/http%3A%2F%2Fua.today%2Fimages%2Fnews%2F2018%2F%D0%9E%D0%BA%D1%82%D1%8F%D0%B1%D1%80%D1%8C%2F29%2Fbmw-i3-charging-1.jpg)
Бензин станет слишком дорогим: когда мир перейдет на электрокары
Уже пять стран назвали дату, когда запретят продажу авто на бензине и на дизеле.
Норвегия собирается перейти на электромобили в 2025 году.
Германия вовсе предлагает запретить авто с двигателями внутреннего сгорания во всем ЕС с 2030-го.
Великобритания планирует сделать это в 2032-м, Индия – в 2030, а Франция – в 2040-м.
Значит ли грядущий отказ от авто на двигателях внутреннего сгорания приближение конца эпохи бензина?.
Электромобили продаются благодаря господдержке.
С начала года в мире купили 1,6 млн электрокаров, а всего четыре года назад продажи не достигали и 300 тысяч авто в год.
Резкий бум "зеленых" машин объясняют две причины.
Во-первых, батареи становятся дешевле.
За последних семь лет цена на аккумуляторы упала с 1000 долл./КВт-ч до 209.
При этом их емкость увеличивается примерно на 5-7% в год, говорится в исследовании Bloomberg.
Вторая причина – господдержка.
Для автопроизводителей политики все больше ужесточают требования к уровню выбросов.
Параллельно правительства предлагают своим гражданам щедрые стимулы для покупки электрокаров.
Например, в Норвегии каждый третий автомобиль – на электрической тяге.
Электрокары здесь не облагаются НДС (25%), транспортным налогом, а автовладелец платит сниженный дорожный сбор.
В 2025-м Норвегия собирается выдвинуть новое требование к машинам: выбросы углекислого газа должны составлять 0%.
Тем самым она может стать первой страной, которой откажется от бензина и дизтоплива.
В том же Китае Chery QQ стоит 6000 долл., а его электрическая версия Chery EQ – 15000 долл.
Но государство компенсирует покупателю 60% стоимость машины, поэтому Chery EQ обходится в 6000 долл., как и бензиновый аналог.
В Украине правительство тоже стимулирует покупку электромобилей.
До конца этого года в стране действуют нулевые налоги на растаможку машин на электротяге, а льготы намерены не только продлить, но и расширить.
Продажи электромобилей стимулируют исключительно государственные программы, которые заключаются в освобождении от налогов и субсидиях, отмечает Александр Тарасенко, ассоциированный эксперт "Украинского института будущего".
Пока же электромобили дороже машин с двигателями внутреннего сгорания (ДВС) на 50%.
Если бы не было государственных программ, то пользование автомобилями не окупалось бы.
По подсчетам Тарасенко, четыре года пользования машиной с ДВС стоит 26 тысяч евро со всеми налогами и расходами на горючее.
А электромобиль, если не учитывать все льготы, – 35 тысяч евро.
За счет льгот "зеленые" авто обходятся в 24 тысячи евро.
Когда продажи станут более массовыми, государства перестанут поддерживать электромобили.
Это сейчас происходит в США.
В штатах субсидия на покупку электрокара составляет до 7,5 тыс.
Как только автопроизводитель продает 200 тысяч электромобилей – скидка начинает сокращаться в два раза каждые полгода.
Например, Tesla во втором квартале этого года перешагнула отметку в 235,8 тыс.
Это значит, что электрокары Илона Маска постепенно будут дорожать.
К граничной отметке в США также приближаются Nissan и BMW.
Электромобили выравняются в цене с машинами на бензине с 2024 года, а затем будут становиться дешевле.
И к 2044 году 55% продаж новых автомобилей будут электрическими, прогнозирует Bloomberg.
Когда бензин станет ненужным.
Электромобили ближайшее время не смогут влиять на продажи нефти.
Наоборот, спрос на "черное золото" будет расти.
Если в 2016 мир потреблял 43 млн баррелей нефти в сутки, то до 2040 года оно увеличиться до 50,1 млн баррелей, прогнозируют в "Украинском институте будущего".
Дело в том, что в мировых продажах автомобилей доля электрокаров составляет всего 2%.
А рост продаж требует больше литий-ионных аккумуляторов.
Именно здесь кроется проблема.
Ключевые материалы батарей – литий и кобальт, и с ростом спроса на электромобили они будут дорожать.
Тогда как 60% кобальта добывается в Конго – одной из самых бедных и коррумпированных стран мира, где в кобальтовых шахтах используют детский труд.
Из-за повышенного спроса на ресурс последние два года цена метала выросла в три раза.
По прогнозам Bloomberg, в 2020 году может возникнуть дефицит кобальта.
Поэтому автопроизводителям надо искать замену металлу.
Батарея должна подешеветь до 100 долл./КВт-ч, чтобы электрокар смог конкурировать с машинами с ДВС, считает Тарасенко.
На данный момент спрос на нефть и нефтепродукты в мире продолжает расти, отмечает Игорь Ковалев, руководитель сети скоростных электрозаправок STRUM (проект энергетической компании ДТЭК).
Однако, по исследованию Fitch Ratings именно электромобили приведут к достижению пика потребления нефти в 2029 г.
По их прогнозу, количество электромобилей в мире к 2025 г.
достигнет 10 млн машин, а к 2040 имеет шансы превысить 1 млрд.
Существует несколько десятков прогнозов крупнейших аналитических агентств мира о развитии рынка электротранспорта.
Однако они имеют очень большой разброс.
Это связано с тем, что многое для рынка электромобилей будет зависеть от стимулирования и регуляторной политики государств, внедрения реформ, активностей автопроизводителей и игроков зарядной инфраструктуры.
"В Украине уже сейчас есть возможность сделать выбор в пользу электромобиля, отказавшись от нефтепродуктов полностью.
Это не только эколологично, это уже имеет экономическое обоснование.
Так, мы в ДТЭК в своем автопарке используем 7 электромобилей.
С начала года мы получили 86% экономии на топливе, что эквивалентно 177 тыс.
На рынок выходят новые модели, официально импортируемые в Украину, также остается высок потенциал вторичного рынка.
Активно в Украине, развивается инфраструктура для зарядки, в частности, в Киеве есть возможность зарядится за 15-30 минут на скоростных станция мощностью в 50 к.
Вт", – говорит Игорь Ковалев.