Сегодня годовщина со дня гибели Амины Окуевой - известной украинской общественной активистки, врача и военнослужащего.
Амина Окуева (1983-2017) родилась в Одессе, позже жила в Москве и Грозном, в 2003 вернулась в Украину.
Окончила Одесский медицинский университет по специальности «хирургия».
Со своим мужем Адамом Осмаевым, который скрывался в Украине от преследований со стороны российских спецслужб и кадыровцев, активно отстаивала идею освобождения Ичкерии от оккупации и восстановления государственной независимости этой страны.
Принимала участие в жизни чеченской диаспоры.
Во время Революции Достоинства Окуева вступила в «Самоборону», где была врачом 8-й афганской сотни.
С началом российской агрессии Амина находилась в зоне АТО вместе со своим мужем.
Она защищала восточные границы Украины, служила в батальоне «Киев-2» и присоединилась к созданию чеченского добробата имени Джохара Дудаева.
Однако в конце 2016 Окуева уволилась и приехала в Киев.
Интересно, что Амина Окуева исповедовала ислам и всегда носила хиджаб: и на фронте, и в повседневной жизни.
В Киеве на Окуеву было совершено два покушения: первое 1 июня 2017 года.
Тогда нападающий назвался французским журналистом и пригласил супругов на встречу, а затем в машине выстрелил в Осмаева, после чего Окуева выстрелила в ответ.
После покушения Окуевой и Осмаеву предоставили государственную охрану, однако впоследствии они от нее отказались.
Второе покушение, 30 октября 2017 года, для Амины Окуевой оказалось роковым.
Юбилеи дня:.
157 лет со дня рождения Эмилия Бурделя (1861-1929), французского скульптора.
Работал в мастерской Огюста Родена.
Был одним из ведущих монументалистов своего времени.
Любимым материалом скульптора была бронза.
Среди произведений: «Памятник павшим» в Монтобане, памятник А.
Мицкевичу в Париже.
Бурдель преклонялся перед талантом своего великого предшественника Родена, но в основе его искусства находились совсем другие идеалы.
Бурдель стремился к строгой архитектоничности форм.
Образы героев его скульптуры сдержанные, иногда суровые.
Образцами ему служили произведения греческой античности - ясной гармоничной классики и скупой, немного тяжеловатой архаики.
Скульптуры Бурделя полны торжественной патетики и величия, его художественный язык лаконичен и выразителен.
Он был не только автором монументов, но и одним из самых известных портретистов; украшал рельефами общественные здания (Театр Елисейских полей в Париже), а еще - блестящим рисовальщиком, знатоком искусства, педагогом.
136 лет со дня рождения Михаила Бойчука (1882-1937), выдающегося украинского живописца монументалиста и педагога, одного из основоположников украинского монументального искусства.
С именем Михаила Бойчука связано возникновение творческого объединения художников-монументалистов так называемых «бойчукистов».
Именно благодаря им украинское монументальное искусство 20-30-х годов стало широко известно в мире, о чем свидетельствуют многочисленные выставки, в которых принимали участие последователи и ученики Михаила Бойчука, большое количество публикаций, посвященных бойчукизму как художественном явлению.
Родился Михаил Бойчук на Тернопольщине.
Еще в своем селе начал заниматься рисованием.
Местный учитель, заметив способности юноши, дал объявление о нем в газете, на которое откликнулся художник Юлиан Панькевич и помог Михаилу переехать во Львов, где он знакомится с церковным искусством - иконописью и книжной миниатюрой.
Уже тогда будущий художник обнаружил интерес к византийским истокам украинского христианского искусства.
Во Львове Бойчук начинает самостоятельно работать, получает помощь от Научного общества им.
В 1908-1911 гг.
совершенствовал мастерство в Париже.
В конце 1910-х годов Михаил Бойчук возглавляет группу молодых художников под названием «Renovation Byzantine», которая имела целью возрождение византийского искусства на украинской почве.
Вернувшись во Львов, Бойчук начинает работать в основанном Андреем Шептицким Национальном музее.
Там Бойчук реставрирует старые иконы, совершенствует свое мастерство живописца, создает школу идейных последователей, расписывает часовню Дякивской бурсы во Львове, церковь монастыря отцов Василиан села Словита, создает композицию «Тайная вечеря», икону «Покрова Богородицы», в которой изобразил своего покровителя митрополита Андрея Шептицкого.
В 1917 году Михаил Бойчук становится одним из профессоров-основателей Украинской академии искусств.
Под его руководством бойчукистами выполнены росписи Луцких казарм в Киеве (1919), санатория им.
