MY.UAСтатьи
Самый несчастливый советский автомобиль
Самый несчастливый советский автомобиль

Самый несчастливый советский автомобиль

Вспоминаем длинную, но печальную историю первого и последнего в истории ижевского завода серийного автомобиля оригинальной конструкции.

Автор Сергей Канунников.

В СССР почти каждый новый автомобиль шел к конвейеру долго и мучительно.

Отчасти это компенсировалось в дальнейшем продолжительностью производства и гигантскими тиражами.

Но ИЖ‑2126, известный под именами Орбита, Ода, Фабула и Ника, – пожалуй, один из самых (если не самый!) несчастливых советских автомобилей.

Суммарный тираж всех модификаций – под 300 тысяч экземпляров, однако для полутора десятков лет производства это не так уж много.

А продолжалась вся эта история и вовсе более четырех десятилетий!.

От сложного к простому.

Как известно, формально конкуренции между производителями, а заодно и проблем со сбытом в СССР не было.

Но зависть к более успешным коллегам, обласканным властью (и финансированием), имела место.

Вот и работники Ижевского автомобильного всегда в той или иной степени завидовали коллегам, трудившимся на ВАЗе и АЗЛК, – и, в общем-то, небеспричинно.

Ижевский завод в советском автопроме был бедным родственником.

Созданный под производство упрощенного варианта Москвича и подчиненный Министерству оборонной промышленности, для которого автомобили были отнюдь не главным делом, а в каком-то смысле даже обузой, Ижмаш с трудом пробивал даже нехитрые модификации Москвича‑412 – знаменитые впоследствии ИЖ‑2125 Комби, фургон ИЖ‑2715 и его варианты.

А ведь инженерам хотелось создать свой, оригинальный и желательно еще и передовой автомобиль.

И потенциал-то вроде был.

Первый опытный образец ИЖ‑2126Э 1977 года дизайном не блистал.

Второй опытный образец ИЖ‑2126Т, весна 1978 года.

ИЖ‑2126О1 1980 года – уже с заметно доработанной ходовой частью.

Вариант ИЖ‑2126О2 1981 года был довольно близок к автомобилю, который через девять лет стал серийным под именем Орбита (литера О в обозначении прототипов означала слово «Орбита»).

В 1972 году в Ижевске собрали прототип ИЖ‑13 – пятидверный хэтчбек с передним приводом, но максимально унифицированный по узлам и агрегатам с серийным 412‑м Москвичом.

Ижевцы надеялись, что такая унификация поможет получить добро верхов.

Строго говоря, ИЖ‑13 первым переднеприводным автомобилем в СССР не был (над подобными конструкциями активно работали и в НАМИ), но неким важным шагом вперед – стал.

Несмотря на все попытки заинтересовать машиной верхи, в 1974‑м постановление правительства окончательно закрыло тему переднего привода на ижевских машинах, как бесперспективную, и направило усилия завода на модернизированный автомобиль, который по-прежнему должен был базироваться на узлах Москвича‑412.

И в 1975 году появился ИЖ‑19 – хэтчбек классической компоновки с довольно смелым по тем временам дизайном, но максимально унифицированный с серийной моделью.

Эту машину можно в определенной мере считать первым робким шагом к ИЖ‑2126.

Но до его рождения было еще полтора десятилетия.

Один из ИЖ‑2126, представленных в 1984 году на госиспытания.

Не успела просохнуть краска на прототипе ИЖ‑19, как сверху санкционировали создание на АЗЛК переднеприводного автомобиля, а ижевцам разрешили-таки проектировать новую модель – заднеприводную.

Естественная разунификация с московским заводом немного развязала ижевцам руки.

Опыта у них было маловато, но этот недостаток компенсировали энергией и энтузиазмом.

Первый прототип ИЖ‑2126Э появился в марте 1977 года.

Машина получилась довольно страшненькой, но на этом этапе дизайн как таковой не был в приоритете.

