/http%3A%2F%2Fua.today%2Fimages%2Fnews%2F2019%2F2019%2F%D0%B8%D1%8E%D0%BB%D1%8C%2F03%2F14124.png)
Бензин дешевеет: каких цен на горючее ждать водителям в июле
Цены на горючее в Украине упали.
Бензины и дизтопливо за месяц подешевели на 10-17 копеек, автогаз – на 34.
Хотя были предпосылки к тому, чтобы ценники на стелах автозаправочных сетей пошли вверх.
Так, с 1 июня Россия ограничила поставки нефтепродуктов в Украину через свою территорию.
Продолжат ли цены на автомобильное топливо падать и в июле.
Что повлияло на падение цен в июне.
За месяц дизтопливо упало в цене на 17 коп/л, а бензины – на 10-12 коп./л.
На цены повлияли спрос и предложение, говорит эксперт энергорынка Леонид Косьянчук.
Перебои поставок нефтепродуктов были, но быстро уладились.
"Когда Россия ввела ограничения, была опасность срыва поставок.
Но рынок отреагировал достаточно адекватно и поначалу цены выросли.
А когда стало понятно, что ресурса хватает, то цены пошли вниз.
Курс гривни тоже не повлиял, поскольку держится стабильным", – говорит Косьянчук.
Цены на автогаз с 3 июня по 1 июля по Украине снизились на 34 копейки.
АЗС опустили цены, потому что они были завышены из-за риска сокращения поставок из России и Казахстана.
Срыв поставок действительно был реален.
Из-за российских ограничений на провоз нефтепродуктов в Украину казахи приостановили поставки сжиженного газа в нашу страну.
"Большого сокращения поставок, как ожидали трейдеры, не произошло.
Поэтому рынок начал стабилизироваться и цены откатились назад", – рассказывает Артем Куюн, заместитель директора "Консалтинговой группы А-95".
На июль квоты на ввоз в Украину нефтепродуктов РФ все-таки скорректировала.
И угрозы ограничений поставок уже нет.
Это и повлияло на снижение и стабилизацию цен как бензинов и дизтоплива, так и автогаза.
"Вопрос с поставками пока решен, мы не ожидаем сбоев.
Но от российских чиновников можно ожидать чего угодно", – отмечает Куюн.
Что будет с ценами в июле.
На стоимость горючего могут повлиять нововведения от правительства.
Чтобы хранить и продавать нефтепродукты надо получить лицензию.
С 1 июля в Украине началась реформа системы контроля оборота горючего.
Это должно уменьшить долю "серого" рынка.
По данным Нефтегазовой ассоциации Украины, 20% дизеля и 50% автогаза в стране продаются нелегально.
По новым правилам, все субъекты, которые хранят и продают горючее, должны получить лицензию.
Это касается и агросектора, который закупает дизтопливо в больших объемах.
Все, кто получит лицензию, будут находиться в базе Фискальной службы, и можно будет легко проверить, легальная АЗС, или нет.
Кроме этого, на нефтебазах установят акцизные счетчики по выдаче топлива - то есть введут тотальный контроль за перемещением нефтепродуктов.
"Действительно, есть проблема.
Большое количество субъектов на 1 июля не получили лицензии.
Пока этого не заметно, но если государство подойдет к этой ситуации жестко, то это может спровоцировать дефицит на региональных рынках и это может привести к росту цен.
В больших городах вряд ли, потому что там работают крупные сети.
А что касается провинции, то там есть проблемы.
В ходе легализации рынка заправочных станций может стать меньше, и это будет иметь соответствующие последствия", – говорит Дмитрий Марунич, сопредседатель Фонда энергетических стратегий.
На сегодня есть предпосылки для стабильности, считает Артем Куюн.
При этом еще какое-то время может продолжиться корректировка цен к низу: "На рынке есть достаточный запас прочности, чтобы сдерживать цены.
Перспектив для роста цен точно нет, но и к существенному падению причин тоже нет" .
Если россияне, предположим, введут санкции, как ожидалось, то это может привести к резкому росту цен.
Этого пока не произошло.
Что влияет на цены.
"Мы покупаем бензин за валюту, государство начисляет налоги на топливо в евро – валюте, которая по Украине не ходит, и пересчитывается по курсу Нацбанка.
А потом операторы через межбанк пробуют за вырученные от продажи гривни купить евро, чтобы закупить новую партию", – поясняет Леонид Косьянчук.
Когда национальная валюта падает, то следующая закупка нефтепродуктов обходится АЗС дороже, из-за чего приходится поднимать цены.
В Украине цены на нефтепродукты – бензин, дизтопливо – зависят от их стоимости в Беларуси, России и Литве.
Более половины экспорта топлива приходится на эти три страны.
В Украине перерабатывается не так много нефти, чтобы эти объемы влияли на цены.
Значительное влияние на стоимость автомобильного топлива оказывает курс валют.
По прогнозам Всемирного банка, средняя цена на нефть в 2019 и 2020 годах составит до 67 долларов за баррель.
Цены на горючее в Украине будут зависеть от внешнего рынка и курса доллара.
Национальный банк Украины прогнозирует, что доллар в 2019-м может стоить 29,4 грн.
К тому же, ежемесячно на стоимость топлива влияет и акциз, поскольку он начисляется в евро, то есть, зависит от стабильности гривни.