Последний активно ищет свое место в быстро меняющихся украинских раскладах.
И, судя по всему, он имеет все шансы на триумфальное возвращение.
В ноябре-декабре 2019 года Степан Черновецкий фигурировал в одном из самых громких скандалов ушедшего года – истории вокруг компании "Укрбуд", которая, ни много ни мало, грозила кризисом всему столичному рынку недвижимости и появлением новой армии обманутых дольщиков.
Напомним, в начале декабря стало известно о том, что проблемными стройками "Укрбуда" может заняться Степан Черновецкий.
Незадолго до этого появляется сообщение о прекращении уголовного преследования Черновецкого-младшего в Испании, где тот еще в 2016-м.
был обвинен по тяжкой статье "отмывание денег".
Тогда же бизнесмен, президент KAN Development и бывший первый заместитель мэра Виталия Кличко Игорь Никонов признал, что инвестором одного из самых крупных ЖК украинской столицы "Комфорт таун" был не он сам, как утверждалось ранее, но также Степан Черновецкий.
Цепочка этих событий создает устойчивое впечатление, что сына бывшего мэра Киева, который сейчас является лицом семейного бизнеса в Украине при фактически невъездном главе семейства, ускоренно "обеляют" и "выводят в люди" под какой-то большой проект.
Этим проектом, вероятно, должен был стать "Укрбуд".
События вокруг компании, имеющей в активе полсотни недостроенных объектов, развивались еще до того, как стало известно, что спасать ее "назначили" муниципальный "Киевгорстрой".
Банкротство "Укрбуда" грозило еще больше подорвать нестабильный рейтинга Владимира Зеленского, а значит, дерибан компании под аккомпанемент акций протеста 13 тысяч семей обманутых дольщиков был слишком рискованным.
В конце концов, от схемы решено было отказаться.
Отложенные выборы мэра Киева и прекращение попыток Офиса президента сместить с должности Виталия Кличко стали хорошим подспорьем для такого компромисса.
Несмотря на то, что в этот раз для Черновецкого не сошлись звезды, сама засветка Черновецкого-младшего в столь резонансном проекте, как "Укрбуд", уже говорит о многом.
Оказалось, что семья подзабытого киевского градоначальника обладает достаточным финансовым и административным ресурсом для возвращения в украинский бизнес, а, возможно, и в большую политику.
Черновецкий Степан Леонидович.
Как улетал "Леня-космос".
Леонид Черновецкий покинул Украину в 2011 году еще в статусе мэра Киева.
В ноябре 2010 года экс-президент Виктор Янукович назначил главой Киевской городской госадминистрации Александра Попова, уволив с этой должности Черновецкого, который до того совмещал оба поста: избираемый пост мэра и назначаемый – главы КГГА.
Причем именно последний давала Черновецкому реальный ресурс по управлению городом – возможность распоряжаться землей и городским бюджетом.
Лишившись этой должности, Черновецкий фактически самоустранился от исполнения обязанностей мэра и вскоре подался в эмиграцию.
В апреле 2011 года прокуратура возбудила уголовное дело против Вячеслава Супруненко, бывшего зятя Леонида Черновецкого, сам мэр мог пойти "паровозом" за своим зятем.
Несмотря на то, что токсичный актив в лице Супруненко отрезали – в марте-апреле 2011 года Кристина Черновецкая развелась с ним уехала в Москву – Черновецкий де-факто стал невъездным в Украину.
Чуть позже стало известно о повторном замужестве дочери – на этот раз выбор пал на московского бизнесменов с украинскими корнями Сергея Янчукова.
Но о нем чуть позже, а пока вернемся к главе семейства.
Вячеслав Супруненко.
Вскоре выяснилось, что Леонид Черновецкий осел в Грузии, где развил краткосрочную политическую активность.
В 2016 году он баллотировался в грузинский парламент от Кобулетского района, но потерпел неудачу.
Выбор Грузии и Кобулети не был случайным.
С конца 2000-х.
у Леонида Черновецкого сложились теплые отношения с Михаилом Саакашвили.
Их знакомству могла способствовать первая жена Черновецкого Алина Айвазова, уроженка Тбилиси из известной грузинско-армянской семьи.
А Кобулети – одно из детищ Михаила Саакашвили, который планировал обустроить здесь грузинскую туристическую Мекку с льготным налоговым режимом.
Впрочем, дела у Черновецкого в Грузии не пошли.
Новая грузинская власть некоторое время присматривалась к украинскому другу Саакашвили, тем более что тот обзавелся грузинским паспортом, но после того, как Черновецкий решил поиграть в политику, выдавила того из страны.
