Народный депутат Украины, председатель Комитета по вопросам информатизации и связи АЛЕКСАНДР ДАНЧЕНКО в интервью "Апострофу" рассказал о том, какие партии имеют шансы переизбраться в Верховную Раду на досрочных выборах, нужно ли Украины Министерство цифровизации и почему программа "Государство в смартфоне", озвученная новым президентом Украины, является правильной, но очень сложной в реализации.
Также Данченко в который раз поднял наболевший вопрос программы цифровизации, с воплощением которой в жизнь украинский бюджет может ежегодно дополнительно получать не менее 25 миллиардов гривен.
- Одно из первых решений новоизбранного президента - досрочный роспуск парламента.
Поддерживаете ли такое решение президента?.
- У меня двойственные чувства.
Во-первых, вообще проблема того, что выборы парламентские и президентские у нас проходят с огромным разрывом, и не понятно, как потом друг с другом работать.
Поэтому надо говорить в целом о такой системной реформе избирательного законодательства, когда было бы возможно проводить одновременно выборы и парламента, и президента.
Сейчас имеем то, что имеем.
И роспуск парламента в этой ситуации, чтобы не обострять отношения между президентом и парламентом, является правильным.
Мне кажется, не очень хорошо, когда с самого начала новый президент в конфликте с парламентом, потому что обиды вообще не являются чем-то нормальным и в обычной жизни, тем более, в политике.
Но я не считаю, что этот парламент был плохим.
Очень часто всех собак вешают на парламент, но у меня другое мнение.
Это был один из лучших парламентов за всю историю, хотя мне трудно сравнивать, потому что я впервые в политике.
Но то, что я наблюдал вне парламента, в своей бизнес-жизни раньше - парламент достаточно неплохо работал, и, несмотря на многочисленные разногласия, смог принять достаточное количество качественных законов.
Непонятно, конечно, почему не были приняты закон о снятии неприкосновенности, новый избирательный кодекс, импичмент президента и еще ряд важных решений.
Этот парламент этого не выполнил и в этом также есть проблема правящей коалиции, которая манипулировала этим.
- Вы представляете фракцию "Самопомич", которая одной из первых заявила, что не видит возможности формировать новую коалицию с теми представителями в парламенте, которые сейчас есть.
Это не совсем совпадает с тем, что вы говорите.
Как объясняете это решение?.
- Я вышел из партии "Самопомич", но мы остались во фракции "Объединение "Самопомич", потому что нас выбирали люди и мы должны доработать в этой фракции.
Это джентльменское соглашение.
Мы в свое время были в коалиции "Европейская Украина" и у нас сначала все очень хорошо получалось.
Коалиция длительное время была на патриотическом подъеме.
Но потом произошло то, что произошло.
То есть старая генерация политиков потихоньку все это съела и начала играть по своим правилам.
И когда нас начали обманывать, "Самопомич" вышла из коалиции, что, по моему мнению, было неправильным.
Нам нужно было оставаться и воевать.
Потому как можно заходить снова в коалицию с теми людьми, которые тебя уже однажды обманули? Конечно, новая коалиция со старыми силами невозможна.
- Каким вы видите будущий парламент? Успеют ли новые политические силы, которые сейчас создаются, подготовиться и набрать достаточное количество поддержки?.
- Стратегия президентской команды - выборы блиц-криг на волне огромного рейтинга доверия к пока виртуальной партии "Слуга народа".
Но такую виртуализацию и нетрадиционный подход к избирательному процессу надо воспринимать нормально.
За счет новых технологий "Слуга народа" имеет шансы стать основной фракцией в парламенте.
А вот с другими политическими силами, которые планировали идти осенью - вопрос.
Ни по времени, ни юридически они не успеют до 21 июля.
Поэтому такие проекты, как "Люди важливі" или "Сила людей", новая партия Егора Соболева - оказались за бортом досрочных выборов.
И это не очень хорошо.
С другой стороны, успел зарегистрироваться Слава Вакарчук с партией "Голос".
Мы услышали о новой партии Гройсмана.
Очень интересный проект - "Сила и честь" Игоря Смешко - и я знаю, что там очень серьезная команда собирается.
Но, мне кажется, те, кто был без рейтингов, не успеют себя зарекомендовать, за исключением Славы Вакарчука.
У него как раз будет шанс за счет его популярности, новых идей.
Среди всех названных новых партий реальные шансы - у "Силы и чести" Смешко и "Голоса" Вакарчука.
И, конечно же, "Слуга народа".
- Сможет ли "Слуга народа" на волне популярности Зеленского набрать 50% и более голосов?.
- Думаю, что нет.
Сейчас у них где-то между 30% и 35%.
И это объективно, потому что рейтинг потихоньку будет падать.
Не все люди сейчас понимают шаги президента, его нестандартные подходы.
Но, все равно, 30-32% "Слуга народа", конечно, наберет.
Если говорить о будущем составе, то коалиция будет или вокруг этой партии (если она будет сформирована, потому что пока непонятно, какие будут предложения), или может быть так, как недавно произошло в Эстонии.
