижнюю часть Почайны – первая утрата. Мы разобрались, как же ограждали киевлян от доступа к водоемам – и продумали, как можно вернуть воду городу.

Читайте також: Пішохідний Київ мрії: 5 вулиць в центрі, які варто перекрити для руху автівок

Отрезать магистральное шоссе от Днепра

Строить скоростные дороги в центре – классическая ошибка градостроителей вплоть до конца ХХ века. В Киеве первое Набережное шоссе появилось в 1850-х годах – как дорога с Подола к новому Цепному мосту (располагался в районе нынешнего моста Метро). Впрочем, и в середине ХХ века это была двухполосная дорога и параллельная ей выделенная трамвайная линия – практически прогулочный бульвар, с учетом озеленения.

Впоследствии дорогу продлевали и на север, и на юг – причем продолжали это делать и в ХХІ веке, когда в развитых городах прибрежные эстакады уже сносили! Больше всего строили развязок на Набережной при президенте Януковиче – эстакада у Гавани, Почтовая площадь, «подкова» у моста Метро, «турбина» у моста Патона, эстакада у проспекта Науки – так вдоль Днепра построили безостановочную магистраль, заодно уничтожили трамвайную линию… 

Подобную магистраль планировали и на Левом берегу – но, к счастью для Города, не успели – теперь сложно пройти Русановские сады. 6-полосную магистраль от Осокорков до Никольской Слободки проложили – но без подземных переходов и бетонных парапетов у воды.

Реанимировать Набережное шоссе предлагали не раз – и при разработке проектов застройки середины 2000-х годов, и во время архитектурных конкурсов начала 2010-х. Идея проста – накрыть дорогу, превратив ее в тоннель, а наверху – и здания, и аллеи, и озеленение. Подобным способом реализовали пешеходное пространство на Почтовой площади, нечто схожее предлагается сделать по всему Набережному шоссе – соединив парк на склонах Днепра собственно с кромкой воды. С развязками сложно – потому это можно реализовать скорее в виде широких зеленых мостов.

Есть и более простые решения. Например, на участке от моста Метро до Почтовой площади загрузка дороги ниже, чем на остальных, – и здесь можно было бы сократить число полос с 6 до 4, а в «лишней» части тоннеля на Почтовой площади устроить паркинг. Это самое «узкое» место набережной – южнее же начинается многоярусная алея. А для начала можно просто закрывать этот участок летом на выходные.

Построить современный район вместо промзоны

Промышленные объекты на берегах водоемов – также пережитки эпохи индустриализации, их можно найти во многих городах. В Киеве традиционно это было на Подоле – например, на улице Андреевской близ Днепра сохранилась первая городская электростанция. К промышленности условно можно отнести и Гавань – там же и электростанция, и судоремонтный завод. Но самый вопиющий случай отгораживания Днепра промзоной – это конечно же Выдубичи.

Проезжая по Южному мосту, и сейчас можно видеть всевозможные строительные предприятия, там же – ТЭЦ, складские комплексы и просто заброшенные здания. Уже более 10 лет высказываются разные идеи – то ли устроить правительственный центр, то ли жилой район, то ли деловой центр. Не помогло даже устройство арт-завода и «Гоголь-феста» – и до сих пор Выдубичи остаются почти мертвой зоной, посреди которой затерялась недостроенная станция метро «Теличка» – ее не для кого открывать.

Решение – конечно же преобразование в насыщенный людьми район, условный Подол 2.0 или даже Подол 3.0 (ведь на Подол-2 больше тянет Рыбальский остров). Выдубичи вполне могли бы стать даже новым центральным районом – с современной архитектурой, публичными пространствами, эдаким символом Новой Украины. Ведь помимо всего прочего это место уникально своими легендами – но здесь нет памятников архитектуры, все можно создавать с нуля.

