/http%3A%2F%2Fe-finance.com.ua%2Fimg%2Fnews%252F2019%252F07%252F22%255B215887%255D%2528100x52%2529.jpeg)
Украинский платежный рынок ожидают масштабные перемены
Нацбанк намерен гармонизировать с европейским национальное платежное законодательство в соответствии с требованиями Соглашения об ассоциации с ЕС.
Национальный банк начинает масштабную работу по фундаментальному обновлению системы законодательного регулирования украинского рынка платежей и перевода средств.
Регулятор намерен гармонизировать с европейским национальное платежное законодательство в соответствии с требованиями Соглашения об ассоциации с ЕС.
Об этом сообщили в пресс-службе Нацбанка.
В частности, речь идет о старте процесса имплементации норм европейской директивы PSD2 (относительно Open Banking) в национальном законодательстве, что усилит конкуренцию на финансовом рынке и будет способствовать инновационному развитию отечественного платежного рынка.
Работа будет проходить с привлечением внешней юридической экспертизы по технической поддержке иностранных доноров.
В частности, Национальный банк планирует:.
● ввести ряд новых платежных услуг (финансовых и нефинансовых).
Вместо одной услуги по перечислению денежных средств, что существует сегодня, появится восемь новых, в том числе шесть финансовых (внесение средств на платежный счет, снятие/списание средств с платежного счета, перевод средств с платежного счета, перевод средств с платежного счета за счет кредита, эмиссия/эквайринг, денежные переводы) и две нефинансовые (услуга инициирования платежа и услуга предоставления консолидированной информации по платежному счету);.
●трансформировать субъектов перевода средств и изменить роли платежных систем, в частности отменить необходимость создания или членства в платежной системе для оказания платежных услуг (услуг по переводу денежных средств).
Кроме поставщиков платежных услуг, на рынке должны появиться новые поставщики информационных услуг — инициирование платежа (PISP) и предоставление консолидированной информации по платежным счетам (AISP);.
● категоризировать поставщиков платежных услуг — в частности, платежные услуги смогут предоставлять банки, платежные учреждения, учреждения электронных денег, почтовые операторы, государственные учреждения и тому подобное.
Также появятся поставщики ограниченных платежных услуг, например, телеком и интернет-операторы, социальные проекты, другое;.
● ввести открытый банкинг (безопасный онлайн-доступ к средствам и данным на клиентских счетах для отдельных категорий поставщиков, предоставляющих услуги инициирования платежа и предоставление консолидированной информации по счетам);.
● создать новые правила лицензирования и регистрации небанковских учреждений, которые будут предоставлять платежные услуги, а также надзора за ними.
Так, речь идет об отмене необходимости предварительного приобретения статуса финучреждения перед обращением в НБУ для получения лицензии: статус финучреждения будет предоставляться одновременно с выдачей лицензии.
Лицензия на предоставление платежных услуг будет выдаваться в электронной форме, также в электронной форме будет происходить отчетность и взаимодействие между участниками рынка.
Регистрация будет осуществляться через включение информации в единый реестр поставщиков платежных услуг и услуг платежной инфраструктуры;.
● создать новое регулирование в сегменте электронных денег относительно субъектности их эмитентов и обеспечения операций их обращения, а также предоставления права небанковским финансовым учреждениям на эмиссию и эквайринг платежных карточек, выпуск электронных денег, открытие платежных счетов (для целей платежей и расчетов);.
●внедрить платежные счета вместе с процедурой обеспечения средств пользователей платежных услуг на таких счетах, а также усиление требований к защите платежных услуг, в частности установление требований по усиленной клиентской аутентификации и безопасного удаленного взаимодействия;.
●повысить защиту прав пользователей платежных услуг через установление четких требований к поставщикам относительно их обязанностей, введение лимитов ответственности по неавторизованным операциям и прочее;.
●определить роль НБУ как регулятора рынка платежных услуг, наделенного правом контролировать предоставление платежных услуг, организовывать работу с обращениями пользователей услуг, а также правом осуществлять регулирование уровня ставки межбанковской комиссии за карточными платежными операциями и тому подобное).