В 2011 году в испанском Сантандере установили более 16 тыс.
датчиков, измеряющих уровень шума, влаги, освещения и температуры на улицах.
Их объединяет единый центр управления.
Он позволяет в режиме реального времени организовывать работу городских служб в зависимости от полученных при мониторинге данных.
Сантандер стал одним из первых городов мира, где ввели систему решений под названием Smart City.
Концепция "умного города" предусматривает сочетание новых технологий и открытых данных (Big Data).
На их основе муниципальные власти внедряют решения, улучшающие качество жизни горожан.
Основные направления — медицина, общественная безопасность, транспорт, благоустройство.
Мировыми лидерами среди "умных городов" считаются Сингапур, Лондон, Барселона, Нью-Йорк и Амстердам.
Однако технологии помогают меняться и украинским населенным пунктам.
Родная реальность.
В 2014 году в нашей стране заработал государственный "Единый портал открытых данных", на котором собирают всевозможную публичную информацию.
Именно этот массив информации позволил тренду Smart City начать развиваться в Украине.
Например, в прошлом году в Гадяче на Полтавщине 53 тыс.
жителей получили электронные медицинские карты.
Такой эксперимент в масштабах района стал первым в стране.
Жители Гадячского района отныне могут записаться на прием к врачу онлайн.
Доступ к электронному реестру пациентов имеют все медучреждения — центральная больница, две городские и 15 сельских амбулаторий.
Введя номер карты пациента, врач видит историю болезни, анализы, рентгеновские снимки, предыдущие рекомендации коллег, противопоказания к употреблению тех или иных препаратов.
Это не только упрощает процесс медицинского обслуживания, но и повышает качество лечения и ответственность доктора.
Подобную практику в прошлом году ввели и в Дрогобыче Львовской области.
В городе можно записаться к врачу на прием со смартфона или компьютера.
Также онлайн можно выбрать семейного врача.
Но не медициной единой.
Многие сервисы, использующие данные "Единого портала открытых данных", разрабатывались для повышения прозрачности власти, разоблачения коррупции и привлечения жителей к принятию муниципальных решений.
В ближайшее время жители Харькова с помощью смартфона смогут заказать документы, забронировать место на коммунальной парковке.
Это среди прочего электронные петиции, приложения для оперативного сообщения о проблемах в коммунальной сфере, чат-боты для мониторинга решений городских властей и расходования коммунального бюджета.
Так, чат-бот Lviv City Helper в мессенджере Telegram предоставляет львовянам информацию о ремонтных работах, которые запланированы в городе на протяжении года.
Помогает он и родителям первоклашек.
"В чат-боте реализовали функцию, благодаря которой родители, введя свой адрес, смогут узнать, в какую школу их ребенка зачислят в первый класс", — рассказывает Елена Гунько, руководитель львовского коммунального предприятия "Центр информационных технологий".
По ее словам, в ближайшее время в чат-боте можно будет узнать и о законности установки рекламных щитов в городе.
Новые технологии также применяют в Харькове.
Городской совет подписал контракт с одним из мобильных операторов, чтобы использовать возможности скоростного интернета на благо города.
В ближайшее время каждый житель Харькова с помощью смартфона сможет заказать необходимые документы и отследить свое место в электронной очереди на их получение, забронировать место на коммунальной парковке, проследить за перемещением коммунального транспорта и оплатить проезд в нем.
Благодаря мобильному приложению граждане могут сообщить о неправильно припаркованном автомобиле, поваленном дереве или открытом люке.
Большой брат следит за тобой.
Для безопасности жителей в мировых мегаполисах давно используют системы интеллектуального видеонаблюдения.
Признанный лидер в развитии этой технологии — Израиль.
Сейчас интеллектуальное видеонаблюдение распространяется и в Украине.
Одним из первых городов в стране, где заработала подобная система, стал Львов.
В 2015 году там объединили камеры видеонаблюдения СБУ, полиции и Городского центра безопасности.
"В основе была мысль связать между собой все службы.
Мы проложили 21 км оптоволоконной сети и объединили 51 камеру.