ВУЦИК в Одессе (1928), Червонозаводского театра в Харькове (1933-1935).
С ноября 1926 до мая 1927 Бойчук вместе с женой Софией Налепинскою-Бойчук, учениками Иваном Падалко и Василием Седляром имели творческое путешествие в Германское государство, Французскую республику, Королевство Италия.
Впоследствии эта поездка и стала одной из формальных оснований для их ареста, обвинения в «шпионаже» и участии в «контрреволюционной организации».
25 ноября 1936 года Михаила Бойчука арестовали, а 13 июля 1937 в Киеве вместе с его учениками Иваном Падалко и Василием Седляром расстреляли.
Такая же участь постигла и многих других учеников Михаила Бойчука.
107 лет со дня рождения Григория Крука (1911-1988), украинского скульптора.
Родился Григорий Крук в бедной семье гончара.
Окончил Станиславскую деревообрабатывающую и Львовскую художественно-промышленную школу.
При поддержке митрополита Андрея Шептицкого поступил в Краковскую академию искусств, где был участником украинской художественной группировки «Зарево».
Затем стал студентом Берлинской академии искусств (здесь уже ему помогал Богдан Липкий).
С 1945 года жил в Мюнхене, преподавал в академии искусств.
Создал более 300 скульптурных работ и тысячи рисунков.
Произведения художника выставлялись в разных городах мира: Париже, Вене, Лондоне, Нью-Йорке, Торонто, Эдинбурге, Пекине.
Скульптуры Крука хранятся в фондах Национального музея в Париже, Британского музея в Лондоне.
Наибольшее скульптурное наследие художника сохраняют Украинский свободный университет в Мюнхене и Библиотека и Архив им.
Шевченко в Лондоне, созданные Союзом украинцев в Великобритании.
Имя Григория Крука на протяжении многих лет замалчивалось и стало известным в Украине только во времена независимости.
Страстным поклонником творчества Григория Крука был Олег Лишега.
Вместе с львовским режиссером Дарьей Ткач он снял документальный фильм, посвященный скульптору.
Годовщина смерти:.
62 года со дня смерти Владимира Петровича Филатова (1875-1956), выдающегося украинского офтальмолога и хирурга, основателя школы отечественных офтальмологов.
В течение 20 лет (1936-1956) возглавлял Одесский Институт офтальмологии (теперь научно-исследовательский институт глазных болезней и тканевой терапии им.
Филатова), который на протяжении многих десятилетий был ведущим офтальмологическим центром Восточной Европы.
Свою научную деятельность Филатов начинал в клинике глазных болезней Одесского университета.
Там, впервые в мире, 6 мая 1931 года, он использовал роговицу трупного глаза, сохраненного в условиях пониженной температуры, во время операции пересадки и этим решил проблему материала для кератопластики.
Он разработал средство консервации роговицы во влажной камере при температуре + 4С.
Решение проблемы донорской роговицы положило начало широкому внедрению кератопластики в практику и принесло Владимиру Петровичу огромную популярность.
Отовсюду больные с потянулись в Одессу - к Филатову.
В 1931-1932 годах ученый создал при Одесской глазной клинике первую в СССР станцию очной скорой помощи и глаукомный диспансер.
Имя академика Филатова знали во всем мире.
За свою долгую жизнь он прооперировал тысячи пациентов, вернув им вместе со зрением радость жизни.
Девизом ученого, так же как и института, были слова: «Каждый человек должен видеть солнце!» А еще никогда не говорил, даже тяжело больному, «нет».
Всегда вселял надежду.
В Одессу летели письма благодарности и, несмотря на то, что иногда адрес был указан, мягко говоря, не слишком точно («Черное море - Филатову», «Одесса.
Главному фельдшеру по глазам», «Институт, где глаза делают», или такой: «Гению глазной науки») - они всегда находили адресата.
В феврале 1931 года ученый был арестован органами ОГПУ и провел несколько месяцев в тюрьме.
Его, как и многих других, обвиняли в контрреволюционной деятельности, но вскоре отпустили.
Академик Филатов прожил 81 год, но в отличие от научной, профессиональной, его частная жизнь была не слишком удачной.
В семье знаменитого ученого не было ни мира, ни согласия.
Утешение он находил в занятиях поэзией и живописью.
До последних своих дней писал стихи, рисовал.
Был верующим, переписывался с архиепископом и хирургом Лукой Войно-Ясенецким (они были почти ровесниками, к тому же Филатов приютил младшего сына опального архиепископа, дав тому работу в клинике).