/http%3A%2F%2Fua.today%2Fimages%2Fnews%2F2019%2F2019%2F%D0%9C%D0%B0%D1%80%D1%82%2F04%2F5c7ae30d80546.jpg)
Без транзита российского газа: много ли потеряет Украина
Украинская газотранспортная система – одна из крупнейших в мире – в свое время строилась именно как транзитная, и эту функцию она добросовестно выполняла еще с советских времен.
Однако 31 декабря 2019 года истекает срок действия украино-российского договора о транспортировке газа в Европу через украинскую ГТС, который был заключен в 2009 году.
А подписание нового договора сегодня под большим вопросом из-за строительства Россией нового газопровода "Северный поток-2".
Чем ближе к завершению действия договора, тем активнее идут дискуссии, что дальше.
Будет ли продолжаться транзит российского газа по территории Украины? А если да – на каких условиях? И что в экономическом плане потеряет Украина от изменения условий или прекращения договора с российским "Газпромом"?.
Кто потеряет от прекращения транзита.
Эксперт по энергетическим вопросам Геннадий Рябцев обращает внимание, что не следует отождествлять доходы/убытки НАК "Нафтогаз Украины" и доходы/убытки самой Украины.
"Не стоит отождествлять потери Украины от прекращения транзита и потери "Нафтогаза" как субъекта хозяйствования.
"Нафтогаз" не перечисляет деньги, которые получает "Укртрансгаз" от транзита, напрямую в бюджет.
Прямой зависимости между доходами "Нафтогаза" от транзита газа и величиной отчислений в госбюджет не существует.
"Нафтогаз" платит налоги и перечисляет дивиденды Кабинету министров.
Поэтому все будет зависеть от того, какой будет прибыль "Нафтогаза Украины" в конкретном году.
В зависимости от этих объемов будут перечисляться соответствующие суммы дивидендов и налогов.
Если НАК "Нафтогаз" будет убыточным, он ничего не будет перечислять в бюджет, даже если сохранится транзит", – объясняет Геннадий Рябцев.
И, хотя 100% акций его принадлежат государству, госбюджет получает от компании только налоги и часть прибыли как дивиденды акционеру.
Например, в 2014 году, согласно Бюджетному кодексу, компания должна была перечислить в бюджет только 30% чистой прибыли, в 2016-м – 50%, в 2017-м – 75%.
О том, что доходы "Нафтогаза" и государства Украина – не одно и то же, свидетельствует, в частности, и тот факт, что НАК в настоящее время судится со своим акционером, государством Украина, за 6 млрд грн, которые он якобы недополучил из-за поставок газа населению по сниженной цене.
Геннадий Рябцев подчеркивает: от прекращения действия договора непосредственные убытки понесет "Нафтогаз Украины" или та компания, которая будет заниматься транзитом к тому моменту, когда заработает "Северный поток-2".
Напомним, в настоящее время идут разговоры о необходимости анбандлинга, т.
разделения НАК "Нафтогаз Украины" по зонам ответственности.
Это требование в том числе международных партнеров Украины.
"Нафтогаз" – огромная компания со сложной структурой, в ее состав входят 8 дочерних компаний и предприятий, два государственных и два негосударственных акционерных общества ("Укргаздобыча", "Укртрансгаз", "Укрнафта", "Газ Украины" и др).
И далеко не все эти предприятия прибыльные.
Анбандлинг позволит более эффективно реформировать работу по каждому из направлений деятельности "Нафтогаза", улучшив экономические и финансовые результаты, считают, в частности, в Евросоюзе и Европейском энергетическом сообществе.
Сколько "Нафтогаз" получает от транзита газа.
По словам экономического эксперта-аналитика Бориса Кушнирука, транзит газа является наиболее прибыльной статьей дохода "Нафтогаза".
"Практически весь доход "Нафтогаза" формируется за счет трех направлений: добычи газа, которую ведет его дочернее предприятие "Укргаздобыча", немного – за счет деятельности "Укрнафты", но самая существенная часть доходов – транзит газа, которым занимается "Укртрансгаз".