Сегодня у нас уже 230 камер общегородской сети", — рассказывает Юрий Диль, начальник управления безопасности города.
До конца года местные власти планируют охватить камерами все основные заезды и выезды из Львова.
Камеры будут считывать номера автомобилей.
"Это позволит понимать, сколько транспорта заезжает в город, контролировать грузовики и отслеживать угоны", — считает Диль.
Центр безопасности работает в режиме 24/7, а записи с камер хранятся в течение месяца.
Также в планах — задействовать камеры для охраны муниципальных объектов, например общественных парковок.
"Вместо охранников на коммунальном объекте устанавливается система видеонаблюдения, которая имеет условную линию.
При ее пересечении система реагирует включением света, сирены или направляет сообщение в полицию", — говорит Диль.
Под наблюдением.
В 2015 году во Львове объединили камеры видеонаблюдения СБУ, полиции и Городского центра безопасности.
В тестовом режиме во Львове установили четыре камеры, позволяющие распознавать лица.
Каждая из них стоит 60 тыс.
грн и способна идентифицировать человека с 400-метрового расстояния.
"Это помогает в розыске преступников или людей, которые потерялись", — отмечает чиновник.
Более того, умные технологии помогают решать главную проблему Львова — захоронение мусора на Грибовичском полигоне.
Там установили камеры с тепловизорами, и если происходит возгорание, система автоматически сообщает об этом в полицию и пожарную службу.
Подобную систему в ближайшее время планируют запустить и в Харькове.
Зеленый свет.
Одна из наиболее распространенных в мире технологий Smart City — автоматическое переключение светофоров в зависимости от интенсивности движения.
"Умные" светофоры начали устанавливать в Киеве.
Они умеют изменять продолжительность красного и зеленого сигналов.
Система автоматически определяет скорость потока и выбирает оптимальный режим для "зеленой волны".
Систему автоматического управления дорожным движением в этом году внедрили также в Харькове.
На светофорах разместили датчики плотности транспортного потока, обзорные камеры.
К новой системе уже подключили более 65 светофоров из 350.
"Ими можно управлять дистанционно: менять циклограмму, перезагружать, вводить в любой режим, получать видеосигнал.
То есть диспетчер визуально оценивает состояние на перекрестке, видит "хвосты", заторы и оперативно реагирует на ситуацию", — поясняет Сергей Дульфан, директор департамента инфраструктуры Харьковской горадминистрации.
В нескольких десятках украинских городов общественный транспорт оборудовали GPS-трекерами, которые позволяют контролировать движение транспорта в режиме реального времени.
Речь не только о миллионниках.
К примеру, такая система работает в Житомире.
Информацию о движении общественного транспорта можно увидеть на электронных табло на остановках, а также в приложениях для смартфонов.
Открытые данные позволяют украинским городам с минимальными затратами улучшать жизнь людей.
В этом же городе впервые в Украине внедрили электронные билеты для проезда в коммунальном транспорте.
Данные о количестве перевезенных на разных участках пассажиров позволили коммунальным службам оптимизировать маршруты транспорта.
"У нас появилась информация, когда и в какое время осуществили каждую транзакцию.
На основе этих данных мы проанализировали, где и в какое время нужно уменьшить количество троллейбусов, а где добавить", — отмечает Иван Фурлет, руководитель коммунального предприятия "Житомир-транспорт".
Благодаря адаптации расписания, убытки коммунального предприятия за год уменьшились приблизительно на 600 тыс.
Во Львове, готовясь к внедрению электронного билета, провели исследования на основе Big Data.
Для эксперимента взяли информацию о перемещении абонентов одного из операторов мобильной связи.
"Мы экстраполировали долю их покрытия на количество жителей и измерили интенсивность ежедневной миграции населения из области во Львов", — говорит Елена Гунько.
Выяснилось, что ежедневно в город приезжают на работу около 150 тыс.
Поэтому экономически выгодно продлевать действие электронного билета и городские маршруты за пределы Львова.
Сейчас местные власти должны принять решение о создании транспортно-пересадочных пунктов.
Одним словом, открытые данные позволяют украинским городам с минимальными затратами улучшать жизнь людей.