Фильм «Захар Бекут», снятый по одноименному роману Ивана Франко, не является первой экранизацией – задолго до Ахтема Сеитаблаева, эту историю уже экранизировали.
В 1971 году Леонид Осыка уже снимал киноэпопею, но она, конечно, была гораздо менее дорогой и менее раскрученной.
Да и на премьере, честно говоря, никто на мечах не дрался.
В нашем отчете мы рассказываем, как прошла презентация фильма, чем удивляли зрителей и говорим о главном – чем запомнился и удивил, а также – чем разочаровал рекордный фильм Ахтема Сеитаблаева.
Как прошла презентация фильма «Захар Беркут»: кони, люди и мечи.
Это и символично, ведь события в фильме разворачиваются не так уж и далекие от Киевской Руси, хоть и на несколько веков позднее.
Уже в шесть вечера на площади у кинотеатра было, как у классика: «смешались в кучу кони, люди».
Однако, в данном контексте это положительный отзыв, нежели отрицательный.
Прессу, актеров и гостей допремьерного показа встречали не только все, жаждущие посмотреть исторический фильм, но и..
кони, в прямом смысле этого слова.
Ахтем Сеитаблаев и съемочная группа приняли решение – эпическому фильму необходима масштабная и эпическая презентация.
Именно так и получилось.
Для зрелищности на площади у кинотеатра выставили переодетых в костюмы тех времен, о которых идет речь в фильме, каскадеров на лошадях.
Перед зрителями развернулся настоящий конный театр – актеры показали эпизод битвы, коих много было в картине, но решили передать это в реальности.
Яркую битву на лошадях разбавляли также фаер-шоу.
Сделано это было для зрелищности презентации, но команда фильма показала зрителям и некий анонс, обратив внимание на самые сильные и самые важные части картины.
На презентацию фильма прибыл режиссер картины Ахтем Сеитаблаев, а также второй режиссер Джон Винн, а также ряд актеров из фильма.
Пришли на презентацию и сценарист Ярослав Войцешек, актеры Олег Волощенко, Андрей Исаенко, Алина Коваленко.
Все они отметили, что получили невероятный опыт и удовольствие от участия в такой картине.
Конечно же, такую яркую премьеру не мог проигнорировать и экс-министр культуры Украины Евгений Нищук, который сообщил следующее:.
«Я несколько раз был на съемочной площадке, и безусловно, это новый качественный шаг украинского кино в копродукции с мировым кино, в сотрудничестве с ведущими кинематографистами Голливуда.
Тут хорошее соединение, с одной стороны, украинской темы, украинского автора, но вместе с тем – темы, которая всегда будет актуальной в любой стране мира.
Это борьба за свою свободу» - рассказал о своих впечатлениях Нищук.
Практически все актеры, снимавшиеся в фильме, а также съемочная группа в один голос утверждают: «Захар Беркут» - это хорошая возможность для Украины заявить о себе на украинском кинопрокате.
И раз уж мы об этом упомянули, пришла пора разобраться, чем «Захар Беркут» хорош и почему он станет поворотной точкой в истории кинематографа Украины.
Блокбастер «по-голливудски», актерская игра и Карпаты: о плюсах «Захара Беркута».
Дело даже не в самой истории, заимствованной у Ивана Франко (ведь ее знает каждый школьник).
Дело в профессиональном подходе к съемкам и внимания к деталям.
Самый главный плюс фильма – это его антураж, декорации и художественные приемы.
Сейчас мы говорим не о технических моментах, а о том, что позволило зрителю окунуться в мир тухольцев – жителей крошечного, затерянного в Карпатах, села.
А это, прежде всего, костюмы, выполненные с полной исторической достоверностью.
Углубляясь в детали подготовки фильма, можно узнать, что художником по костюмам выступила Антонина Белинская, чей вкус и внимание к каждому образу зрители могли сполна оценить в сериале «Крепостная».
К фильму «Захар Беркут» Антонина, как стало известно, отнеслась не менее ответственно – несколько месяцев художник по костюмам вместе со своей командой изучала природу Карпат и историю, узнавая – из каких материалов тогда можно было сшить одежду и какие украшения носили тухли.
Что ж, отдавая дань ее кропотливому труду, стоит отметить – у нее все получилось по высшему разряду.
