Двойные стандарты – отличительная особенность всей новой власти.
Впрочем, какая же она новая, если вот-вот уже пора переизбираться.
Действующий «гетьман» Петр Порошенко вваливает миллионы в рекламу и, разумеется, сам грешит двойными стандартами – достаточно вспомнить антироссийские санкции и липецкую фабрику.
Однако пойдет он на дно скорее благодаря своему окружению, которое, очевидно, в перспективах шефа уже разуверилось и пытается за оставшийся срок его каденции набить карманы как можно плотнее, чтобы и внукам хватило.
Как вот, к примеру, заместитель главы администрации Президента Алексей Филатов, который на словах отвечает за судебную реформу, а по факту – доит ее обеими руками.
Независимая зависимость.
В красивое и хорошо отапливаемое здание на Банковой Филатов попал сразу после больших перемен во власти – в июле 2014 года.
Привел его туда тогдашний глава администрации Президента Борис Ложкин, с которым Филатов давно знаком по адвокатским делам.
В частности, он обслуживал Ложкина во время продажи его медиахолдинга UMH Сергею Курченко.
Филатов уже с порога развил бурную деятельность и подмял под себя одну из самых хлебных тем – судебную реформу.
Шум тогда поднялся нешуточный, ведь за 2015-2016 годы Филатов умудрился довести до седых волос и сердечных приступов едва ли не весь судейский корпус Украины.
Чем именно? Да все теми же двойными стандартами, ведь с одной стороны он обещал судьям светлое будущее и независимость от причуд политиков, а с другой – устроил им лично и без посредников беспрецедентное давление, выборочное «правосудие» и вырванные годы.
Стелил адвокат Филатов, разумеется, мягко.
Целью судебной реформы назначил обеспечение независимости судебной ветви власти.
В одном из интервью середины 2016 года наш герой пояснил свои благие намерения тем, что в перспективе от сферы правосудия должны отдалиться все политические органы, прежде всего, президент и парламент - в отношении назначения, перевода и увольнения судей.
«Сейчас судья назначается на первые пять лет президентом, после этого он бессрочно может быть назначен парламентом, - говорил Филатов пару лет назад.
- Естественно, это прямой рычаг для того, чтоб влиять на судейский корпус.
Судья, у которого подходит к концу пятилетний срок, не может не прислушаться к народному депутату, который просит его «по просьбе избирателей» о внимании к конкретному судебному делу.
Ведь завтра этот народный депутат может голосовать за его назначение бессрочно.
Может ли судья рассматривать это дело беспристрастно?».
Возмущение Филатова выглядело вполне праведным.
Он пояснил, что народные депутаты в своих притязаниях на коррупционную копеечку охотно опускаются даже на уровень районных судов и предложил это исправить.
Решение о назначении и увольнении судьи будет принимать особый неполитический орган – Высший совет правосудия (ВСП), решил Филатов.
«В соответствии с европейскими стандартам и, это орган, в котором большинство составляют судьи, избранные самими судьями, - отметил он.
- Такая система формирования ВСП должна обеспечить независимость принятия решений».
Орган чиновник предложил сформировать довольно просто: из 21 члена ВСП 11 – судьи, избранные судьями, два – назначаются съездом адвокатов, два – съездом представителей юридической науки, два – Всеукраинской конференцией прокуроров, два - президентом и два – парламентом.
Следи других новшеств – сразу назначать судей бессрочно, а не пятилетний «испытательный» срок, и.
По мнению Филатова, это должно было обеспечить независимость судьи.
Жаль, не сказал гражданин заместитель, каким образом судьи должны обеспечить свою независимость от самого инициатора судебной реформы Алексея Филатова.
Еще в 2015 году бывший председатель Апелляционного суда Киева Антон Чернушенко заявил: Филатов неоднократно давал ему указания о том, какие решения должен принимать суд.