Там с отрывом победила одна партия, а все остальные создали коалицию без победителя, сформировав в результате большинство.
Но я в это не верю в Украине, потому что, по прогнозам, проходят "Слуга народа", "Оппоблок", "Батькивщина", БПП, "Сила и честь" Смешко и "Голос" Вакарчука, которые между собой вряд ли смогут объединяться.
Я не верю в объединение "Оппоблока", "Силы и чести" и "Батькивщины".
Не верю потому, что они очень разные.
Поэтому там будет вопрос - какие ценности, какое видение развития страны будет между первоочередной командой действующего президента "Слуга народа" и теми, кто пройдет.
- То есть конечных бенефециаров.
- Да.
Скажем честно, что те старые партии - это не партии, а блоки имени кого-то - олигарха или еще кого-то.
- Какое в таком случае ваше будущее? Ведете переговоры с действующими или новыми проектами?.
- Очень много манипуляций было, когда мы с группой депутатов вышли из партии "Самопомич".
Кто-то сразу сказал, что мы перекрасились и все такое..
Это нормально и я к этому привык.
Кто-то из наших прошлых однопартийцев обвинил нас, что мы побоялись участвовать в рейтинговании "Самопомичи".
Это вообще было обидно слышать.
И я очень надеюсь, что те люди, которые это говорили, извинятся.
Потому что это совершенно не так.
В предыдущем интервью мы говорили, что я беру творческий отпуск для того, чтобы посмотреть, куда я буду двигаться.
И этот творческий отпуск продолжается.
Но я помогаю своим коллегам из одного проекта в развитии новой партии, делюсь опытом..
Что из этого получится, будет известно в ближайшее время.
- Это новый проект?.
- Скажем так, это хороший проект, который уже был - с хорошей идеей, с хорошим лидером - и мы хотим все вместе, с командой единомышленников, придать этому проекту наш опыт и возможности.
- В парламенте этого созыва вы занимались вопросами информатизации и связи.
Недавно вы зарегистрировали постановление о создании Министерства по вопросам цифровизации и инноваций.
Расскажите об этой инициативе, поддерживает ли нынешний парламент такую идею?.
- В нашем коалиционном соглашении 5-летней давности была прописана консолидация всех вопросов информатизации и их концентрация в одном органе.
Во всем мире этим занимается отдельное министерство или отдельный вице-премьер (в большинстве стран это Министерство цифровой экономики).
То есть уже нет Министерства просто экономики, потому что цифровизация и цифровые технологии - сейчас является трендом номер один во всем мире.
И богатые страны мира, такие как Великобритания, Соединенные Штаты, Франция, Южная Корея, та же Польша, имеют стратегию развития цифровой экономики.
И никто ничего с этим не сделает.
Знаете, я вспоминаю мультфильм Советского Союза, который мне недавно показали - то 1963, то 1970 года, где был сделан первый видео-звонок с Земли из-за огромного телефона на Луну.
И все бегали и говорили, что никогда такого не может произойти.
А сейчас мы живем в этих смартфонах.
И нас это не удивляет.
Поэтому все эти технологии развиваются и цифровизация идет по всему миру.
Чтобы Украина не отставала от этого тренда, надо, чтобы кто-то в Кабинете министров лоббировал эту отрасль, развивал это направление на государственном уровне.
Критики говорят, что министерство будет мешать бизнесу.
Нет, это только у нас, в Украине, к сожалению, власть мешает бизнесу, поэтому мы этого боимся.
Но структура, которая должна появиться в Кабмине, должна помочь развивать цифровые новейшие технологии на уровне государства.
Де-факто, все эти 5 лет комитет выполнял функцию этого министерства.
Но комитет очень ограничен в своих действиях.
- Что должно быть на практике? Очередное министерство?.
- Нет, это не просто инициатива создания нового министерства.
Мою инициативу надо рассматривать с точки зрения реформирования Кабинета министров вообще, потому что по большому счету - это административная реформа, а не просто создание очередного министерства.
Это серьезное реформирование отрасли как таковой.
В таком случае - Агентство по вопросам электронного управления ликвидируется, а ее функции передаются.
Функции администрации связи, которые находятся в Госспецсвязи - тоже убираются.
Министерство юстиции - ликвидируется, а все переводится в цифровую форму и на блокчейны, потому что министерство юстиции должно обеспечивать законность в государстве, а фактически используется как главный рейдер.
Только за последние три месяца, за счет подделки документов в реестрах в отношении владельцев, состоялось немало случаев рейдерства.
Нотариусы должны работать электронно, на блокчейне.
Для того, чтобы две информации сравнить и подтвердить - достаточно электронной системы, построенной на блокчейне, которая все проверяет и за счет использования ЕЦП подтверждает подленньсть информации или законность той или иной операции.
ПРОДОЛЖЕНИЕ ИНТЕРВЬЮ ЧИТАЙТЕ НА УКРАИНОЯЗЫЧНОЙ ВЕРСИИ САЙТА АПОСТРОФ.