Предстояло отработать общую схему просторного пятидверного хэтчбека с совершенно новой для завода передней подвеской Mc.

Pherson и 14‑дюймовыми колесами.

Силовой агрегат остался тот же: вполне приличный по тем временам (и с хорошими перспективами модернизации!) уфимский 412‑й двигатель мощностью 75 л.

да конструктивно не самая удачная и не самая надежная четырехступенчатая омская коробка передач с капризными тягами.

Базовый силовой агрегат для ИЖ‑2126 – модернизированный уфимский двигатель и доработанная пятиступенчатая омская коробка передач.

ИЖ‑2126 получил совершенно новую переднюю подвеску Mc.

А еще – реечный рулевой механизм, пружины в задней подвеске, модернизированные передние дисковые тормоза.

Практически ежегодно в Ижевске создавали следующий вариант автомобиля.

Более гармоничным становился дизайн, доводили до ума ходовую.

Переднюю подвеску Mc.

Pherson сочетали с задней зависимой, но пружинной.

Пружины сначала установили перед балкой, однако такая схема оказалась неудачной – и их разместили над ней.

Отказались от 14‑дюймовых колес в пользу 13‑дюймовых, зато пришли к вполне современному реечному рулевому механизму.

Скобы передних дисковых тормозов унифицировали с перспективными – вазовскими для «восьмерки», бампер – с бампером Москвича‑2141.

Создавая новый автомобиль, ижевцы, конечно, максимально использовали наработки других советских заводов, более счастливых в смысле самостоятельности.

А совсем новую коробку передач заполучить так и не удалось.

В Омске лишь модернизировали древнюю конструкцию, сделав коробку пятиступенчатой и отказавшись от тяг.

В перспективе на ИЖ‑2126 планировали ставить уфимский двигатель с увеличенным до 1,8 литра объемом и даже опытные на тот момент вазовские дизели семейства ВАЗ‑341 (1,5 л) и ВАЗ‑343 (1,8 л).

Доработанный на фирме Renault салон выглядел вполне современно для середины 1980‑х.

Правда, в серии от всего этого осталось немного.

Доработанный на фирме Renault салон выглядел вполне современно для середины 1980‑х.

Правда, в серии от всего этого осталось немного.

В 1984 году опытный ИЖ‑2126 вывели на госиспытания.

Сравнивали машину ни больше ни меньше как с заднеприводным хэтчбеком Ford Sierra, занявшим в 1983 году второе место в конкурсе «Автомобиль года», и с новой переднеприводной Короллой.

В выводах комиссии, рекомендовавшей отечественную новинку в серийное производство, отмечалось, что «по технико-эксплуатационным показателям ИЖ‑2126 находится на уровне зарубежных аналогов».

Конструктивно ИЖ действительно был довольно современен, но все-таки в сравнении с Жигулями, а не с Фордом с его независимой задней подвеской.

Ни в пир, ни в мир.

Первые сто товарных машин ИЖ‑2126 Орбита собрали лишь в 1990 году.

До этого несколько образцов успело побывать на фирме Renault.

Ее вклад в доводку Орбиты довольно туманен.

Обычно поминали дизайн салона, который, к слову, на серийных автомобилях упростили.

Новая советская машина, о которой взахлеб писала пресса, стала одним из символов перемен конца 1980‑х – времени надежд и смелых планов.

Впрочем, интерес потребителей к Орбите был уже не тот, что вызывала некогда любая советская новинка.

В страну пошел поток сильно поезженных, но всё же иномарок, которые неплохо конкурировали с советскими новинками.

Полным приводом пытались оснащать и пикапы с неофициальным названием Охотник, в том числе вариант с четырехместной кабиной.

Но сделали таких машин совсем немного.

Прототипы фургона, грузопассажирского автомобиля на его базе и пикапа с задней рессорной подвеской появились уже в 1986 году, а вскоре – и вполне гармоничный универсал.

Но времена наступали всё более нелегкие.

Лихорадило уфимский завод, поставлявший в Ижевск моторы объемом 1,7 и 1,8 литра.

