С 2014 года ни один руководитель Государственной фискальной службы (ГФС) не покидал свой пост без коррупционного скандала.
В марте 2015 года ушел в отставку с поста главы ГФС Игорь Билоус - креатура тогдашнего главы администрации президента Бориса Ложкина.
Он был уволен по результатам проверки, инициированной премьером Арсением Яценюком.
В марте 2017 года Национальное антикоррупционное бюро (НАБУ) арестовало главу ГФС Романа Насирова, креатуру президента Петра Порошенко.
Он подозревался в содействии уклонению от налогов газодобывающих компаний Александра Онищенко.
11 декабря суд восстановил Насирова в должности.
В ноябре 2018 года Генпрокуратура и СБУ завели уголовные производства в отношении исполняющего обязанности главы ГФС Мирослава Продана – креатуры премьера Владимира Гройсмана.
Почему все эти люди воровали, возглавляя самую ответственную в стране службу? Об этом в интервью LB.
ua рассказал бывший министр финансов Александр Данилюк, уволенный с поста по инициативе главы правительства в июне 2018 года.
О коррупции руководителей ГФСФискальная Служба была и остаётся инструментом сбора средств и давления на оппонентов, как политических, так и из бизнеса.
Поэтому нельзя руководить организацией, которая пронизана коррупцией, а самому оставаться честным.
Все понимают, что ГФС – один из центров коррупции.
Коррупция работает только тогда, когда есть вертикаль и кто-то наверху прикрывает – она не может остановиться на каком-то уровне, не доходя до верхушки.
О конфликте интересов.
При Клименко (Александр Клименко, министр доходов и сборов при президенте Викторе Януковиче - БЦ) сформировали министерство.
Это была колоссальная ошибка – появился орган, который не просто занимается администрированием, а еще и готовит сам для себя нормативную базу.
Ты хочешь где-то кого-то "зажать" или "отжать"? Взял и сам поменял под эти цели нормативные акты.
На лицо явный конфликт интересов.
О попытке реформы ГФСВ 2015 году ГФС переподчинили Министерству финансов.
И я предложил концепцию реформирования ГФС в трех компонентах.
Первое – чтобы сделать ГФС клиентоориентированной структурой, необходимо ликвидировать налоговую милицию.
Вторая составляющая – полная реорганизация структуры и замена людей.
Третье – изменение основных процессов в администрирования для упрощения и повышения качества взаимодействия с налогоплательщиками.
О полномочиях министра финансов.
Действующая система построена таким образом, чтобы максимально защитить ГФС от изменений.
И тут у любого премьера, вне зависимости от фамилии, огромное количество возможностей подыгрывать.
Я могу издать приказ, который обязан выполнять глава ГФС.
Но при этом, есть порядок юстирования документов, согласно которым министр финансов обязан согласовать свой приказ касательно ГФС с главой ГФС.
Без этого Минюст его просто не регистрирует.
О коррупции на возврате налога на добавленную стоимость (НДС)Есть несколько стандартных коррупционных схем в ГФС.
Самая большая была, естественно, – откат при возмещении НДС.
Это вообще была тема номер один, которая влияла как на развитие национального бизнеса, так и на отношения с западными партнерами.
Например, накануне важных международных встреч всегда определялись основные проблемные вопросы в сотрудничестве.
Проблема невозврата НДС традиционно числилась в топе.
Что тогда делали? Быстренько погашали задолженности перед такими компаниями в преддверии встречи, чтобы сказать об урегулировании вопроса как о прогрессе во взаимоотношениях.
После это все возвращалось на круги своя…У Насирова имелся своеобразный символ власти – папка со списками по возврату НДС.
Он гордо с ней расхаживал, получая удовольствие от своей значимости.
От его решений зависели тысячи компаний, а суммы – миллиарды гривен в месяц.
О размерах откатов.
Откат варьировался в зависимости от года.
При Клименко, говорили, доходило до 25%.
Можно консервативно предполагать в среднем на уровне 10%, не все же платят на самом деле.
И получаем очень немаленькую сумму.
И это кэш.
А еще есть фиктивный НДС.
