Согласно данным Росстата, в мае цены на автомобильный бензин увеличились в среднем на 17,5 %.
О том, почему так происходит и что будет дальше с ценами на топливо, объясняют эксперты, пишет на страницах «Новой Газеты» корреспондент Анастасия Тороп.
Партнер компании «Rusenergy», эксперт нефтяного рынка Михаил Крутихин считает, что сегодняшняя ситуация на рынке нефти и нефтепродуктов – целиком и полностью является результатом экономической политики российских властей.
В частности, более двух третей стоимости бензина и дизтоплива – это налоги введенные российскими властями.
«Это очень серьезная ситуация, поскольку от стоимости топлива зависят цены на другие товары: страна большая, доставка обходится недешево.
Повышение цен происходит по той причине, что независимые заводы, у которых нет никакого экспорта, а есть только возможность купить сырую нефть у крупных компаний, стали терпеть значительные убытки.
Им ничего не остается, кроме как повысить цены.
То же самое происходит с независимыми сетями, которые владеют автозаправочными станциями», – заявил Крутихин.
Эксперт отметил, что возможности выживать у таких компаний остается все меньше и меньше, некоторые уже сейчас перешли в стадию банкротства.
Крутихин подчеркивает, что в отличие от независимых заводов и сетей, крупные компании имеют возможность покрывать убытки от реализации топлива на внутреннем рынке доходами от экспорта.
«Дальше ситуация может стать только хуже, так как с 1 июля у нас должен увеличиться акциз.
В прошлом году акциз хотели повышать дважды, но второй раз решили отказаться от этой идеи, – люди вышли на улицы, началась волна социального протеста», – отмечает эксперт.
Крутихин подчеркивает, что все претензии за рост цен нужно адресовать правительству, которое повышает акцизы и налог на полезные ископаемые.
Сейчас уже более 67 % стоимости бензина – это налоги.
«Единственный способ уменьшить цену на бензин – перестать нашему правительству быть таким жадным и оставить что-то нефтяным компаниям.
Вся политика в области цен на топливо исчерпывается только двумя причинами – жадностью и глупостью», – подчеркивает эксперт.
Подержал своего коллегу и другой эксперт нефтяного рынка.
Так зам.
руководителя экономического департамента Института энергетики и финансов Сергей Кондратьев подчеркивает, что динамика цен на топливо.
«Если мы говорим про цены производителей, то ценообразование на внутреннем рынке связано с ценой на мировом рынке.
Это происходит из-за того, что у производителя топлива всегда есть выбор: он может экспортировать бензин в Европу или продать его на внутреннем рынке.
Именно поэтому ценовая конъюнктура на европейских рынках, в северо-западной Европе, Средиземноморье определяет отпускные цены российских НПЗ.
В последний год была достаточно сложная картина на нашем внутреннем топливном рынке, так как правительство стремилось максимально сгладить любые ценовые колебания», – заявил эксперт.
Именно поэтому сейчас цены производителей, то есть отпускные цены НПЗ, не всегда коррелируют с розничными ценами.
«А значит – существенное повышение цен на воротах НПЗ необязательно приведет к такому же быстрому росту цен на заправках», – подчеркивает Кондратьев.
Эксперт отметил, что это как раз связано с усилиями правительства по сдерживанию цен.
Это нерыночная мера, и по факту из-за этого нефтяные компании несут дополнительные издержки по продаже топлива по более низким ценам, чем они могли бы его продавать в случае полностью рыночного ценообразования.
Тогда заводу было бы все равно, продает ли он бензин на внутреннем рынке или отправляет его на экспорт.
«На самом деле наше правительство находится в непростой ситуации, так как в последние несколько лет при оценке ситуации на внутреннем рынке ориентируется на принцип: рост цен на бензин и на дизельное топливо не должен превышать инфляцию.
Этот принцип не имеет под собой макроэкономической базы и сложно понять, почему наше государство ему следует.
Даже в странах, где цены на внутреннем рынке тоже регулируются, в том же Китае, власть и регулятор пытаются приблизить динамику цен на внутреннем рынке к тому, что мы видим на мировом рынке», – уточнил Кондратьев.
Эксперт особо отметил, что в России с динамика ценообразования все происходит иначе.
Кондратьев подчеркнул, что прогнозы инфляции оцениваются в 4–5 %, а правительство стремится сделать так, чтобы цены на внутреннем рынке росли не более чем на 5 %.
«Но у нас выросли акцизы на топливо с начала года, также мы вступили в эпоху налогового маневра когда у нас снижаются пошлины, и это тоже де-факто приближает наши внутренние цены к мировым, и вдобавок вырос НДС», – отмечает эксперт.
В этих условиях обеспечить рост цен на уровне 5 % достаточно сложно, а сейчас розничные цены на бензин, на дизельное топливо растут быстрее, чем инфляция, подчеркивает Кондратьев говоря о динамике цен и уровне инфляции в России.
«Учитывая общую картину, сигналы оптового рынка, рост цен отпускных НПЗ, вероятность того, что правительство попытается пойти на продление механизма заморозки, достаточно велика», – отметил Кондратьев.
Эксперт особо подчеркнул, что конъюнктура показывает, что, если Россия сейчас откажется от соглашений по заморозке цен, то на рынке нефти и нефтепродуктов может быть достаточно высокая динамика цен, при этом на внутреннем рынке именно уже для розничных покупателей, для простых потребителей на автозаправке, и понятно, что это может привести к недовольству автомобилистов.