Новым пристанищем "Лени космоса" с лета 2017 года стал Израиль, который, как известно, своих граждан не выдает.
Шанс на возвращение.
В событиях конца 2013-го.
– начала 2014 годов Леонид Черновецкий увидел шанс на возвращение.
Виктор Янукович, при котором скандальны мэр был изгнан из Украины, сам бежал из страны в результате победы Революции достоинства.
22 февраля 2014-го., уже на исходе кровавого противостояния на центральных улицах Киева, Черновецкий сделал свою первую ставку.
Он заявил о выделении 10 млн.
семьям погибших, включавших как "майдановцев", так и стоявших по другую сторону баррикад правоохранителей.
Впрочем, спустя несколько месяцев, осознав, сколь радикально перевернулась ситуация в стране, Черновецкий уже не делал реверансов "беркутовцам" Януковича.
А связанный с Черновецким благотворительный фонд "Социальная справедливость" начал выделять деньги на помощь АТО и раненным украинским бойцам.
Правильное с точки зрения новых властей поведение Черновецкого, как минимум, обеспечило неприкосновенность ряда его проектов, в частности, возведение ЖК "Комфорт таун" - мини-города на левом берегу Киева.
Проект запустили еще в 2010 году под брендом KAN Development Игоря Никонова.
После Майдана Никонов продолжил вступать партнером в этом проекте сына Черновецкого - Степана.
По протекции Игоря Кононенко, ближайшего соратника Петра Порошенко, Никонов в 2014 году получает высокую должность первого заместителя мэра Кличко.
О лучшей позиции для столичного девелопера трудно и мечтать.
Многоэтапный проект "Комфорт тауна" продолжает реализовываться – его последние очереди вводятся в эксплуатацию и в настоящее время.
Впрочем, с командой Порошенко у Черновецкого сложились сложные отношения.
Черновецкий никогда не говорил о бывшем президенте неуважительно (что позволял себе в отношении многих других публичных персон), но хороших слов тоже было немного.
Этому существует целый ряд причин, но две главные причины именуются Михаил Саакашвили и Юрий Луценко.
"Добровольческая дипломатия" Сергея Янчукова.
Дружба Черновецкого и Саакашвили переросла в нечто большее в мае 2015 года, когда бывший грузинский президент был назначен Порошенко губернатором Одесской области.
Именно в этом назначении "Леня-космос" увидел шанс на свое триумфальное возвращение.
Но одной дружбой сыт не будешь, Черновецкому нужно было доказать своему грузинскому другу свою полезность.
И здесь отцу семейства как нельзя кстати пришлись родственные связи.
Леонид Черновецкий и Михаил Саакашвили.
Новый муж дочери – российский бизнесмен Сергей Янчуков был выходцем из Одессы.
Его отец – Валентин Янчуков некогда работал первым зампредом одесского филиала Нацбанка и был известным в регионе финансистом с широкими связями.
Сам Янчуков-младший начинал свою бизнес активность в 1995 году на одесском рынке "Привоз", где занимался мелкооптовой торговлей водой и продуктами.
Чуть позже, благодаря протекции отца, Янчуков возглавил отдел в новосозданном филиале банка "Аваль" (впоследствии – Райффайзен Аваль), который обслуживал денежные потоки "Укрпочты", пенсионного фонда и других госструктур.
В 1998 году Янчуков переехал в Киев, а с 2006 года находится преимущественно в России, где и получил паспорт с двуглавым орлом.
В 2015 году Сергей Янчуков получил уникальную возможность использовать свои старые контакты и связи в новом проекте под названием "губернаторство Саакашвили".
Связи семьи Янчуковых были необходимы Саакашвили, чтобы быстро разобраться в хитросплетениях одесской политической и около политической тусовки.
Точкой приложения усилий Сергей Янчукова стал, в частности, благотворительный фонд "На благо Одессы", который подпитывали ряд крупных одесских бизнесменов, включая местного застройщика Аднана Кивана, совладельца "Трансинвестсервиса" Олега Кутателадзе, одесских отельеров Александра Грановского и Бориса Кауфмана и самого Янчукова.
Фонд, изначально создавшийся для помощи АТО предыдущим губернатором Палицей, достался Саакашвили "по наследству" и был превращен в его личный кошелек.
В 2016-2017 годах "На благо Одессы" фигурировал в расследованиях прокуратуры о коррупции на одесской таможне.
Взносы в фонд и структура его затрат, включавших в том числе личные нужды Саакашвили и его людей, были своеобразной платой бизнесменов за услуги "грузинской команды" на таможне в одесских портах.
