/https%3A%2F%2Fs3.eu-central-1.amazonaws.com%2Fmedia.my.ua%2Ffeed%2F33%2F646276d1988557b63ca20314fc7783ac.jpg)
Почему углубляется конфликт между ЕС и Польшей
Европейская Комиссия начала заниматься приготовлением проекта бюджета ЕС на 2020-2026 г.
Первые новости из Брюсселя для некоторых членов ЕС не совсем утешительные.
ЕК предлагает связать финансирование стран-членов ЕС с верховенством права.
Проект нововведения будет обсуждаться на следующей неделе на встрече стран-членов ЕС.
Эта информация приводит к серьезным опасениям в Польше.
Поскольку правительство РП уже несколько месяцев находится в конфликте с европейскими институциями в связи с проведенной неоднозначной судебной реформой.
При этом Польше продолжает угрожать процедура применения санкций в соответствии с 7 артикулом договора о Европейском Союзе.
За последние несколько лет между Польшей и ЕС проходят конфликты на почве 1) судебной реформы, 2) вырубки Беловежской пущи, 3) отказа Польшей принимать сирийских мигрантов.
Судебная реформа.
Попытки проведения судебной реформы в Польше начались еще летом.
Уже тогда законопроект вызвал серьезные негодования у польских граждан и европейской общественности.
Правящая партия «Право и Справедливость» хотела провести законопроект, дающий право Министру юстиции (Ген.
Прокурору) выбирать членов Государственного судебного совета.
Тоесть поставить в зависимость судебную ветку власти от исполнительной.
Реформа провалилась, поскольку президент РП Анджей Дуда наложил вето.
Взамен он предложил свое виденье судебной власти уже в сентябре 2017 г.
(детальнее читайте в этой статье на «Хвиле«) С небольшими правками президентский проект был принят.
Тем не менее такое развитие событий не повлияло на позицию ЕС и Европейская Комиссия была вынуждена начать процесс наложения санкций на РП в соответствии с 7 артикулом договора о Европейском Союзе.
Вкратце речь идет о попытке ограничения нынешней польской властью доминирующих в ЕС демократических ценностей.
В данный момент Министр иностранных дел Польши Яцек Чапутович заявляет, что градус напряжения между ЕК и РП снижен, между ними продолжает вестись диалог и обе стороны идут друг другу на встречу.
При этом, становится понятным, что судебная реформа в Польше и верховенство права о котором идет речь в бюджетном проекте ЕК напрямую связаны между собой, поскольку польское правительство обвиняют, как раз в «посягательстве на верховенство права».
Поэтому урезание дотаций из европейского бюджета для РП будут являться прямым следствием действий польской власти.
Тут-то и выплывут негативные долгосрочные последствия, о которых «Праву и Справедливости» твердили еще в начале их игр в нео-авторитаризм.
Вырубка Беловежской пущи.
В апреле ЕС вынудило предстать польское правительство перед Судом Европейского Союза в связи с тем, что РП проводит систематическую вырезку лесов.
Министерство окружающей среды РП заявило, что беловежской пуще угрожают древесные черви (короеды и т.
д.) и для спасения лесов их следует вырезать.
При этом, тот факт, что сибирские леса уже около 150 лет находятся под инвазией короедов и они продолжают расти не убедил польское правительство остановится.
Причиной тому является продажа вырезанных деревьев за границу.
ЕК заявляло, что если вырубки лесов не остановятся, то Польше грозят штрафы около 4-5 млн.
евро в сутки (24 часа) за нарушение договора подписанного при вступлении РП в ЕС.
В конечном итоге, конфликт сошел на нет буквально на этой неделе.
ЕК приняло объяснения польского правительства и заявило, что на данный момент намерений взывать Польшу к финансовой ответственности нет.
Нежелание Польши принимать сирийских мигрантов.
Конфликты на почве миграционного кризиса в ЕС начались еще в 2015 г.