По словам судьи, его неоднократно вызывали в администрацию Президента, где радовали многочисленными указаниями по принятию судебных решений.
«Первый раз Филатов сообщил, что в Апелляционном суде есть определенные дела и нужно, чтобы я проконтролировал, как их рассматривать.
Их интересовал конкретный результат: на счета компании должен быть наложен арест», - рассказал опальный судья.
В частности, Филатов потребовал принять решение об аресте имущества «Укргаздобычи».
По словам Чернушенко, в отношении дела об убийстве Георгия Гонгадзе Филатов «довел до моего сведения позицию президента о том, что приговор суда первой инстанции желательно оставить таким, как он есть».
Судья настаивает, что уголовное дело на него завели из-за отказа выполнять прихоти Банковой.
Часть предоставленных Антоном Чернушенко доказательств общения с Филатовым журналисты подтвердили в своем журналистском расследовании.
Осенью 2014 года Петр Порошенко впервые пригласил судью к себе, где и познакомил с Алексеем Филатовым, который принялся сокрушаться по поводу того, как суд рассматривает некоторые дела.
В частности, связанные с наложением ареста на урожай одной аграрной компании и на сельскохозяйственную технику.
По словам Чернушенко, все просьбы от Президента высказывались не напрямую.
Филатов вызвал его к себе и акцентировал, что есть дела важные, государственного масштаба.
«Но после того как я изучал, видел, что там лежит не государственный, а личный, корпоративно-бизнесовый интерес», - рассказал судья.
Среди прочего, он упомянул об очень интересовавшем Филатова деле, в ходе которого прокуроры провели обыски в ювелирном магазине «Граф».
Порошенко был очень недоволен тем, что суд не взял под стражу работников ГПУ, которые провели обыски в этом ювелирном магазине.
«Это вызвало большое недовольство у президента, который мне заявил, что суд не защитил интересы его семьи», - заявил Чернушенко.
По его словам, к магазину «Граф» имеет отношение жена Порошенко Марина.
В деле об аресте имущества «Нефтегаздобычи» Рината Ахметова, по словам судьи, к нему обращался Филатов, который «заявил, что в ней затрагиваются интересы президента» и арест надо оставить.
Чернушенко обвинил следователей и прокуроров в том, что они незаконно через суд заблокировали имущество этой компании в деле о якобы убийстве ее руководителя Олега Семинского, хотя сам Семинский жив и ни к кому претензий не имеет.
Он считает, что Порошенко, который «в 90-х вместе с господином Рудьковским был основателем этой компании», решил восстановить контроль над этим предприятием.
Любопытно, что именно в день рассмотрения четвертого дела по «Нафтогаздобыче» против судьи и возбудили уголовное дело.
Очевидно, что судья Чернушенко – капля в море и заговорил лишь потому, что вынужден был бежать из страны после прямой конфронтации с Филатовым.
А сколькие жертвы интереса к ним администрации Президента вынуждены молчать, чтобы не стать очередными фигурантами высосанного из пальца уголовного дела?.
Известные украинские юристы неоднократно говорили о том, то в работе Филатова в АП присутствует конфликт интересов, а также о том, что он беззастенчиво давит на суды, причем не только на Апелляционный, о котором стало известно, но и на Высший административный и Высший хозяйственный.
По словам управляющего партнера юридической компании «Капитал» Дмитрия Лошакова, Филатов слишком быстро занял место скандального Андрея Портного и еще быстрее обошел его в искусстве телефонного права в судебной системе.
Знающие люди уверяют, что по надуманным поводам переносятся заседания, меняется состав суда - а все это признаки давления на суд.
Комитет Верховной рады по вопросам предотвращения и противодействия коррупции 13 июля 2015 года обратился к президенту Петру Порошенко и Генеральному прокурору Виктору Шокину с просьбой провести проверку фактов неправомерных действий и превышения полномочий Алексеем Филатовым, раз уж он является координатором судебной реформы на Украине.