Система была выстроена по принципу "друзьям все, врагам – закон": компании из "белого списка" проходили досмотр по упрощенный процедуре, остальные – по стандартной.
Платой за услуги были добровольно-принудительные взносы в благотворительный фонд.
Особо приближенные бизнесмены числились в учредителях фонда.
Сергей Янчуков.
Политолог и экономический эксперт Тарас Загородний высказывал версию о том, в чем именно могла состоять роль Янчукова при Саакашвили.
По его мнению, связанный одновременно с российским и украинским истеблишментом Янчуков могут выступать координатором и гарантом прохождения грузов ряда крупных российских компаний через одесские порты и одесскую таможню, обеспечивая тем "зеленый коридор".
Несмотря на кризис украинско-российских отношений российские грузы все еще составляли весомую долю всех транзитных грузов, однако их прохождение через украинскую таможню было сопряжено с высоким риском.
Купировать эти риски и было главной задачей Янчукова.
Однако, фонд "На благо Одессы" был не только про бизнес, но и про политику.
По данным издания "Комсомольская правда в Украине", "На благо Одессы" также привлекался Службой безопасности Украины к проекту "Активисты", в рамках которого организация оказывала поддержка ряду патриотических организаций и их лидерам, в частности, известному экс-руководителю одесского "Правого сектора" Сергею Стерненко.
Таким образом, при помощи своего московского зятя, Леонид Черновецкий наладил плотный контакт с СБУ, пытаясь быть максимально полезным для команды Саакашвили и Порошенко.
Такая работа для Черновецкого была вполне органичной.
Не секрет, что Черновецкого связывают если не дружеские, то приятельские отношения с рядом лидеров националистов.
В частности, с главой организации "Братство" Дмитрием Корчинским (в свое время Леонид Черновецкий помог вытащить из СИЗО членов "Братства", которые организовывали акции против бывшего мэра Киева Александра Омельченко).
Жена Корчинского Оксана, экс-народный депутат от Радикальной партии Олега Ляшко, в свою, очередь координировала работу медицинских служб добровольческих батальонов "Азов" и "Шахтерск" во время конфликта на Донбассе.
Ну чужд семье Черновецкого и "медик Майдана" Ольга Богомолец.
В свое время она была очень дружна с правой рукой киевского градоначальника, эпатажной Ирэной Кильчицкой.
Посредством Кильчицкой Богомолец была вхожа в ближний круг Леонида Черновецкого, хотя и предпочитала об этом особо не распространятся.
В 2014 году Ольга Богомолец предложила создать добровольческий батальон "Искупление" из заключенных тюрем, осужденных за нетяжкие преступления.
Впрочем, созданию такого спецподразделения помешал неопределенный статус таких заключенных, которые, не будучи оправданными получали в руки оружие.
"Черный лебедь" Черновецкого.
Партнерство по линии Кононенко-Никонова и неприкосновенность оставшихся после отъезда активов, помощь СБУ в проекте "Активисты", интегрированность Черновецкого в "патриотическую тусовку" и работа его зятя Янчукова на передовой реформ – в Одесской области под руководство Саакашвили не решали главной задачи – возвращения Черновецкого в Украину.
Работа при помощи "аватаров", коими были ближайшие родственники – сын и зять, не давала нужного эффекта.
Черновецкому не доставало личного участия в делах, а Украине – специфической харизмы бывшего киевского мэра.
Главным препятствием на пути возвращения был Юрий Луценко, назначенный Порошенко генеральным прокурором в мае 2016 года.
Дело в том, что с Луценко у Черновецкого – давняя личная вендетта, тянущаяся еще с 2008 года (Черновецкий и Луценко тогда якобы даже подрались на заседании СНБО из-за некого земельного конфликта).
После поражения Порошенко на выборах в мае 2019-го.
Черновецкий даже пытался через суд запретить выезд Луценко из страны, но тщетно.
Если по президентской вертикали у Черновецкого все было схвачено, то по линии прокуратуры – могли возникнуть проблемы.
Черновецкому фатально не везло.
В ноябре 2016 года Порошенко отправляет Саакашвили в отставку, через несколько месяцев тот переход в открытую оппозицию Порошенко.
Начинается Михо.
Майдан, а вместе с ним идут коту под хвост многомесячные "добровольческие" инвестиции Сергея Янчукова.
Можно обоснованно предположить, что 2017-2018 годы стали для Леонида Михайловича одними из самых тяжелых в его жизни.
В июле 2017-го.