Основным стал двигатель ВАЗ‑2106 меньшей мощности.

Орбиты, качество изготовления которых было далеко не эталонным, продавались не слишком хорошо.

Заняться бы в первую очередь доводкой автомобиля, но завод упорно пытался работать на далекую и очень далекую перспективу.

В 1991 году на узлах Орбиты построили семиместный минивэн ИЖ‑042 с каркасным кузовом и навесными кузовными панелями.

В 1992‑м сделали Орбиту с гибридной силовой установкой! В паре с двухцилиндровым двигателем Оки работал электродвигатель сарапульского производства.

В том же 1992‑м на Орбиту пытались пристроить дизель Perkins.

Всё это, конечно, было очень интересно, но на качестве серийных машин и спросе на них никак не отражалось.

Объем производства сократился с почти 190 тысяч выпущенных в 1988 году автомобилей до 8020 машин в 1997‑м.

Лишь в 1998 году начали серийный выпуск пикапов ИЖ‑27171, годом позже на конвейер встали фургоны ИЖ‑2717.

Да и то с временным, а не специально спроектированным колпаком над кузовом.

Эти модели немного оживили спрос.

И тут у завода появилась еще одна надежда – полный привод.

Последний шанс.

В девяностые увлечение тюнингом российских автомобилей, которые всегда были благодатными объектами для совершенствования, приобрело массовый характер.

Ижевская фирма Норма-Авто взялась за ИЖ‑2126 и сделала из него полноприводный автомобиль.

К слову, из российских моделей в этом классе в ту пору существовал лишь мелкосерийный вазовский Тарзан.

Первый ИЖ с полным приводом и мотором ВАЗ создали в Ижевске еще в 1995 году.

В концепции было заложено два варианта, условно – дорожный и внедорожный.

Первый представлял собой автомобиль с передним подрамником и двигателем Hyundai, установленным поперечно (!).

Мотор рабочим объемом 1,8 литра развивал вполне внушительные 130 л.

и работал в паре с коробкой передач от кроссовера Toyota RAV4.

Дисковые тормоза всех колес сделали на основе деталей ВАЗ‑2108.

Предусмотрели блокировку межосевого дифференциала с места водителя.

Максимальная скорость составляла 180 км/ч, а разгон до 100 км/ч занимал 10 секунд.

В общем, эдакий аналог Subaru или Audi.

Цена такого автомобиля, понятно, была тоже иномарочной.

В 1975 году, на дальних подступах к новому автомобилю, появился ИЖ‑19 с оригинальным кузовом, агрегатами и узлами Москвича‑412.

Вторая версия ИЖ‑2126 4×4 оказалась дешевле, но много проще.

На машине продольно стоял силовой агрегат от Нивы: двигатель 1.7 и пятиступенчатая коробка передач.

Через короткий промежуточный вал момент шел на оригинальную раздаточную коробку без демультипликатора.

Для разгона до 100 км/ч требовалось почти 20 секунд, а максималка едва превышала 130 км/ч.

Тем не менее полноприводный ИЖ‑2126-060, как и базовый автомобиль под именем Ода (изменение имени должно было символизировать новый и, конечно, более счастливый этап в жизни модели), был заявлен в 2000 году как серийный автомобиль.

И базовый хэтчбек, и полноприводный рекламировали с карбюраторными вазовскими моторами объемом 1,6 и 1,7 литра.

Разумеется, полный привод подходил и пикапу с неофициальным названием Охотник, и универсалу по имени Фабула.

Но погоды на рынке такие модификации сделать, конечно же, не могли.

Тем более что полноприводный ИЖ с промежуточным валом между коробкой передач и раздаткой унаследовал давно знакомые болячки Нивы – шум и вибрации.

Планировали, конечно, усовершенствовать конструкцию, но….

Первые товарные автомобили оснащали полуторалитровым 72‑сильным двигателем УЗАМ – таким же, как у Москвича‑21412.