Непосредственно сам "Нафтогаз" выступает, по сути, "передаточным звеном" между "Укргаздобычей", облгазами и предприятиями облэнерго, которым он вынужден был продавать газ по цене ниже рыночной, а потому эта деятельность у него всегда была убыточна", – рассказывает эксперт.
Что касается сумм, которые "Нафтогаз" получал от транзита газа и которых он может лишиться после прекращения действия договора, то, например, в финансовой отчетности НАК "Нафтогаз" за 2017 год указано, что доход компании от транзита природного газа составил около 74 млрд грн.
Примерно такие же цифры – в районе 2-3 млрд евро – приносил "Нафтогазу" транзит российского газа и в другие годы.
Однако при всем этом компания, которая, собственно, и занимается транспортировкой газа и которая входит в структуру "Нафтогаза" – "Укртрансгаз" – до сих пор остается убыточной.
Например, сообщалось, что убытки "Укртрансгаза" за 2017 год составили свыше 24 млрд грн, причем по сравнению с 2016-м они выросли в 4 раза.
В 2018 году за 9 месяцев (последние данные) убытки компании-транзитера уже превысили 22 млрд грн.
Соответственно, в такой ситуации вряд ли можно говорить о том, что Украина получает какую-либо прямую выгоду от транзита российского газа в Европу.
Сколько Украина получает от "Нафтогаза".
До 2017 года государственный бюджет Украины не получал какой-то финансовой пользы от хозяйственной деятельности "Нафтогаза".
Скорее, наоборот.
Согласно финансовой отчетности компании, 2013 год она завершила с чистым убытком 18,7 млрд грн, 2014-й – с убытком почти 90 млрд грн, 2015-й – 35 млрд грн.
В 2017 году, правда, впервые за 10 лет компания вышла в плюс, заработав 39 млрд чистой прибыли.
В следующем, 2018 году "Нафтогаз" перечислил в госбюджет просто рекордную сумму – 136,5 млрд грн, из которых 29,5 млрд грн дивиденды.
В компании гордо сообщили, что "поступления от группы "Нафтогаз" составили около 15% общих доходов государственного бюджета в 2018 году.
Впрочем, эксперты напоминают, что такие рекордные результаты у компании получились благодаря решению Стокгольмского арбитража.
"В минувшем году Стокгольмский арбитраж пересчитал обязательный платеж Украины в пользу России, уменьшив его на 2 млрд долларов и засчитав эту сумму как погашение задолженности за хранение.
И с точки зрения бухгалтерского и финансового учета эти 2 млрд стали доходом "Нафтогаза", – объясняет Борис Кушнирук.
Если бы не особенности учета, реальный доход "Нафтогаза" оказался бы вдвое меньшим.
Поэтому "показатели "Нафтогаза" за прошлый год не совсем корректны с точки зрения долгосрочной перспективы", говорит эксперт.
Потери от транзита можно компенсировать добычей.
В 2020 году есть два варианта развития событий, полагают эксперты.
Если новый контракт не будет подписан вообще, Украине придется консервировать свою ГТС и использовать лишь частично – для транспортировки газа в реверсном режиме, с запада на восток, для внутренних нужд.
В этом случае транспортировка газа и содержание ГТС станут убыточными, объясняет Борис Кушнирук.
Второй вариант – что соглашение с Россией будет подписано.
"Но тогда Россия будет делать все, чтобы качать через Украину минимум, не больше 40 млрд кубов.
Если же транзит составит меньше 40 кубометров – доходы от него не будут покрывать затраты на содержание ГТС, и в таком случае транзит Украине станет просто невыгоден, лучше ее просто консервировать", – говорит он.
В любом случае доходы "Нафтогаза", конечно, уменьшатся.
Впрочем, Геннадий Рябцев считает, что эти убытки легко можно компенсировать за счет других видов деятельности.
"Прекращение транзита российского газа – это в первую очередь проблема "Нафтогаза", а не Украины.
Например, увеличив собственную добычу газа.
В настоящее время ее объемы только снижаются", – говорит Рябцев.