ГПУ объявила бывшему мэра о подозрении в злоупотреблении властью и служебным положением.
Конкретно подозрение касалось выделения Черновецким земли под строительство так называемой "вертолетной площадки Януковича" на Парковой улице в Киеве.
По мнению прокуроров, Черновецкий не только в разы занизил арендную плату за землю, но и способствовал уничтожению архитектурной памятки Киева, чем нанес городу ущерб на 250 млн.
Второй удар прилетел Черновецкому в ноябре 2018 года.
В качестве ответа на украинские санкции Россия инициировала собственные специальные экономические меры против ряда юридических и физических лиц Украины, в том числе – против Леонида и Степана Черновецких.
С точки зрения РФ санкции в отношении Черновецких выглядели вполне логичными, учитывая бэкграунд, включавший взаимодействие с СБУ, рядом активистов, добровольческими батальона и Михаилом Саакашвили, которые не уставал называть себя "главным врагом Путина".
28 апреля 2019 года, спустя неделю после второго тура президентских выборов, на которых победил Владимир Зеленский, российский премьер Дмитрий Медведев своим постановлением исключил отца и сына Черновецких из санкционного списка.
Санкции против семьи мэра отменили, как говорится, без объявления войны.
О причинах этого решения сообщено не было, никаких комментариев не последовало.
Можно предположить, что без влиятельного зятя здесь также не обошлось.
И здесь снова возвращаемся к фигуре Сергея Янчукова.
Основной бизнес Янчукова – добыча редких металлов, в том числе золота.
В одном из проектов Янчуков даже выступал партнером "Ростеха" Сергея Чемезова, входящего в ближний круг президента Путина.
Интересный момент: девелоперский бизнес Сергей Янчуков запустил в 2012 году, меньше, чем через год после женитьбы на Кристине Черновецкой.
В своем интервью, он поясняет, что сподвигло открыть новое для себя направление в бизнесе.
Так вот, одним из факторов, которые способствовали приходу в девелопмент Янчукова называет сформированную команду для старта этого бизнеса, которой располагала его жена.
О том, что это была за команда догадаться не трудно, учитывая, что двумя годами ранее в столице соседнего государства Черновецкими был запущен масштабный девелоперский проект "Комфорт таун".
Парадоксально, но Сергей Янчуков, куда более известный в России, нежели в Украине, играет заметную роль в продвижении интересов семьи Черновецких в двух воюющих государствах.
Вопрос лишь в том, на чьей стороне в действительности играет Сергей Янчуков и как ему удается сочетать свою активность в Украине с успешным российским бизнесом.
Новый поворот.
Победа на выборах Зеленского вновь обнулила для Черновецкого шансы на возвращение.
Обнулила в хорошем смысле, так как его предыдущая активность в этом смысле принесла мало плодов.
Битва за Киев отложена, но не отменена.
В схватке за контроль над столицей уже немало интересантов.
Это и сам мэр Кличко, который сейчас наслаждается временным перемирием с командой Зеленского.
Это окружение Зеленского, которое видит в Киеве мощный финансовый и административный ресурс – присказка "кто контролирует Киев, тот контролирует Украину" все так же актуальна.
Контроль над столицей важен для Офиса президента и с точки зрения купирования регулярных уличных акций националистов.
Не стоит забывать и об интересах группы Игоря Коломойского, который хотел бы поставить на Киев своего человека – гендиректора канала "1 + 1" Александра Ткаченко.
В этом омуте Леонида Черновецкий вполне может сыграть в собственную игру.
Во-первых, у Черновецкого есть деньги.
Масштаб бизнеса его зятя Сергея Янчукова, пусть и немал, но недостаточен как точка приложения огромного капитала семьи.
Один лишь "Правэк-банк" был продан за $750 млн., не считая доходов, которые мог нажить предприимчивый Леонид Михайлович в период своего пребывания на посту мэра.
У самого Сергея Янчукова – нестабильные отношения с российским властями.
В 2009 году СМИ сообщали о его аресте по обвинению в невыплате зарплаты работникам компании "Мангазея".
Рожденные в США дети Кристины Черновецкой и Сергея Янчукова, с точки зрения российских властей, точно не добавляют бизнесмену благонадежности с учетом крайне напряженных отношений Вашингтона и Москвы.
Все это может сподвигнуть пару к перенесению бизнес-активности на "первую Родину", в Украину, в случае возникновения проблем в столь же непредсказуемой России.
И в этом смысле интересы всех членов семьи Черновецких могут совпадать.
Но возвращение возможно только на подготовленный надежный.
Процесс его создания мы может наблюдать здесь и сейчас.