Одним из финальных аккордов VIII созыва Верховной Рады стал Избирательный кодекс.
Народные депутаты работали над ним пять лет и приняли документ в предпоследний день свой каденции.
"Сегодня" проанализировали документ.
Избирательный кодекс.
В первом чтении кодекс приняли еще осенью 2017-го.
За два года нардепы наработали 4568 правок, которые рассматривали больше месяца.
В четверг, 11 июля, парламент принял закон, хотя и не с первого раза — спикеру ВР Андрею Парубию пришлось ставить его на голосование 17 раз! Если президент подпишет документ новые правила заработают с 1 декабря 2023 года.
Основные новшества кодекса — отказ от мажоритарки и открытые партийные списки.
Предполагается, что в Украине будет 27 избирательных округов и партии будут подавать два типа списков — единый в общегосударственном округе и еще 27 региональных.
В бюллетене останется две графы: в первую нужно будет записать номер партии, а во вторую — номер кандидата от нее.
После Центризбирком по специальной формуле распределит мандаты.
Сначала чиновники посчитают, какие партии преодолели барьер в 5% , и вычислят "цену" одного депутатского кресла.
Для этого они поделят количество голосов всех "проходных" партий на 450 депутатов.
Если опираться на данные прошлых выборов в ВР, то "цена" мандата составляет чуть больше 25 тыс.
По этой цифре ЦИК определит, сколько кандидатов из региональных списков станут нардепами — комиссия поделит общее количество голосов, поданных за партию в округе на "цену".
Например, если партия получила 200 тыс.
голосов, то в округе она может рассчитывать на 8 мандатов.
Победитель внутри регионального списка будет определяться только количеством голосов, и даже если кандидат был под номером 15, но набрал больше всех, то именно он попадет в парламент.
Эти правила будут действовать не только на выборах в парламент, но и на выборах депутатов ВР Крыма, областных советов и горсоветов городов, где число избирателей превышает 90 тыс.
Правда, любые выборы до 2023 года будут проходить по смешанной системе с мажоритарными округами.
Будущее закона.
Впрочем, закон еще должен подписать президент.
При этом его представитель в ВР Руслан Стефанчук отметил, что документ нужно тщательно изучить, и обратил внимание на количество голосований, которое он назвал нарушением регламента.
Политолог Игорь Петренко, в свою очередь, сомневается, что закон подпишут в нынешней редакции.
"На мой взгляд, у команды президента действительно есть основания прибегнуть к своему праву вето.
При этом, я думаю, у него могут сослаться и на факты неперсонального голосования, и на нарушение регламента при количестве голосований.
С другой стороны, даже если на Кодекс не наложат вето, то, скорее всего, будет идти речь о внесении в него изменений, и нас ждет еще одна волна работы над этим документом.
Это будет касаться и политической рекламы и ответственности партий.
Я думаю, что в том виде, в котором его принял парламент, он не заработает", — резюмирует он.
Ответственность избирателя.
Один из соавторов кодекса нардеп Леонид Емец отмечает — кодекс предполагает не только технические новшества непосредственно на выборах, но и глубинные изменения в отношениях "избиратель — власть":.
"К примеру, избиратель должен знать кандидата.
Не будет ситуаций, когда человек получит название партии или партийного лидера, а в нагрузку — группу людей, которые на самом деле абсолютно неважны для него, поскольку он не влияет, будут они депутатами или нет.
Избиратель должен поддержать того, кому он доверяет.
А чтобы довериться, нужно человека знать.
Человек будет понимать, что он выбрал этих людей.
И если он выбрал идиотов, то он сам будет в этом виноват, будет понимать это и, надеюсь, сделает выводы на будущее".