Обустроить и очистить пляжи и набережные

Много где почти вблизи жилых районов до сих пор просто кусты – дикий берег, к которому сложно подобраться. В советское время спальные районы даже вблизи Днепра строили на удалении от реки, оставляя довольно широкие пустые территории. В некоторых случаях из них получились хорошие зеленые набережные-парки, как на Русановке и Березняках, но если ширина была сверх меры – получались пустыри.

Такова история Оболони – только со строительством Оболонских липок была создана пешеходная набережная, до этого это была довольно пустынная местность. Нечто подобное есть и на Троещине, правда, здесь расстояние от жилых кварталов до неблагоустроенного берега еще больше. Появятся ли Троещинские липки – вопрос, парк здесь вроде как организовали формально – но на набережной должны быть люди, какие-то здания. Хороший шанс сделать набережную с упором на экологию – но доступную и удобную для огромного спального района.

А вот на Никольской Слободке город пока имеет шанс «повесить» благоустройство набережной на застройщиков. Здесь хотя полоска вдоль берега и неширокая, но издавна жители имели лишь небольшую благоустроенную Зону Здоровья шириной всего 90 метров. Сейчас сразу три строительные компании возводят на берегу высотки, и если по одному объекту, у моста Метро, есть много сложностей (здесь стройка остановлена, много противников объекта – и жители, и УГКЦ), и совсем не факт, что его вообще когда-то завершат, – то еще два имеют какие-то перспективы.

Практически готов каркас самого дальнего жилого комплекса, всего в 42 метрах от кромки воды, – но большая вероятность, что благоустраивать кусты придется за бюджетные средства. Законность же строительства у многих вызывает сомнения.

Обеспечить доступ на острова

Киев уникален своим зелено-голубым коридором днепровских островов через весь город – такого нет больше ни в одном мегаполисе. Но этот рекреационный комплекс слишком масштабен – и что на Гидропарке, что на Трухановом острове весьма примитивные заведения сосредоточены только вблизи существующих мостов. Чем дальше – тем больше острова напоминают какие-то захолустные дебри, где и самострои есть, и какие-то непонятные заведения, просто «темные» углы.

Казалось бы – курорт посреди мегаполиса, но, увы, пока только в далеких мечтах. Не раз высказывались идеи и пустить через острова монорельс, и построить еще несколько пешеходных мостов – связать, например, Гидропарк и Труханов остров, построить мост-променад чуть севернее моста Метро, соединить мостами Оболонский остров – сюда энтузиасты уже устроили «речное такси» на каяках.

Логичным решением была бы городская программа освоения островов – нет, не застройки, а использования во благо жителей. Небольшие эко-отели, летние базы отдыха, места для палаточных лагерей просто посреди огромного города – это же мечта! Но чтобы это все заработало, острова нужно связать велосипедно-пешеходными мостами. «Заодно» получается так и решить проблему велосвязи берегов Днепра – сомнительное это удовольствие ехать по тротуарам вместе с 6-8-полосными потоками машин.

Освободить из коллектора

Одна из самых известных киевских рек, которые спрятали под землю в коллектор, – Глубочица. В ее верховьях с конца ХІХ века расположилось несколько предприятий, которые брали воду с источников, а «назад» сливали стоки. В итоге жители попросили спрятать реку под землю – уж слишком воняло. Старинный коллектор и сейчас проходит под бульваром улиц Верхний и Нижний Вал и улицей Глубочицкой.

Конечно, можно было бы помечтать – и открыть Глубочицу. Ведь когда еще не было на ней крупной промышленности, это был бульвар вдоль канала (Канавы – как ее называли), с мостиками. Сейчас, правда, для этого придется существенно сузить проезжую часть – чтобы было где ходить, ведь аллея идет точно по реке. Ну а как компромиссный вариант – обыграть тему Глубочицы во всевозможных инсталляциях.

