Протесты малого бизнеса после принятия в парламенте законопроектов 1053-1 и 1073 вынуждают главу государства пытаться подсластить горькую пилюлю сладкими обещаниями.
Однако противники законодательных инициатив пока не готовы принимать послабления от власти.
Камни преткновения.
Почти месяц назад, 20 сентября, депутаты приняли законы, которые обязывают ФОПы второй-четвертой категорий переходить на кассовые аппараты (РРО — регистраторы расчетных операций).
Несмотря на то, что бизнесу разрешат заменять их электронными чеками со смартфона, это вызвало волну протестов.
Автор этих документов, глава профильного парламентского комитета Даниил Гетманцев, утверждал, что изменения фактически не затронут малый бизнес, ФОПы говорят об обратном и выходят на протесты.
Возникновение протестных настроений на Банковой списывают на плохую информированность предпринимателей.
Как объяснила заместитель руководителя Офиса президента Юлия Ковалив, законы направлены не против физических лиц-предпринимателей, а против крупного бизнеса, который оформляет свою деятельность как группу ФОП, тем самым уменьшая объем уплаты налогов.
По ее словам, предпринимателей пугают необходимостью приобретения кассовых аппаратов за бешеные деньги, хотя на самом деле такого обязательства нет - достаточно будет скачать себе в телефон бесплатное приложение, которое предоставит Государственная фискальная служба (ГФС).
Заместитель руководителя Офиса Президента объяснила, что электронные чеки для ФОП вводятся только с 2021 года.
"Поэтому те, кто пугают малых предпринимателей штрафами за невыдачу электронного чека уже с нового года, просто вводят людей в заблуждение или откровенно манипулируют", – выразила позицию Банковой Юлия Ковалив.
В свою очередь, предприниматели говорят, что налоговую "тень" законопроекты не уберут, зато усилят давление налоговиков, увеличат риски коррупции и приведут к росту цен.
Общие затраты малого бизнеса на администрирование процессов применения регистраторов расчетных операций (РРО) составят 22,35 млрд грн.
Такие данные привела Государственная регуляторная служба (ГРС).
Интересно, что вскоре после этого главу этого ведомства Ксению Ляпину освободили от занимаемой должности.
Она объяснила свое увольнение тем, что ГРС выступала против налоговых изменений, инициированных правительством.
Неудавшаяся встреча.
Представители бизнеса в понедельник попытались встретиться с президентом, чтобы донести до него свои требования.
Но вместо него на встречу пришла все та же Юлия Ковалив.
В ее задачу входило подсластить горькую пилюлю.
Она передала такие компромиссные предложения - ввести мораторий на проверки ФОП на два года для всех категорий, кроме "рисковых".
Так же ГФС должна будет предоставить уже с 1 января 2020 приложение для электронных чеков для бесплатного тестирования всем желающим.
По словам представителей офиса Зеленского, это необходимо для того, чтобы предприниматели успели приспособиться к изменениям в законодательстве.
Президент также выступил за то, чтобы в течение первого года действия закона ответственность за неправильное ведение отчетов была смягчена.
Однако конструктивного диалога с бизнесом не получилось.
По итогам переговоров представители предпринимателей выразили Юлии Ковалив недоверие и требуют новой встречи с главой государства.
По словам главы Союза защиты предпринимателей Сергея Доротича, по результатам встречи в Офисе президента на Банковой был опубликован пресс-релиз, который не соответствует действительности.
- В указанном пресс-релизе было заявлено, что с протестующими предпринимателями были проведены консультации, но на самом деле это не так, - заявил Доротич.
По его словам, аргументы протестующих в виде таблиц, расчетов и официальных писем не принимались во внимание.
- Несмотря на заявления госпожи Ковалив, мы утверждаем и есть доказательства того, что упомянутые законы направлены против физических лиц-предпринимателей, а не против схем большого бизнеса, который минимизирует свои расходы благодаря использованию упрощенной системы налогообложения, - говорит Доротич.
– Для предпринимателей стоимость кассового аппарата не принципиальна, потому что принципиальными остаются налоговая отчетность и первичная документация.
Поэтому мы говорим о том, что для ФОПов на упрощенке фактически изменяются условия ведения бизнеса.
Так, вводятся дополнительная отчетность, учет, программирование РРО и т.
Переговорная группа не просила у главы государства ввести мораторий на проверки ФОПов на два года.
Мы требовали встречи с президентом и вето на законопроекты 1053-1, 1073.
В итоге протестующие пообещали вернуться на Банковую уже в пятницу, 18 октября.
Дата выбрана не случайно – 19 октября истекает срок, когда президент должен будет определиться: подписать принятые законы или ветировать их.
Три варианта развития событий.
После того, как стало понятно, что попытка смягчить требования протестующих не прошла, у Владимира Зеленского есть несколько вариантов для дальнейших маневров.
Можно подписать документы и объявить всех протестующих представителями крупного бизнеса, который и проплатил все эти акции протеста.
При этом Офис президента может говорить, что пошел на уступки ФОПам и ввел мораторий на проверки.
Риски этого варианта понятны – в ответ можно получить новые акции протеста, которые с удовольствием подхватят политические оппоненты нынешней власти.
И все это на фоне начавшегося снижения рейтинга.
Вариант второй – ветировать документы.
При этом у президента есть шанс "сохранить лицо", не показывая признаков испуга.
Например, попросить доработать законопроекты, заявив протестующим, что это был "косяк" исполнителей.
Ведь документы разрабатывал не лично Офис президента, а депутаты от его партии.
В общем, эдакий вариант изобразить доброго царя, которого подставляют бестолковые и нерадивые бояре.
Тем более, что подходящие варианты для сохранения лица подсказывают даже политические оппоненты.
Например, депутат от БПП Нина Южанина говорит, что налоговая служба сейчас не готова обрабатывать такое количество расчетных операций, которые повлечет вступление законопроектов в силу.
Можно сослаться на этот аргумент и попросить доработать законопроект.
А потом, например, попробовать провести его пакетом с законопроектом по "закручиванию гаек" для крупного бизнеса.
Тогда у мелкого бизнеса не останется ключевого аргумента: "Почему начинают с нас, а не с олигархов".
Есть и третий вариант.
Не делать ничего.
Его использовал Петр Порошенко, который не подписывал законопроекты, но и не возвращал его в парламент.
Самый показательный случай был во время национализации Приват.
Чтобы успокоить население, президент внес законопроект №5553, который предусматривал 100% гарантии вкладчикам государственных банков.
Депутаты проголосовали за него, но Порошенко до конца своего срока так и не подписал документ.
Скорее всего, под давлением внешних кредиторов.
И это был не единичный случай.
Во время своей каденции Петр Порошенко держал под сукном некоторые законопроекты по 2-3 месяца.
И за нарушение этих норм бывшему главе государства особых претензий никто не высказал.
Правда, если Зеленский пойдет по стопам Порошенко, то оппоненты получат новые поводы для критики.
Законы против ФОПов.
Что будет с Новой Почтой и Розеткой.
На этой неделе парламент отказался отменять принятые законопроекты 1053-1 и 1073.