Много чего в те годы планировали: и автоматическую коробку передач, и дизели ВАЗ, которые понемногу выпускал уже завод Барнаултрансмаш.

Спрос на Орбиты и Фабулы в начале 2000‑х немного вырос, но требуемого для окупа­емости порога так и не достиг.

Через редакцию журнала «За рулем» в свое время прошло не менее пяти разных машин марки ИЖ, в том числе и полноприводная.

Впечатления от них были двойственные.

Вроде бы нормальный, хоть и дешевый, автомобиль, всё на месте – подвеска Mc.

Pherson, реечное рулевое, просторный салон, довольно удобная посадка.

Но чувствовалась некая недоделанность, дисгармония.

Даже по сравнению с вазовской «классикой», не говоря уже о переднеприводных тольяттинских автомобилях.

Официально история Оды (в «девичестве» – Орбита) закончилась 1 июля 2005 года, когда все модификации окончательно сняли с производства.

Горьким финалом этой истории несколько лет еще оставался ИЖ‑27175 с задком фургона ИЖ‑2717 и «лицом» ВАЗ‑2104.

Грузоподъемность такой версии составляла 575 кг – на 165 кг меньше, чем у родного ижевского фургона.

Такой вот прогресс.

Мелкосерийные полноприводные автомобили оснащали в основном силовыми агрегатами Нивы и оригинальными раздаточными коробками.

ИЖ‑2717 так и выпускали все годы с упрощенным колпаком над кузовом, который на заводе считали временным.

Универсал ИЖ‑21261 пошел в серию лишь в конце 1990‑х и вскоре получил имя Фабула.

Все машины предлагали тогда с уфимскими моторами объемом 1,7 и 1,8 литра, а также с вазовским 1,6‑литровым.

Одна из последних попыток оживить спрос – люксовый вариант Оды ИЖ‑2126.

Прототип ИЖ‑042 задумывали как первую модель семейства вагонной компоновки.

При длине 4180 мм он был семиместным.

В прототипе 1991 года использовали узлы серийных моделей.

Задняя подвеска, как и на фургоне, – рессорная.

Тюнинговый ИЖ‑2126  4×4 с 130‑сильным корейским мотором.

Последний отпрыск ижевского рода – фургон ИЖ‑27175 с «лицом» ВАЗ‑2104.

Такая модернизация привела к уменьшению грузоподъемности на 165 кг по сравнению со стандартным ИЖ‑2717.

Бессмысленно обсуждать, что было бы, если бы… Конечно, в СССР незамысловатая Орбита имела бы спрос – хотя бы потому, что невостребованных автомобилей вовсе не было.

Но и в той ситуации покупатели охотнее, думаю, приобретали бы вазовские машины.

Слишком много в этом бедном, в муках рожденном пасынке советского автопрома было конструктивных и технологических компромиссов.

А уж когда потребитель получил настоящую возможность выбирать, от автомобилей марки ИЖ он практически отвернулся.

Не исключено, что лет через пятнадцать-двадцать Орбиты, Оды и Фабулы, особенно самые редкие модификации, заинтересуют коллекционеров.

Но это всё, на что может рассчитывать похороненный автомобильный бренд эпохи Леонида Брежнева и министра обороны Дмитрия Устинова.

ЗА РУЛЕМ №07 2019.

