Команда Владимира Зеленского оказалась на развилке: либо несмотря на сопротивление «грантоедов» перезагрузить неэффективные антикоррупционные органы, либо ступить на дорожку, проторенную Петром Порошенко, и тихо ждать появления своего «свинарчука».
Лозунги о борьбе с коррупцией – переходящее знамя каждого нового президента Украины.
Зеленский, который почти всю зиму и часть весны прошлого года клятвенно обещал украинцам побороть в стране мздоимство и темные схемы, сейчас оказался в весьма непростой ситуации.
Прошло уже почти 8 месяцев его президентства, а бороться с коррупцией не получается вовсе.
Дело в том, что созданная при его предшественнике Петре Порошенко система антикоррупционных органов в нынешних реалиях – как чемодан без ручки.
Вроде бы на бумаге все красиво: существует трио – Национальное антикоррупционное бюро (НАБУ), Специализированная антикоррупционная прокуратура (САП) и Национальное агентство по вопросам противодействия коррупции (НАПК) – однако на практике все это не работает.
Эффективность такого рода структур определяется по количеству посадок.
А их не было ни при Порошенко, ни при Зеленском.
Не помогает даже созданный по требованию директора НАБУ Артема Сытника Высший антикоррупционный суд.
При этом коррупция в Украине при Зеленском – цветет и пахнет.
Старые резонансные дела спускаются на тормозах.
Чего только стоит история с «Укроборонпромом», в котором фигурировал близкий соратник и компаньон на тот момент действующего президента Петра Порошенко, первый заместитель секретаря СНБО Олег Гладковский.
Весной прошлого года журналисты опубликовали расследование в отношении Гладковского и его сына Игоря, которое касалось многомиллионных сделок в оборонной отрасли и отмывания денег.
Круг лиц, которые должны были фигурировать в данном деле – намного шире.
Ведь это все не могло проходить без непосредственного начальника Гладковского – секретаря СНБО Александра Турчинова.
Тем не менее, никаких результатов расследование НАБУ не дало, и вряд ли даст….
Что делает команда Зеленского для того, чтобы перезагрузить эту нерабочую антикоррупционную модель? На днях произошли кадровые замены в НАПК.
15 января Кабмин назначил руководителем данного органа Александра Новикова.
Это вызвало положительную реакцию у наших западных союзников.
Поверенная по делам США в Украине Кристина Квин во время заседания правительства после назначения Новикова поприветствовало назначение нового руководителя Национального агентства по вопросам предотвращения коррупции.
По словам дипломата, НАПК имеет большой потенциал.
Оно, в частности, может выступать «узловым центром» в правительстве для продвижения реформы финансирования партий и поддержки антикоррупционных подразделений в министерствах.
«Мы стоим вместе с вами и поддержим вас в этой миссии», - заверила она.
По мнению американской представительницы в Киеве, «украинские антикоррупционные институты, работающие должным образом, будут защищать граждан Украины и укреплять независимость, безопасность и процветание Украины».
При этом Кристина Квин добавила, что ждет, когда НАПК станет «настоящим локомотивом перемен».
Впрочем, есть опасения, что ей придется еще очень долго ждать начала движения этого «локомотива».
Хотя бы по той простой причине, что НАПК является лишь один из винтиков системы.
Без НАБУ и САП данная структура никогда не заработает в полную силу.
По мнению экспертов, без смены руководства данных структур достичь хоть каких-либо результатов не получится.
«Дедлайны, которые давал президент, прошли, а никого нового результата не появилось.
Поэтому не исключаю, что Сытник в 2020 году покинет свою должность.
Возможно для этого, как и для ГБР (Государственное бюро расследований, - Ред) будет принят новый закон, относительно НАБУ, который будет автоматически означать увольнение руководства», - отметил политический эксперт Кирилл Молчанов.
Напомним, в конце декабря Зеленский подписал указ, согласно которому Роман Труба увольняется с должности директора Государственного бюро расследований.
Это стало возможным после того, как Верховная Рада приняла закон о совершенствовании работы ГБР, который предусматривает досрочное прекращение полномочий директора ГБР и его заместителей.
Закон также усилил полномочия директора ГБР и дал разрешение на перевод следователей и прокуроров, которые расследовали дела Майдана, в Бюро без проведения конкурса.
Иными словами, механизм показал свою результативность.
В то же время, Кирилл Молчанов не исключает, что в этом году произойдет полная перезагрузка НАБУ и САП.
«Эти органы не отличаются особой эффективностью, и запрос на посадки не был реализован», - резюмировал эксперт.
Тем более, в случае с директором НАБУ Артемом Сытником искать повод долго не нужно: ему можно вспомнить недавний коррупционный скандал.
В декабре Ровенский апелляционный суд признал борца с коррупционерами… коррупционером.
В отношении Сытника были составлены админпротоколы о его отдыхе в охотничьем хозяйстве в Ровенской области, который оплатили другие люди, а директор НАБУ не указал сумму в декларации.
В целом Сытник не оплатил средства за проживание в ходе своего отдыха на сумму 25 тысяч гривен.
Эта история не может положительно сказаться на репутации НАБУ.
Однако у директора НАБУ, включенного в Единый государственный реестр лиц, совершивших коррупционные или связанные с коррупцией нарушения, вдруг нашлись влиятельные защитники среди «слуг», и сейчас они активно пытаются вывести Артема Сытника из-под удара.
Буквально сразу после нового года, 3 января, в Верховной Раде был зарегистрирован законопроект №2174 «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины относительно усиления борьбы с коррупцией» под авторством нардепов из пропрезидентской фракции Александра Корниенко, Роксоланы Пидласой и Анастасии Красносельской, а также представителя «Голоса» Ярослава Юрчишина и члена фракции «Европейская солидарность» Виктории Сюмар.
По сути, данный документ делает все, чтобы окончательно заблокировать вероятность увольнения директора НАБУ, которого, напомним, согласно нынешнему законодательству, можно уволить лишь по результатам аудита.
Впрочем, процедура аудита – весьма непроста, и ее не удалось организовать ни во время президентства Петра Порошенко, ни в ходе работы Зеленского.
Сейчас же в случае принятия данного законопроекта, провести аудит становиться вовсе невозможно.
При этом НАБУ получает дополнительные функции – вводится уголовная разведка в структуру бюро, увеличивается кадровый состав и т.
Пикантная подробность – практически все авторы данного законопроекта в прошлом так или иначе были связаны с «грантовыми» организациями.
Красносельская до своего депутатства трудилась в «Центре противодействия коррупции» у главного «адвоката» Сытника, профессионального активиста Виталия Шабунина.
С грантовскими структурами была связана Роксолана Пидласа и Виктория Сюмар.
А Юрчишин возглавлял Transperancy International – одну из самых известных «грантоедских» структур в Украине.
В этой истории весьма показательно, что одним из защитников Сытника оказался Александр Корниенко, который, напомним, является главой партии «Слуга народа».
И, судя по всему, будет блокировать любые попытки очистить антикоррупционные органы от нынешнего руководства.
Чем это опасно для Зеленского? У него медленно, но уверенно закрывается окно возможностей – срок, когда он может кардинально что-то поменять благодаря общественной поддержке.
А без кадровых решений – а значит, без реальных результатов на антикоррупционном фронте – 2020 год может стать началом конца для Зеленского как всенародного президента.
А дальше ждет проторенный путь всех наших президентов – либо «по пенькам» от Януковича, либо сценарий от Порошенко, которого политически уничтожили, ударив по его ближайшему окружению.
Свои мини-«мальдивы» у Зеленского уже есть, а там и свой «свинарчук» найдется….