Но самая тяжелая ситуация – с рекой Дарница на Левом берегу длиной аж 21 километр. Ее не просто упрятали в коллектор – а и засекретили, так как в нее сбрасывали отходы химических предприятий, работавших на «оборонку». От заводов уже почти ничего не осталось, река самоочистилась – но в районе Старой Дарницы, где бы ее можно было бы «выпустить на волю», построили жилые комплексы. Коллектор реки даже проходит через фундаменты жилого комплекса у моста на Харьковском шоссе! Впрочем, вдоль улицы Фанерной есть и открытый участок Дарницы – но кто ж о нем знает, он упрятан в кустах. Хотя здесь еще можно устроить сквер на реке.

Упрятали под землю из-за промышленности и нижнее течение реки Сырец, ну а в целом по городу таких подземных рек и ручьев более десятка. Есть мелкие – ручьи Зоологический, Неводничи, есть побольше – Клов, Крещатик. Хотя они давно стали частью ливневой канализации и «достать» их очень проблематично, идеи такие нет-нет, но возникают. Например, во время архитектурного конкурса Территория Достоинства в 2015 году одна команда архитекторов предлагала вернуть на Крещатик реку.

Общественное пространство вместо бетонного жёлоба

Зображення: Cullmann Workshop

Это в первую очередь история самой известной киевской малой реки – Лыбеди. Единственным способом провести через киевские холмы было пустить железную дорогу вдоль русла Лыбеди – так началось превращение летописной реки в бетонную канаву. Позже спрятали под землю верховья речки – хотя истоки ее, как ни странно, уцелели, это озера в Отрадном парке и на территории Мамаевой Слободы. Сохранился и небольшой участок природного русла под Лысой горой – но он может пострадать при запланированном расширении Выдубицкой развязки.

Что делать с Лыбедью? Во-первых, спасти то, что есть – в первую очередь очень аккуратно строить развязку на Выдубичах, чтобы заодно не погубить реку – а наоборот создать набережную (конечно не бетонную!) и обеспечить доступ людей. Выше по течению – уже есть интересные проекты создания публичных пространств, пусть и на бетонной канаве. Ну а настоящая долина Лыбеди, которая сохранилась, – это вагонные парки станции «Киев-Пассажирский». Впрочем, и здесь есть идеи и эскизы превратить территорию отстоя вагонов в жилой район – и вернуть речку.

Отчасти в этот блок можно отнести и речку Сырец – в парке Нивки она соединяет пруды, а в районе ст.м. «Сырец» идет уже в бетонном открытом желобе. У улицы Тираспольской устроена даже довольно протяженная пешеходная набережная вдоль канала, даже сурово-романтический железный мостик. Но кто ж о ней, такой удивительной набережной, знает…

Текст: Григорий Мельничук
Иллюстрации: Александра Степаненко

  • #громадський простір
  • #доступ до води
  • #Либідь
  • #Міські історії
  • #Труханів острів

Перш ніж прочитати матеріал, розгляньте можливість підтримати нас. «Хмарочос» пише про розвиток міст 10 років та 67 днів. За цей час ми опублікували 314 новин та статей. Весь контент – в безкоштовному доступі. На нас не впливає жоден олігарх чи великий бізнес, ми працюємо для наших читачів й читачок. Ваш внесок дозволить продовжити працювати нашій редакції. Долучіться до спільноти з сотень осіб, які вже підтримують «Хмарочос».
Підтримати | Хто ми такі?

Найпопулярніше за тиждень

Коментарі:

Вам доступний лише перегляд коментарів. Зареєструйтесь або увійдіть, щоб мати можливість додавати свої думки.

