/https%3A%2F%2Fki.ill.in.ua%2Fm%2F150x150%2F24475280.jpg)
"Капитал": Замминистра Форсюк протянула новые правила для дорожного строительства стоимостью 6 млрд
Заместитель министра инфраструктуры Наталья Форсюк пролоббировала в Кабмине схему, согласно которой подрядчики дорожного строительства должны будут заплатить в течение года около 6 млрд.
"независимым" инженерам-консультантам.
Однако фактически это будут деньги налогоплательщиков, поскольку подрядчики заложат эти суммы в стоимость строительства.
Об этом говорится в материале издания "Капитал".
По данным СМИ, новая схема появилась в постановлении Кабмина "О реализации экспериментального проекта по проведению капитального ремонта автомобильных дорог общего пользования".
Чтобы получить возможность начинать строить дорогу без разрешения Госархстройинспекции, подрядчик должен, во-первых, застраховать работы, а во-вторых, привлечь к проверке качества "независимого" инженера-консультанта.
"Именно этот консультант и обойдется заказчику в 5% от стоимости строительства — это расчеты одной из профильных ассоциаций.
Всего в 2020 году на дороги выделили около 112 млрд.
грн., консультанты могут получить из них 6 млрд.
Если за ближайшие 5 лет на дороги будет потрачено, как и планировалось, 500 млрд.
грн., оценка рынка консультантов вырастает до космических 27,5 млрд.
грн.", — говорится в материале.
"Новой процедурой предлагается привлекать инженеров-консультантов, которые хотя и будут постоянно находиться на площадке и следить за каждым шагом исполнителя — не будут нести никакой ответственности за свои выводы / действия на площадке", — сказано в статье.
Но при этом, согласно правительственному постановлению, инженеры-консультанты получат право представлять подрядчика в госорганах, органах контроля, контролировать качество работ и участвовать в контроле ввода в эксплуатацию.
Авторы приводят мнение представителя Международной федерации инженеров-консультантов FIDIC Яны Щигуровой, которая в интервью заявляла о монополизации этой сферы местными консультантами с сомнительной репутацией.
По ее словам, один сертификат инженера-консультанта у монопольной организации стоит около 200 тыс.
"Круг лиц очень ограничен.
Когда существует монополия, она имеет большую коррупционную составляющую и, конечно, ни о какой конкуренции качество/цена даже речи не идет", — добавила она.
До назначения в правительство она трудилась руководителем проекта CoST (Construction Sector Transparency Initiative, инициативы, которая обеспечивает прозрачность в использовании публичных средств при строительстве объектов инфраструктуры).
Одной из ключевых задач проектов CoST как раз и является предоставление услуг инженеров-консультантов при строительстве государственных дорог.
"Очевидно, что такая деятельность заместителя министра должна стать предметом внимания Национального антикоррупционного бюро.
Если же создание такой схемы будет проигнорировано, то встанет прямой вопрос о вовлечении в нее и министра Владислава Криклия, и премьер-министра Алексея Гончарука", — резюмируют журналисты.