Ведь костюмов пришлось сшить тысячу, и у каждого из них была своя изюминка – полушубок, тулуп, рваный рукав и прочее.
Работа Антонины была вознаграждена, ведь во время презентации каждый желающий мог посмотреть выставку костюмов, которые носили главные герои в фильме.
«Антонина несколько месяцев путешествовала в Карпатах и все изучала.
Например, из каких материалов возможно было в те времена изготавливать одежду.
Что могли носить на себе мужчины, которые шли на охоту или защищать своих родных» - рассказал об ее работе Ахтем Сеитаблаев на презентации фильма во Львове.
Создатели села также постарались на славу, ведь в кадре, где Мирослава совершает побег из деревни, разрезая одну из «стен» лагеря, актриса Поппи Дрейтон резала ткань по-настоящему.
Ткани, деревянные повозки и скамейки, украшения и самое главное – пейзажи, ведь павильонных съемок практически не было.
В разных сценах видно озеро Синевир, являющее природным памятником Карпат, а также горные хребты с языческими идолами, многие из которых были воссозданы съемочной группой в точности с историей.
Ряд художественных приемов – панорамная съемка боя, охватывающая весь горный пейзаж, также удачна, поскольку показывает перспективу событий и буйство природы вокруг.
Таким образом зрителю дается возможность глубже погрузиться в атмосферу событий, ведь и монголы, и тухольцы кажутся совсем крошечными.
Художественный прием с уходом жителей села дальше от монголов, также можно назвать удачным – настолько пронизывающей показана сцена прощания с домом.
Ну и конечно, беззащитная девочка с кошечкой, которую в последний момент спасает Максим Беркут.
Подобный прием – с маленькой жизнью, которую спасают ценою больших жертв, уже пользовался Стивен Спилберг в своем фильме «Список Шиндлера», за что получил дополнительную похвалу фильму.
Да и, к слову говоря, не только он.
Ряд «застывших» сцен.
Не секрет, что даже в самой динамичной картине порой не хватает «застывшего» кадра – будь то созерцание природы, флешбэк или драматичная линия.
Это позволяет зрителю не только отдохнуть от боев, но и самое главное – глубже воспринять драматургию персонажей.
«Застывшие» сцены в фильме Сеитаблаева есть и одной из самых трогательных является сцена смерти брата Максима Беркута (мы и не спойлерим, как может подумать наш дорогой читатель, ибо истории о Беркутах более 100 лет).
«Застывшей» можно назвать сцену погони монгол за сбежавшими тухольцами и пронзительному взгляду Мирославы к своему отцу – предателю Тугару Волку.
Эти несколько секунд боли затмевают боль от ранений, крови и смерти, которых в фильме много.
«Застывшие» сцены похорон, «игры» с монголом, стреляющим по связанным людям и еще несколько добавляют фильму очков, поскольку хотя бы на минуту прекращают жестокую «резню» и демонстрируют наглядно – для чего все это и зачем.
Режиссерская и съемочная подготовка фильма – это отдельный плюс и даже «плюсище», ведь таким уровнем работы могут похвастаться лишь немногие украинские картины.
Фильм изначально снимался на английском языке, а к работе над исторической драмой пригласили известных актеров – Роберта Патрика, Томми Фленагана и молодого Алекса Макниколла, который сыграл главную роль.
Патрик и Фленаган уже давно стали «лицами» экшенов – «Терминатора» и «Храброго сердца», поэтому как никто другой они знали, как раскрыть персонажей в новой исторической драме.
Тем более, что иностранные актеры подошли к фильму со всей душой – Сеитаблаев отметил, что каждый из них прочитал книгу Ивана Франко от корки до корки.
Над фильмом работала интернациональная бригада – с Ахтемом Сеитаблаевым фильм снимал американский режиссер Джон Винн и такая коллаборация фильму пошла на пользу.
Оригинальный язык фильма – английский, для чего многим украинским актерам пришлось «подтягивать» уровень иностранного.
Однако, для украинского проката героев переозвучили на украинский.
А вот за границу фильм поедет «в оригинале».
Тем более, что еще до начала проката съемочная группа продала фильм в Испанию, США, Италию и другие страны.
ua в Telegram.