*Ці коментарі модеруються відповідно до наших правил ком’юніті

Поделиться
Поделиться сюжетом
Источник материала
Що відомо про Something Beautiful — перший візуальний альбом Майлі Сайрус
Elle
2025-03-28T16:42:45Z
«Місто наречених»: Саша Чемеров представив кліп на пісню, присвячену дружинам загиблих військових
Ukraine Art News
2025-03-28T10:33:50Z
Влада Ліберова в об’єктиві Костянтина Ліберова на обкладинці нового числа «ELLE Україна»
Elle
2025-03-27T09:09:43Z
Не втратимо зв’язок: alyona alyona з великим концертом у Києві
Ukraine Art News
2025-03-27T05:30:56Z
Гурт "Бумбокс" став першим хедлайнером Atlas Festival 2025
Ukraine Art News
2025-03-26T18:01:08Z
Хто вдягає світових зірок: 5 стилістів, які вже увійшли в історію моди
Elle
2025-03-25T13:09:54Z
"Соромно озвучувати": Іво Бобул прокоментував розмір своєї пенсії
Ukraine Art News
2025-03-25T12:30:56Z
Американський письменник українського походження Аскольд Мельничук став лауреатом премії за найкращу есеїстику в США
Ukraine Art News
2025-03-24T16:24:48Z
Українські виконавці SOWA та ХАС заспівали легендарну пісню "Гей, степами!" на свій лад
Ukraine Art News
2025-03-24T14:09:55Z
У Вашингтоні відбудеться виставка про кримськотатарську спадщину
Ukraine Art News
2025-03-29T14:12:45Z
"Unbroken: За обрієм": у Львові презентували мистецьку виставку Незламних
Ukraine Art News
2025-03-29T07:00:45Z
Львівський музей Михайла Грушевського запрошує на презентацію збірки творів Ієроніма Калитовського
Photo Lviv
2025-03-29T06:06:37Z
Точицький зустрівся з послом Франції та директором Французького інституту
Ukraine Art News
2025-03-28T21:54:43Z
Дуа Ліпа виграла суд у справі про плагіат пісні Levitating
Ukraine Art News
2025-03-28T17:15:55Z
Ілюстратор Джордж Батлер презентував в українській бібліотеці у Лондоні книгу про війну в Україні
Ukraine Art News
2025-03-28T17:04:02Z
Полювання з «Шарком», сходження на протезах і робопес Елвіс
Ukraine Art News
2025-03-28T16:36:48Z
Вишитий рушник єднання з Тернопільщини розгорнули у Чикаго
Ukraine Art News
2025-03-28T16:24:45Z
Коли гривня дійсно більше ніж гроші
Ukraine Art News
2025-03-28T15:15:49Z
Це буде убивчий фінал: український трейлер фінального сезону серіалу «Ти» з Пенном Беджлі
KinoFilms
2025-03-29T13:27:53Z
Галь Гадот співає у новому фрагменті «Білосніжки»
KinoFilms
2025-03-29T09:45:32Z
Топ-5: фільми та серіали про постапокаліпсис за 2023-2024 роки
Ukraine Art News
2025-03-29T05:30:50Z
Вусатого ДіКапріо не впізнати у трейлері його наступного фільму «One Battle After Another»
KinoFilms
2025-03-28T21:48:44Z
Авторка серії книг "Щоденники вампіра" Ліза Джейн Сміт померла у віці 66 років
Ukraine Art News
2025-03-28T21:15:46Z
«Список мрій»: на Netflix вийшла нова драма за участю Софії Карсон та Конні Бріттон
KinoFilms
2025-03-28T19:15:36Z
Найкращі канадські детективні фільми та серіали. Топ-5
Ukraine Art News
2025-03-28T19:03:43Z
Warner Bros. скасувала заплановане розширення до гри Hogwarts Legacy за всесвітом Гаррі Поттера
Ukraine Art News
2025-03-28T17:15:54Z
Творці серіалу "Юнацтво" розповіли про перспективи виходу другого сезону
Ukraine Art News
2025-03-28T12:42:44Z
Венеція століттями тримається на дерев’яних палях у воді та багні. Як це можливо?
Хмарочос