Поделиться
Поделиться сюжетом
Источник материала
Безкоштовний концерт Мадонни в Ріо-де-Жанейро побив рекорд: його відвідали 1,6 млн людей
Ukraine Art News
2024-05-06T09:01:02Z
Золота Країна та ГО «Землячки» випустили колекцію прикрас-талісманів до Дня матері
Elle
2024-05-03T09:25:01Z
Капелюхи від Ruslan Baginskiy на вечірньому шоу Джиммі Феллона
Elle
2024-05-02T19:55:02Z
«Євробачення-2024»: прогноз букмекерів після другої репетиції alyona alyona та Jerry Heil
Ukraine Art News
2024-05-02T10:46:01Z
Деніел Редкліфф розкритикував Джоан Роулінг і відреагував на закиди в невдячності
Ukraine Art News
2024-05-02T09:46:11Z
Євробачення-2024: зʼявилися кадри з репетиції виступу alyona alyona та Jerry Heil
Ukraine Art News
2024-05-02T09:16:10Z
Тіна Кароль розповіла про свою найбільшу поразку на початку музичної кар’єри
Elle
2024-05-01T19:12:56Z
Дженніфер Еністон у дитинстві: у Мережі з’явилася архівна світлина 6-річної акторки
Elle
2024-05-01T14:18:54Z
Пісні Тейлор Свіфт посіли всі 10 позицій першої десятки чарту Billboard Hot 100
Ukraine Art News
2024-04-30T15:16:00Z
У Макарові будуватимуть громадський простір «Ветеранський курінь»
Хмарочос
2024-05-06T10:55:08Z
Мадонна зібрала рекордну кількість глядачів на концерті в Ріо-де-Жанейро
Elle
2024-05-06T10:21:58Z
Перший півфінал «Євробачення-2024»: де і коли дивитись
Ukraine Art News
2024-05-06T09:31:01Z
У Швеції відбулась церемонія відкриття Євробачення-2024
Ukraine Art News
2024-05-06T08:01:10Z
У Парижі офісну будівлю перетворили на соціальне житло
Хмарочос
2024-05-06T06:52:07Z
У Києві відбудеться виставка, присвячена культурній спадщині європейських країн на сході України
Ukraine Art News
2024-05-05T15:01:02Z
Символи та коди: що насправді означають орнаменти на писанках
Ukraine Art News
2024-05-05T09:01:00Z
Великодні традиції на полотнах українських художників
Ukraine Art News
2024-05-05T06:31:31Z
Військовий ТрО передав херсонському музею старовинний артефакт, який знайшов в одному з селищ області
Ukraine Art News
2024-05-05T05:15:56Z
Екшен «Каскадер» дуже слабко дебютував в американському прокаті
KinoFilms
2024-05-06T11:42:49Z
Гоумлендер вважає себе богом в офіційному трейлері нового сезону серіалу «Хлопаки»
KinoFilms
2024-05-06T10:27:36Z
В Україні вийшов серіал про культуру спілкування з ветеранами війни
Ukraine Art News
2024-05-06T09:16:01Z
Зірка "Титаніку" та "Володаря перснів": помер актор Бернард Хілл
Ukraine Art News
2024-05-06T07:01:03Z
«Зоряні війни»: новий трейлер пригодницького серіалу «Аколіт» за участю зірки «Матриці»
KinoFilms
2024-05-06T07:00:45Z
Крістен Стюарт зіграє в комедії «Сакраменто»
KinoFilms
2024-05-05T11:57:34Z
5 романтичних драм на Netflix
Elle
2024-05-04T08:01:26Z
Особняк зірки "Друзів" Меттью Перрі, куплений ним незадовго до смерті, продають за $5 млн
Ukraine Art News
2024-05-04T06:01:26Z
Український трейлер біографічного фешн фільму «Джон Гальяно: зліт та падіння»
KinoFilms
2024-05-03T19:30:47Z
Відновлювальні джерела енергії та зелені насадження: у Греції з’явиться найбільше в Європі Smart City
Хмарочос
2024-05-06T06:58:03Z
McDonald’s відкриє ресторан поряд з Львівським вокзалом
Photo Lviv
2024-05-03T05:00:45Z