Соответствующие письма были направлены Петру Порошенко и Виктору Шокину 8 июля 2015.
В них говорилось о том, что Филатов массово осуществлял давление на судей.
И в качестве примера приведены три конкретных случая, как Филатов добился от судей пересмотров дел в пользу АО «Реверта», к которому имел отношение до назначения в АП.
Причем, в письме парламентского комитета указано, что глава подкомитета по вопросам правового обеспечения и контроля за деятельностью специальных органов в сфере предотвращения и противодействия коррупции Олег Осуховский ранее неоднократно уже обращался в правоохранительные органы и к президенту по поводу противоправной деятельности замглавы АП.
Но никакой реакции ожидаемо не последовало, а потому Филатов продолжает продавливать удобную ему судебную реформу.
Хотя судья Чернушенко и утверждает, что вся эта реформа была проведена лишь с одной целью - подчинить судебную систему АП.
«Никто не хочет откровенно говорить на эту тему, но сейчас ни одно дело невозможно объективно рассмотреть в судах, - говорит судья.
- Как скажут из АП, такие решения и будут.
Я говорю про актуальные, важные дела.
Тотальная переаттестация судей - это большая проблема и фактор давления.
Комиссия по отбору и аттестации создавалась из подконтрольных Банковой людей.
Чтобы ни произошло в государстве, нельзя было ломать судебную систему.
Это может привести к распаду судебной системы и государства в целом».
А жену – в воду.
Но смешнее всего амбиции Филатова по обретению статуса спасителя судебной системы выглядят на фоне его жестких проколов с декларированием собственных финансов.
Опять же, вернемся к заявлениям нашего фигуранта по поводу столь бережно опекаемых им украинских судей.
Филатов предложил ввести еще одно основание для увольнения судьи – неподтверждение легальности происхождения его доходов и имущества.
«И если в отношении обычного гражданина что-то доказывать должен налоговый орган, то с судьей ситуация иная - он должен быть готов подтвердить, что его доходы законны», - вздернул подбородок Филатов.
Пафоса в речах его хватит на четверых.
По словам замглавы АП, хоть норма эта обременительна для судьи, но у него ведь «и статус специальный, и роль в обществе особая».
«И если мы хотим, чтобы эта роль эффективно выполнялась, чтобы существовало эффективное правосудие, то суд должен иметь авторитет и пользоваться общественным доверием, - глаголет Филатов.
- Если этого не происходит, то сильной судебной власти мы не построим.
Поэтому речь идет о том, что судебная власть должна быть не только деполитизированной и независимой, но и ответственной».
Жаль только, что непоколебимые убеждения Филатова касаются кого угодно, но только не его самого.
Сам Филатов просто передал неправедно нажитые активы своей гражданской жене – и спит спокойно.
Буквально этим летом Национальное антикоррупционное бюро Украины (НАБУ) получило доступ к телефону Анны Бабич - гражданской супруги Филатова в рамках расследования возможного незаконного обогащения чиновника.
Сейчас проверяется законность получения Филатовым в собственность в период 2014-2018 годов немалых активов, хотя уже ясно, что доказательств, подтверждающих законность происхождения активов, недостаточно.
При этом в поданной Филатовым декларацией он не указал ни Анну Бабич, ни их общего ребенка, ни ее имущество общей стоимостью 6,51 миллиона гривен.
В частности, в этом деле детективы допросили одного из свидетелей, который рассказал о снятии заместителем главы АП с депозитного счета Альфа-Банка его сестры 803,8 тысяч долларов на основании соответствующего судебного постановления.
В НАБУ предполагают, что это деньги самого Филатова.
Любопытно, что Филатову, видимо, в порядке исключения, позволили снять без малого миллион долларов, вопреки решению НБУ ограничить снятие депозитных средств 15 тысячами гривен в сутки и выдачу денег только в гривнах по курсу НБУ.