2025-03-28T11:34:00Z
В Ужгороді успішно перезимували перші закарпатські пальми
Хмарочос
2025-03-28T09:39:52Z
Львівські богохульники, чаклуни і святотатці
Photo Lviv
2025-03-27T06:12:38Z
В столиці планують безбар’єрний маршрут Лівим берегом
Хмарочос
2025-03-26T12:37:22Z
Лазні й готелі Львова під крилом Ероса
Photo Lviv
2025-03-26T06:12:35Z
В Ірпені відкриється перший «МакДональдз»
Хмарочос
2025-03-25T13:34:11Z
Новий рівень відпочинку в Туреччині: чому всі говорять про Anda Barut Collection
Elle
2025-03-25T12:12:52Z
Гірка доля відповідальних за місто, або в полон до османів за Львів
Photo Lviv
2025-03-25T06:12:32Z
Чортів камінь, або місце сили
Photo Lviv
2025-03-25T05:57:39Z
Dior запускає програму наставництва для молодих жінок “Women@Dior” для підтримки їх кар’єрних амбіцій
Krasinfo
2025-03-29T13:39:59Z
Як збільшити свій дохід під час Fashion Week за допомогою блогінгу та афіліаційних програм
Krasinfo
2025-03-29T13:36:46Z
Шлях до успіху: Як стати відомим візажистом у сучасному конкурентному світі
Krasinfo
2025-03-29T13:36:45Z
Із сирними кониками на Гуцульщині поколіннями проводжають у військо і зустрічають Великдень
Ukraine Art News
2025-03-29T11:00:58Z
Слово та відповідальність: ПЕН, Винничук та уроки воєнної епохи
Ukraine Art News
2025-03-29T10:33:52Z
Стадіон «матчу смерті» отримає статус пам’ятки архітектури
Хмарочос
2025-03-29T08:07:01Z
«П’яні гроші» мостиського бюджету
Photo Lviv
2025-03-29T06:12:33Z
На Львівщині створили першу охоронну зону для збереження та захисту рідкісних птахів
Photo Lviv
2025-03-29T06:03:37Z
Чим зволожити волосся навесні: 7 найкращих продуктів
Elle
2025-03-28T20:27:36Z
Як успішні блогери перетворюють свої захоплення на прибуткові бізнеси
Krasinfo
2025-03-28T10:36:44Z
ChatGPT створює картинки у стилі Міядзакі: новий тренд захопив інтернет
Хмарочос
2025-03-27T16:24:55Z
В Україні запустили аналог Airbnb та Booking – застосунок для бронювання будинків на природі
Хмарочос
2025-03-27T09:06:59Z
Укрзалізниця відновила онлайн-продаж квитків
Хмарочос
2025-03-27T08:13:26Z
Штучний інтелект у макіяжі: революція краси чи загроза для професіоналів?
Elle
2025-03-26T12:54:51Z
Соціальні мережі та криптовалюти: впровадження блокчейну в платіжні системи
Хмарочос
2025-03-26T09:43:03Z
Netflix впроваджує формат HDR10+ для більш якісного перегляду контенту
Ukraine Art News
2025-03-25T08:00:49Z
Переможці Slot-o-Battle піднімають планку
Cineast
2025-03-22T01:00:50Z
Три смачні рецепти для сніданку у Великий піст
Elle
2025-03-24T14:39:58Z
Аптечка, яку потрібно мати кожній жінці у весняний період
Elle
2025-03-24T12:12:53Z
Що можна їсти у піст, рецепти пісних страв та корисні суперфуди для підтримки організму
Elle
2025-03-19T17:42:43Z
Рецепт ідеального узвару: корисний для імунітету напій, без якого неможливо уявити різдвяну вечерю
Elle
2024-12-24T10:45:44Z
Різдвяне меню: штолен, який виходить у всіх
Elle
2024-12-20T20:24:35Z
Королівський пляцок-пиріг: смачно через віки
Ukraine Art News
2024-11-15T09:30:48Z
Секрети приготування смачного бургера в домашніх умовах
Photo Lviv
2024-10-24T04:57:29Z
Дуже смачна лазанья з козячим сиром
Elle
2024-09-23T13:39:47Z
Сезонний десерт: хрустка та ароматна сливова галета
Elle
2024-09-19T07:32:19Z