Важный момент: откат за возврат НДС – это деньги бизнеса, которые фактически воруют сотрудники ГФС и их "крышующие".
Фиктивный НДС – это деньги, которые воруют непосредственно из бюджета.
О выгодополучателях.
Кто были бенефициарами схемы по возврату НДС? Фактически все, кто после ареста Насирова пытались защищать его.
Кононенко (Игорь Кононенко, нардеп от БПП, ближайший соратник Петра Порошенко - БЦ) ко мне по поводу Насирова не подходил.
Премьер – да, несколько раз.
Президента также сильно задело то, что я так агрессивно выступил по Насирову, не предупредив его об этом.
Сейчас возобновляются требования по откатам: понимая, что на процесс возврата НДС влияние ограниченное, угрожают проблемами в других сферах.
Дескать, ты нам просто сейчас откатываешь, и мы от тебя отстаем.
Если нет – делаем полную проверку в других сферах, находим проблемы и уж тогда не жалуйся.
О фиктивном НДСЕсли дальше про схемы говорить – фиктивный НДС.
Это один из активных "бизнесов" ГФС сейчас.
В сентябре прошлого года этот фиктивный НДС "полез" через Киевское управление ГФС (возглавляет Людмила Демченко - бывшая помощница главы Налогового комитета Рады Нины Южаниной, креатуры Петра Порошенко ).Это подтверждалось и данными самой ГФС.
Я потребовал от Продана принять меры и отстранить руководителя киевского управления.
Продан сказал, что если он исполнит поручение, то его "пристрелят".
Это для понимания уровня ставок в этой "игре".
Об ответственности бизнеса.
Бизнес уязвим из-за прошлых грешков, которых часто невозможно было избежать.
Поэтому получается замкнутый круг: бизнес хочет системных изменений, но стоит в стороне, потому что если начнут активно поддерживать прогрессивные силы – к ним придут и создадут сложности.
Пока бизнес не перестанет бояться, изменений ждать не приходится.
А значит, меньше капитализация бизнеса, ниже прибыль и сумма уплаченных налогов, ниже заплаты и ниже занятость.
А у коррупционеров есть и деньги, и силовики, и суды, и доступ к медиа.
О налоговой амнистии для бизнеса.
Делать амнистию при слабом нереформированном ГФС невозможно: никто даже пять процентов в бюджет не заплатит.
Зачем, если можно и дальше откупаться? Поэтому есть два обязательных условия амнистии: нормальная ставка и сильная ГФС.
О ликвидации налоговой милиции.
Насиров стоял горой за сохранение налоговой милиции, а парламентский комитет по налоговой политике (возглавляет креатура президента Нина Южанина - ) стоял насмерть.
Президент и премьер тоже.
Налоговая милиция для них – это просто священная корова.
Почему? потому что эффективный инструмент давления на бизнес.
Когда налоговая милиция пропала из закона (с 1 января 2017 года налоговая милиция в Украине де-юре вне закона, поскольку упоминание о ней убрали из Налогового кодекса), было несколько попыток восстановить ее статус.
Я выступил в Раде с призывом к коалиции не допустить возрождения налоговой милиции, несмотря на то, что на тот момент уже было сформировано решение ее восстановить.
В итоге это спутало карты и позволило провалить голосование, к огромному недовольству защитников священной коровы.
Сразу после провала голосования Пашинский и Южанина угрожали собрать коалицию и немедленно меня уволить.
Тогда у них не получилось.
О задержании НасироваЯ понимал, что по Насирову что-то зреет, и когда его задержали, я не был этому удивлен.
Коррупция не может оставаться только на уровне одного органа.
Как только я начинал активизироваться по поводу ГФС, так сразу Насиров на Кабмине докладывает об успехах реформирования своей службы.
И я с удивлением наблюдаю за тем, как премьер подчеркивает решающую роль руководителя в невиданных успехах службы и обещает свою полную поддержку.
Роман Насиров – глава ГФС в 2015-2017 годах, уволен после коррупционного скандала.
Считался креатурой Петра Порошенко.