Депозит в обход постановления НБУ был выдан по решению Шевченковского суда Киева, а кто у нас контролирует судей – мы все помним, да?.
НАБУ также установило, что Анна Бабич является соучредителем ООО «Екво» с уставным взносом 205 440 гривен.
По данным системы «Аркан», зафиксировано 57 фактов совместного пересечения государственной границы Украины Бабич и Филатовым в разных направлениях в период с 2012 по 2018 год.
В том числе, в течение 2017 года они вместе пересекали границу дважды, в 2018 году - пять раз.
Среди прочего, этим летом они летали бизнес-классом в Ниццу.
Филатову нужно быть осторожнее, ведь фото из аэропорта попало в сеть.
Согласно данным двух общественных организаций, сейчас Филатов проживает вместе с гражданской женой и их общим ребенком по месту жительства заместителя главы АП.
Указанная информация приобщена к делу.
«В связи с этим, детективы решили подтвердить или опровергнуть факт совместного проживания Филатова с Бабич, получив доступ к мобильному номеру гражданской жены заместителя главы АП.
Указанный доступ предоставит информацию о месте пребывания Бабич за период с июля 2014 года до 2018 года во время телефонных звонков, SMS-переписки, выхода в интернет и тому подобное», - сообщили в НАБУ.
Правда, Филатов оказался предусмотрительной умницей и заранее подстелил соломки.
Еще на этапе написания закона о предотвращении коррупции, он вывел сотрудников администрации Президента из-под его действия.
В Нацагентстве по вопросам предотвращения коррупции отметили, что должности главы АПУ и его заместителей не включены в статью 3 закона, которая определяет субъекты декларирования.
Соответственно, администрация Президента не является государственным органом в понимании закона.
Согласитесь, весьма предусмотрительно.
Вряд ли это поможет Филатову полностью избежать ответственности за свои действия, ведь скандал с тайной супругой и не менее тайным ребенком только набирает обороты.
Совсем недавно стало известно, что фирма Бабич Aequo была создана сразу после назначения Филатова на должность в АП и с тех пор получила ряд выгодных контрактов в сферах, где решения принимают старые знакомые супружеской пары.
Филатовому и Бабич не впервой работать вместе, ведь в 2014 году они оба были партнерами в юридической фирме «Василь Кисиль и партнеры» и сопровождали продажу медиахолдинга UMH Group Ложкина.
Через два дня после назначения Филатова на Банковую, 24 июля 2014, Анна Бабич вместе с юристами Юлией Кирпой, Денисом Лысенко, Александром Мамуней и Марией Нижник вышли из «Василь Кисиль и партнеры» и создали собственную юридическую компанию Aequo.
После создания фирма получила субподряд на консультирование по спору НАК «Нафтогаза» с российским «Газпромом».
Де-юре ее привлекла для консультаций норвежская компания «Wikborg Rein», которая заключила контракт с «Нафтогазом» за бесконкурсной процедурой.
В то время юридический департамент «Нафтогаза» уже возглавлял еще один выходец из «Василь Кисиль и партнеры», юрист Ярослав Теклюк.
За четыре года «Нафтогаз» заплатил «Wikborg Rein» 25 млн евро, а ее украинский консультант мог получить до 5% от общей суммы контракта.
За несколько лет Aequo стала одной из самых успешных фирм-консультантов относительно концентрации — процесса слияния и поглощения предприятий, согласие на которые дает Антимонопольный комитет Украины.
По странному стечению обстоятельств, АМКУ возглавляет однокурсник Алексея Филатова Юрий Терентьев, а Первым заместителем председателя АМКУ работает экс-партнерша фирмы Aequo Мария Нижник, кума семьи Филатова-Бабич.
Удобно, не правда ли?.
В апреле 2018 организация The Legal 500 поставила Aequo на первое место среди украинских фирм на рынке слияний и поглощений.