Причиной повышения торговых наценок легальными операторами АЗС стала масштабная деятельность нелегального сегмента рынка, доля которого в зависимости от региона составляет от 20 до 50%.
Об этом говорится в сообщении Нефтегазовой ассоциации Украины (НАУ), сообщает .
«По оценкам экспертов, совокупная прибыль нелегальных заправок в год составляет около $100 млн, а ежегодные потери государства из-за неуплаты ими налогов составляют 10 млрд грн.
Такого масштаба нелегального рынка топлива нет ни в одной стране ЕС, ни у ближайших наших соседей», - говорится в сообщении.
В НАУ отмечают, что нелегалы искажают добросовестную конкуренцию на рынке нефтепродуктов, в связи с чем, легальный бизнес прекратил свое развитие и находится в состоянии стагнации.
«Антимонопольный комитет «в упор не видит» нелегальный сегмент розничного рынка топлива.
Этот фактор имеет существенное влияние на ценообразование в рознице», - отметили в НАУ.
Также, по мнению представителей профильной ассоциации, рынок бензинов сужается из-за существенного перетекания в рынок сжиженного газа, на котором тоже функционирует большое количество нелегалов.
«Стоит обратить внимание на то, что по сравнению с 2013 годом легальный рынок реализации топлива физическим лицам сократился более чем вдвое, и все это на фоне существенно растущих расходов на персонал и коммунальные услуги.
В связи с этим операторам, которые работают в легальном поле, приходится поднимать маржу для покрытия инвестиционных и других затрат», - говорится в заявлении НАУ.
Также представители НАУ отреагировали на заявление министра развития экономики, торговли и сельского хозяйства Тимофея Милованова о том, что маржа розничных операторов на бензин марки А-95 выросла за год с 8% до 21%, а среднерыночная стоимость бензина А-95 составляет 29,99 грн/л.
«По данным НАУ, на сегодняшний день среднерыночная цена 1 литра бензина составляет 28 грн/л, а с учетом клиентских программ лояльность на АЗС - 27 грн/л», - прокомментировали в НАУ, добавив, что в течение недели цены на АЗС стабильно снижаются.
«За шесть дней цены на бензины и ДТ в розничных сетях опустились как минимум на 80 коп./л», - добавили в ассоциации.
В связи со сложившейся ситуацией НАУ обратилась в Министерство развития экономики, Министерство энергетики и защиты окружающей среды, Государственную налоговую службу и областные государственные администрации с просьбой инициировать проверки мест розничной торговли топливом на предмет наличия лицензий и регистрации таких мест в качестве акцизных складов в СЭАРТ, с дальнейшим применением законных санкций к объектам, которые все еще работают с признаками нарушения действующего законодательства Украины.