В марте 2017 года он был задержан НАБУ по подозрению в содействии уклонению от налогов газодобывающих компаний Александра Онищенко.
11 декабря по решению Окружного административного суда Киева восстановлен на должность главы ГФС.
Потом та же история повторялась с Проданом, включая постоянные благодарности главе ГФС за прозрачное возмещение НДС, к которому он имел весьма ограниченное отношение.
Премьер очень хорошо относился к Роману Насирову.
Он еще лучше, естественно, относился к Продану.
О контрабанде, черных сотнях и попытке потеснить СБУ на таможнеЯ сразу сказал, что "черные сотни" (были созданы по инициативе премьера для борьбы с контрабандой на таможнях ) не будут эффективными.
Если просто добавлять контролеров – без системных изменений – увеличивается стоимость отката.
А заход МВД на таможню (по инициативе Гройсмана и Авакова) – был скорее попыткой потеснить СБУ.
То есть можно либо перераспределить доходы, либо обрезать доходы конкурирующей группировке.
А заход МВД на какое-то время сократил доходы СБУ.
О роли СБУ в крышевании контрабандыСБУ – главная "крыша" контрабанды.
Исторически всегда была.
Фактически у них таможенники все на крючке висят.
Они знают, где и сколько кто украл.
СБУ этим успешно пользуется.
Побороть контрабанду достаточно просто.
И мы можем оперативно увеличить доходы бюджета больше чем на 100 млрд грн.
Но важно правильно определять базу для сравнения.
В 2017 году, например, хвалили ГФС за рост доходов таможни на 70 млрд.
грн по сравнению с 2016, хотя основным факторами были курс доллара и рост экономики, а не борьба с коррупцией и повышение эффективности администрирования.
О персоналиях глав ГФСКабмин отстранил Насирова, можно было назначать и.
главы ГФС или Продана, или Сергея Билана.
Билан – глава налоговой милиции, пользовался мощнейшей поддержкой администрации президента.
У Продана – поддержка Гройсмана.
Что Билан, что Продан..
было все равно – хрен редьки не слаще.
Мирослав Продан – исполняющий обязанности главы ГФС с марта 2017 по ноябрь 2018 года.
Креатура премьера Владимира Гройсмана.
Покинул ГФС после открытия в отношении него уголовных производств Генпрокуратурой и СБУ, которые подведомственны президенту страны.
О первых шагах Продана.
После назначения и.
главы ГФС Продан сперва неуверенно себя чувствовал.
Ему надо было окопаться, даже имея поддержку премьера.
Что я в тот момент сделал? Провел реформу прозрачного администрирования НДС, а потом институциональную реформу ГФС.
И тут уже Продан очень сильно испугался.
Как так? Начинают перестраивать таможню, хотят убрать областные таможни.
А как раз это и было поделено по квотам – у кого какая область.
А Минфин все это ломал.
Тут же взбудоражился комитет по налоговой политике Рады (возглавляет бывший бухгалтер 5-го канала Нина Южанина – БЦ), пошли злобные письма.
И премьер, естественно, этим пользовался.
Требовал найти с ГФС и комитетом общий язык..
Это с кем я найду общий язык? С людьми, которые на этом зарабатывают?О Мирославе ПроданеВ чем особенность руководителей ГФС? Они небедные люди.
То есть они зарабатывают в абсолютных цифрах большие деньги, как и показала обнародованная переписка (переписка Продана, касающаяся покупки недвижимости в Турции).
Премьер-министр конечно знал о Продане.
Хотя это только вершина айсберга, на самом деле.
Но в относительных цифрах они точно не получают основное.
Основное идет на "крышующих людей".
Поэтому Продан чувствовал и чувствует себя защищенным.
Я уверен что, это все (дело Продана) ничем не закончится.
Потому что договорятся, съедут, смажут, окажется, что телефон "не тот".
Потому что Продан очень много знает.
Вы заметьте, сколько изданий и каналов уделило внимание этой коррупционной истории – раз-два и обчелся.
Почему? Договорились замять.
Я также уверен, что и Роман Насиров совершенно спокойно пройдет все эти процедуры.
Почему? Потому что круговая порука.