Готель Podil Plaza біля Контрактової площі продають за чверть від колишньої вартості
Хмарочос
2024-05-02T11:28:33Z
Де у Львові найспокійніший парк і можна посидіти на справжньому острові?
Photo Lviv
2024-05-01T05:12:32Z
У Сумах створили концепцію оновленої набережної Псла
Хмарочос
2024-04-30T17:55:05Z
У Берліні знову запускають місячний проїзний за 29 євро
Хмарочос
2024-04-29T09:55:10Z
Яким був замок у Жовкві в 1892 році: ретро фото
Photo Lviv
2024-04-29T05:12:28Z
У Чернігові запускають маршрут тролейбусів з автономним ходом
Хмарочос
2024-04-27T07:19:02Z
5 гастро шедеврів, заради яких варто приїхати до Львова
Elle
2024-04-26T10:46:01Z
Про що говорять букети на заказ
Cineast
2024-05-06T11:37:07Z
В одній київській п’ятиповерхівці прописалися 2363 компанії
Хмарочос
2024-05-06T11:16:17Z
Вперше в Україні лікарня стала продавати власну електроенергію
Хмарочос
2024-05-06T11:04:19Z
Обираємо сонцезахисний крем: флюїди, стіки, місти та тонувальні засоби
Elle
2024-05-06T10:04:01Z
«Моя рідна»: зворушливий проєкт Lamel до Дня матері
Elle
2024-05-06T08:01:08Z
Львів на ретро фото: вулиці, площі та архітектура
Photo Lviv
2024-05-06T05:12:29Z
Вишив 10 сорочок та образ Ісуса Христа: ветеран зі Львова розповів про своє хобі
Photo Lviv
2024-05-06T05:06:33Z
Будинок вчених у Львові через суд повернули громаді
Photo Lviv
2024-05-06T05:00:42Z
У Німеччині відбулась акція протесту проти виступу пропутінської оперної співачки Анни Нетребко
Ukraine Art News
2024-05-05T17:00:59Z
Огляд та тестування ASUS Zenbook DUO з двома 14″ OLED-дисплеями та процесором Intel Core Ultra 9 185H
Overclockers
2024-05-06T11:01:12Z
Чутки: цього року лінійка відеокарт Nvidia Blackwell буде представлена лише GeForce RTX 5090
Overclockers
2024-05-06T10:25:18Z
Суперкомп'ютер Cheyenne продали на аукціоні за $480 тисяч. У 2016 році він був на 20-му місці рейтингу TOP500
Overclockers
2024-05-06T09:07:05Z
AceMagic анонсувала міні-ПК у формі винищувача із «Зоряних війн»
Overclockers
2024-05-06T08:31:19Z
Sony скасувала обов'язкову прив'язку Helldivers 2 до PSN
Overclockers
2024-05-06T07:40:01Z
Emtek випускає білу GeForce RTX 4060
Overclockers
2024-05-05T15:31:06Z
Чутки: події наступної Tomb Raider відбуваються в Індії
Overclockers
2024-05-05T14:31:10Z
ASUS покаже на Computex 2024 нову версію консолі ROG Ally
Overclockers
2024-05-05T13:31:01Z
SK Hynix працює над SSD місткістю 300 ТБ
Overclockers
2024-05-05T12:46:13Z
Ромово-фруктова паска: покроковий рецепт
Elle
2024-05-03T13:39:52Z
Готуємо запечені томати з тофу та печерицями
Elle
2024-04-30T09:31:09Z
«ТопШефи х WINETIME. Готуємо разом»: Катерина Ефімчук ділиться фірмовим рецептом веганської пасти з яблучним чатні
Elle
2024-04-19T12:01:02Z
Банановий хліб за класичним американським рецептом
Elle
2024-04-16T11:12:52Z
Пісний баклажанно-томатний крем-суп із чилі та карі
Elle
2024-04-12T09:58:02Z
Дуже смачна пісна паста з авокадо, базиліком і волоськими горіхами
Elle
2024-04-10T09:06:59Z
10 ідей рецептів картопляних салатів
Liza
2024-04-08T15:01:29Z
«ТопШефи х WINETIME. Готуємо разом»: Стефано Антоніолі ділиться рецептом спагеті з чері, базиліком та страчателою
Elle
2024-04-05T18:01:01Z
Запечений качан цвітної капусти із прянощами
Elle
2024-04-04T11:01:02Z