/http%3A%2F%2Fwww.autosite.ua%2Fimgrep%2Fnews%2F2019%2F01%2F31%2F54243%2Fthumb_f60b0bac.jpg)
Украинцы не спешат узаконивать свои евробляхи: что будет дальше?
За это наложат штраф в размере 170 тыс.
грн или автомобиль отберут по решению суда.
Пока что украинцы не спешат узаконивать свои еврокары — по данным Госфискальной службы (ГФС), растаможено лишь 50 тысяч евроблях из почти двух миллионов.
Кто уже в законе.
В последние дни растаможка пошла бодрее: если в декабре легализовывали по несколько десятков машин в день, то к концу января — уже по несколько тысяч в день.
При этом госбюджет уже пополнен более чем на 3 млрд грн.
Но по оценке гендиректора ВААИД Олега Назаренко, до 22 февраля и даже до 24 мая, растаможить все автомобили вряд ли успеют.
"Согласно данным ГФС, в Украине из 647 тысяч автомобилей с нарушениями таможенных правил находились более 300 тысяч евроблях, остальные (почти 2 млн штук) не нарушали, и пересекали границу каждые 5-10 дней, — разъяснил Назаренко.
— До конца срока при нынешних темпах растаможат еще около 360 тысяч таких авто.
И это еще не все.
По словам Назаренко, ввоз евроблях через подставных лиц прекратился еще в ноябре, но такие машины завозят ежедневно новые владельцы — украинцы с оформлением на таможне, что также удлиняет очередь.
Нардеп Нина Южанина, один из авторов законов о льготной растаможке, уже подтвердила, что продлевать сроки льготной растаможки не будут:.
"Сегодня растаможивается по 4,5-5 тысяч автомобилей в сутки.
Из них 40-50% так называемых евроблях, остальные — автомобили, которые ранее не заезжали в Украину.
Мы предоставили возможность человеку пройти таможенное оформление и поставить автомобиль на учет.
Те, кто желает растаможить авто в установленные сроки, успеют.
Никаких разговоров о продолжении, переносе или изменении этих сроков идти не может".
Как разъяснил нам глава общественной организации "Киев автомобильный" Алексей Мкртчян, в сертификационных центрах проверяют: исправность тормозов и ходовой части, наличие и исправность катализатора выхлопных газов, работу всех световых приборов, ремней безопасности, отсутствие тонировки на стеклах.
"Более 90% машин сертификацию не пройдут, в частности автомобили из США с красными, а не желтыми указателями поворота, машины с переделанным правым рулем, — говорит Мкртчян.
— Проверяющие требуют соответствия жестко, что создает предпосылки для коррупции, так как отремонтировать машину обойдется в разы дороже, чем дать взятку.
"Цена вопроса" в Киеве — 2-2,5 тыс.
грн, в регионах 1-1,5 тыс.
грн, столько же надо уплатить в бюджет за сертификацию, итого 4-4,5 тыс.
В сертификационных центрах взяточничество отрицают, утверждая, что ни один автомобиль с нарушениями сертификата не получит.
Что делать тем, кто не хочет платить.
Для тех, кто не желает или не может из-за отсутствия денег узаконить авто, остается, по словам Мкртчяна, два пути: вывезти машину за рубеж и там бросить либо попытаться продать на запчасти.
"Многие жители приграничных областей, работающие за границей, уже так делают: оставляют машину на сопредельной территории и там ездят на ней, а домой возвращаются своим ходом, — говорит эксперт.
— Но можно продать авто на разборку.
Полностью либо подетально.
Последнее выгоднее: только мотор с иномарки за 1500 евро можно продать за 600-700 евро".
Но это недоступно тем, кто завез машину лично, а не через фирму, так как после 24 мая за раскомплектовку автомобиля на них наложат штраф 170 тыс.
Автовладелец: "Везде требуют взятки".
Владельцы евроблях, пожелавшие их узаконить, рассказывают, что ситуация намного хуже, чем говорят чиновники.
Главная проблема — дополнительные расходы и поборы, делающие их "дешевую" покупку невыгодной.
"Те, кто хочет обойтись без брокера, чтобы не платить ему 2,5-3 тыс.
грн, стоят в очередях неделями.
Я нанял брокера и справился за день, — рассказал киевлянин Юрий Пластун.
— Теперь — проблема с получением сертификата, дающего право оформить украинские номера.
Здесь тоже большие очереди.
Те, кто не прошел сертификацию, говорят, что цепляются к малейшей трещине на фаре, тонировке стекол.
Но есть возможность быстро "решить вопрос" в обход очереди, уплатив вдвое больше.
Пока раздумываю — машина в хорошем состоянии.
Если и здесь давать мзду, в сумме обойдется дороже, чем я купил бы такую же машину в Украине".
А вот Максим Хорошков уплатить согласен: "У моей треснутое стекло фары, замена стоит 3,5 тыс.
грн, и не факт, что не прицепятся еще к чему-то.
Ищу тех, кто поможет "договориться".
Большие проблемы у тех, кто поставил газобаллонное оборудование в Украине, причем сделал это не на СТО, имеющей лицензию на проведение таких работ, а у нелегальных "умельцев".
Алексей Мкртчян прогнозирует массовую продажу поддельных сертификатов на такое ГБО, чтобы машину могли поставить на учет, но это может быть опасно, так как есть риск взрыва газа в любой момент.
Назаренко также говорит о фактах коррупции при сертификации автомобилей, но главную причину он видит в сокращении за последние три года количества сертификационных центров.
"В 2015 году, когда не было никаких евроблях, а через автосалоны продавалось 46 тыс.
машин в год, в Украине работало 37 сервис-центров, сейчас их всего 7.
При этом за 2018 год населением куплено 80 тыс.
новых машин плюс 156 б/у, плюс евробляхи.
Отсюда и очереди, и поборы", — уверен Назаренко.
Напомним, льготные условия таможенного оформления автомобилей, ввезенных на территорию Украины с 1 января 2015 года, начали действовать с 25 ноября 2018-го и истекают 22 февраля 2019-го.
До указанного дня применяется ставка акцизного налога с использованием коэффициента 0,5.