Тогда такие страны, как Германия, Швеция, Франция и т.
приняли значительное число мигрантов (около 90 тыс.
приняла Германия в 2017 г., Франция согласилась с европейским проектом релокации мигрантов и обязалась принять до 10 тыс.
мигрантов до 2019 г.), а Польша или Венгрия отказались, не имея на то юридических оснований (подписание акцессионного договора с ЕС включает в себя пункты о разделении союзной политики и т.
В конечном итоге, ЕС отказалось от идеи обязательного релокационного проекта, но при этом не исключила возможности призвать к финансовой ответственности государства, которые отказались взять к себе часть мигрантов.
Речь идет о миллиардных штрафах.
Чего не заметили в ЕК?.
Изменений в избирательном кодексе РП.
Теперь Министерство внутренних дел Польши выбирает 3 кандидатов на главу Центральной избирательной комиссии.
Нынешний глава ЦИК назначает из списка представленных своего преемника.
В случае, если в течении двух раз не будет выбран глава ЦИК, на третий раз МВД назначает его самостоятельно.
Первые новости показывают, что все кандидаты, представленные министерством, так или иначе, связаны с «Правом и Справедливостью».
Это свидетельствует о том, что «ПиС» пробует посильнее закручивать гайки и монтировать себя у власти.
Нечто подобное в скором времени должно добраться до внимания ЕК.
Что происходит с ЕС?.
После заявления Великой Британии о начале процесса выхода из Европейского союза, эксперты подсчитали, что потеря такого крупного партнера обойдется европейскому сообществу в 10-15 млрд.
евро ежегодно.
Потому новый бюджет ЕС будет меньше ровно на эту сумму.
Европейская Комиссия определенно будет вводить многочисленные ограничения.
Например, есть сценарий, в котором комиссия предложит финансировать государство в соответствии с евроинтеграционными проектами в которых оно принимает участие.
Конфликты европейских институций с Польшей несут в себе более глубокий подтекст, чем просто попытка сохранения верховенства права в стране.
На самом деле, речь идет о войне суверенитетов.
О борьбе вестфальского порядка с поствестфальским.
Возрастающая роль националистов в границах ЕС свидетельствует о существующем кризисе, или иначе говоря о тупике развития.
Главная задача ЕС в данный момент это сохранения своего суверенитета, а в позитивной перспективе его расширение за счет этих конфликтов.
Если ЕС удастся подавить польские попытки вырваться из-под влияния союза, то это откроет новую страницу в истории этой организации.
Даст ей возможность повысить свое давление на государственность, и требовать расширения компетенций.
Всё это вписывается в планы правительства Франции, Германии и стран Бенилюкса, которые хотели бы видеть ЕС более сильным, чем он есть сегодня.
Современные европейские политики, к их сожалению, славятся своей мягкостью.
В случае, с Польшей мы сможем понять, каким образом ЕС видит свое будущее.
Если правительство РП не понесет потерь в борьбе с этим «гигантом», то фактически получит легитимизацию своей политики «твердой руки», а также даст зеленый свет другим недовольным правительствам стран-членов ЕС.
Тоесть любая уступка в пользу ЕС является позитивной для международной организации.
Свою критическую массу Европейский союз сможет нарастить, если примет новый бюджет до 2019 г.
на чем также очень настаивает председатель Европейской Комиссии Жан-Клод Юнкер.
Это установит политические рамки для преемников власти в европейских институциях.
В 2019 г.
пройдут очередные выборы в Европейский парламент, что может утруднить принятие бюджета до 2020 г.
Новым евродепутатам придется ознакомится с проектом бюджета (внести замечания, пожелания и т.
п.), что займет значительное количество времени.
Если же бюджет не будет принят в поставленные сроки, то это приведет к обрезанию дотирования отдельных проектов в 2020 г.
(например, Erasmus).
Вам понравился текст? Вы можете отблагодарить автора на карточку Приватбанка 4149 4391 0519 0437.