/https%3A%2F%2Fs3.eu-central-1.amazonaws.com%2Fmedia.my.ua%2Ffeed%2F4%2F18095af41ff01db3a5d3385b47c6a650.jpg)
МОН начало распределять финансирование вузов по новому принципу
Министерство образования и науки теперь будет распределять финансирование между учреждениями высшего образования на основе деятельности университетов, а не по количеству студентов, как было ранее, сообщила в Facebook глава ведомства Анна Новосад.
По ее словам, новый подход к распределению средств заработал с 1 января 2020 года.
"Больше финансирования получили университеты с лучшими результатами деятельности.
Дополнительно мы поддерживаем университеты в регионах, чтобы развивать высшее образование не только в крупных городах", - сказала министр.
Новосад отметила, что при расчете учитывались следующие факторы:.
- позиции в международных рейтингах;.
- объем средств на исследования, привлеченные от бизнеса или международных грантов;.
- региональный коэффициент;.
- масштаб университета;.
- контингент (фактическое количество студентов-бюджетников).
По словам министра 94 вуза в этом году получат 100-120% от своего бюджета 2019 года.
При этом финансирование 17 украинских университетов увеличат на 15 млн грн.
и больше.
"В 2021 добавим показатель трудоустройства выпускников, которые МОН будет отслеживать через онлайн-систему.
А также с 2021 под действие формулы будут подпадать университеты Минздрава и Минкульта.
Вес контингента будет в дальнейшем уменьшаться и увеличиваться роль других показателей", - отметила Новосад.
Такое распределение средств должно обеспечить повышение качества высшего образования и уход от количественного подхода, когда основным фактором финансирования было количество студентов в университете, которые учились на бюджетных местах.
"Получив больше денег, университеты могут вложить их в повышение мотивации преподавателей и улучшение качества образования.
А у тех, что получили меньше, есть время и возможность улучшить свои показатели.
Или не улучшить и быстро перестать получать государственное финансирование.
Каждый показатель – это стимул к определенному поведению заведений.
Одним из таких является экономический стимул к объединению университетов с более эффективным управлением ресурсами", - отметила Новосад.
Министерство образования и науки Украины.
Как отметила Инна Совсун в своей статье для ZN.
UA, вопрос финансирования образования в целом был проблемным на протяжении всего периода независимости Украины.
При этом самой большой бедой финансирования высшего образования автор называет распыление средств и структуру университетских бюджетов и способ, которым определяется количество денег для каждого заведения.
С началом экономического кризиса 1990-х университеты могли выжить только в результате увеличения количества студентов.
Для этого они открывали набор на популярные специальности, даже если не имели квалифицированных преподавателей и оборудования; снижали требования к поступающим, а также не отчисляли студентов за неудовлетворительные учебные результаты.
Следствием стала ошибочная мотивация для университетов — они все больше ориентировались на простое увеличение количества студентов, при этом снижая требования к уровню их подготовки.
Подробнее читайте в статье автора "Формула успеха: новый подход к финансированию университетов?" для еженедельника "Зеркало недели.