Сегодня в Украине де-факто действует президентская система.
В руках Владимира Зеленского сконцентрирована очень большая власть, даже Янукович и Кучма в свое время не имели столько рычагов влияния.
Однако отсутствие опыта и знаний, достаточной политической компетенции, проблемы с кадровыми решениями способствуют тому, что разочарование общества возрастает и возникает феномен анти.
Об этом и многом другом в интервью "Апостроф TV" рассказал политолог, глава Центра прикладных политических исследований "Пента" ВЛАДИМИР ФЕСЕНКО.
- Богдан ушел - Ермак пришел.
Насколько для вас ожидаемой была эта кадровая ротация в Офисе президента?.
- Это достаточно ожидаемая новость.
Хотя, думаю, не меньше месяца Зеленский колебался.
И, возможно, сам Богдан тоже лелеял определенные надежды остаться.
Он почти месяц, по разным официальным и неофициальным данным, отсутствовал в Офисе президента.
Противостояние с Ермаком продолжалось с октября 2019 года.
Оно обострилось в декабре и особенно - в январе.
И Богдан на несколько недель просто исчез.
- А чем вы это объясняете? Тем более, что Богдан был очень близок к президенту и не боялся делать громкие заявления.
- Главная проблема Богдана была в том, что он потерял монополию на Зеленского.
Первые месяцы президентства Владимира Зеленского Богдан контролировал и доступ к президенту, и был наиболее приближенным человеком к нему.
Все мы помним фото, когда он что-то шептал на ушко президенту.
Богдан постоянно сопровождал Зеленского.
Именно близость к президенту, в том числе и в поездках, и при общении с экспертами, стала трамплином для Алексея Гончарука.
Тогда было несколько кандидатур, но Зеленский выбрал человека, близкого к Богдану, которого хорошо воспринимал.
И здесь еще один важный момент: как организатор и руководитель ОПУ, Богдан не только контролировал доступ к президенту, но и имел самое большее влияние на него, он еще и обеспечил результат.
А Зеленский ценит людей, которые обеспечивают результат.
В первые месяцы президентства Зеленского именно Андрей Богдан обеспечивал результат.
Говорят, это Богдан вдохновил Зеленского на борьбу за президентство.
Он был идеологом досрочных парламентских выборов, роспуска Верховной Рады.
Быстрая победа в этом противостоянии, а потом уже - на досрочных парламентских выборах, определила стиль Богдана как победный и результативный.
Но осенью результат начал демонстрировать Андрей Ермак.
Обмен пленными в сентябре с Россией, затем активные переговоры и с россиянами, и с западными партнерами в "нормандском формате", выход на парижскую встречу "нормандского формата".
Далее - второй обмен в конце года уже по ОРДЛО, активная работа над договоренностями по транзиту российского газа.
Все эти результативные кейсы очень усилили влияние Ермака.
А это уже, на мой взгляд, вызвало ревность и противодействие со стороны Богдана.
Приведу не очень известный пример.
В декабре, еще до Парижа, пошли слухи, что могут заменить Пристайко на Ермака.
И уже Ермака называли неофициальным министром иностранных дел.
Думаю, это была комбинация, которую придумал именно Богдан, чтобы отдалить Ермака от Зеленского, но не получилось.
Я так понимаю, что и Ермак на это не согласился.
- А часто грубое поведение Андрея Богдана как-то повлияло на такое решение Зеленского?.
- Не последнюю роль сыграл и характер Богдана.
Известно, что он достаточно конфликтный, неполиткорректный, может кого-то послать с использованием нецензурной лексики.
Говорят, что у него не сложились и даже обострились отношения со многими "кварталовцами".
Даже Зеленский об этом упоминал.
Было противостояние с главой СБУ Иваном Бакановым.
Помните, там были слухи, что...
- ...чуть не подрались и не выбили зубы.
- Да, они потом шутили над этим.
Но, думаю, дыма без огня не бывает.
Вот и здесь что-то подобное было.
В частности, сплетничали, что именно "кварталовцы" попросили Зеленского об увольнении Богдана.
Но Зеленский тогда был против, потому что, если он людям доверяет и ценит, то просто так не отпускает.
Однако все же противоречия между Богданом и Ермаком, Богданом и "кварталовцами" стали такими острыми, что уже удержать было невозможно.
- А что изменится с новым назначением?.
- Кардинальных изменений не произойдет.
Специфический стиль Богдана был заметен всем, а вот какие качества у Ермака - еще трудно сказать.
Мы не знаем, как он будет организовывать работу Офиса президента, не произойдет ли в результате этой замены определенных изменений в части аппарата и руководстве.
И особенно - как изменится влияние на Верховную Раду.
Одним из главных "родителей" того же турборежима парламента был Богдан.
Он инициировал быстрое рассмотрение и бешеный темп, когда депутаты просто не успевали читать законопроекты.
Темперамент Ермака - менее экспрессивный, более взвешенный.
Он не склонен к эмоциональным и неполиткорректным реакциям.
Он уравновешенный в отношениях с людьми, но, говорят, достаточно жесткий.
Хотя, мне кажется, что по темпераменту Богдан был ближе к Зеленскому - с точки зрения скорости работы, склонности к блицкригам.
- Почему же тогда Зеленский выбрал Ермака?.
- Одна из главных причин, почему Ермак стал руководителем Офиса президента - демонстрировал результат.
Зеленский это очень ценит.
Во-вторых, он показал абсолютную лояльность и готовность быть исполнителем всего, что скажет президент.
В интервью Ермака, его публичных заявлениях видно культ Зеленского.
Еще в октябре он сказал, что Зеленский - один из выдающихся международных деятелей, хотя рано было о таком говорить.
И я был свидетелем: он озвучил это без иронии и искусственного пафоса.
Зеленский ценит эффективных, результативных исполнителей.
Как Зеленский сказал о Гончаруке: он - машина, которая не выработала свой ресурс.
- Как на этом фоне оценивать шансы стабильности Кабмина и премьера? Может Зеленский посмотреть на Гончарука и сказать: "Знаешь, Алексей, не сложилось".
- Такое может случиться, но, думаю, у Гончарука чуть больше шансов, чем у Богдана.
В отличие от Богдана и Ермака, Гончарук еще не продемонстрировал значимых результатов.
Он показал, как и Ермак, что надежный и абсолютно лояльный исполнитель.
Гончарук демонстрирует, что он командный человек, поэтому, думаю, у него есть шансы работать, по крайней мере, до конца лета.
А с точки зрения юридических обстоятельств, Верховная Рада его не может отправить в отставку до сентября.
Еще одно обстоятельство отмечу, если говорить о кадровых изменениях в правительстве.
Сейчас есть еще одна проблема, я бы сказал, процедурная ловушка, в которой, скорее, случайно и из-за отсутствия опыта, оказались и Офис президента, и Верховная Рада, и Кабмин.
У нас началось рассмотрение земельной реформы - законопроекта о рынке земли.
Но там 4000 поправок.
Рассмотрели чуть больше 200.
И уже сами депутаты говорят, что, если включат турборежим, тогда несколько недель понадобится на рассмотрение.
Иначе, могут работать до середины или конца апреля.
И пока они не закончат рассмотрение этого законопроекта, ни один другой вопрос, в частности, кадровый, рассматривать не могут.
- Вопрос с землей решен, как вы думаете?.
- Если оценивать по разным интересам, ресурсами и целями, я бы дал шансов 65 на 45 в пользу принятия земельной реформы.
Потому что - это установка президента.
И очень настойчивое пожелание со стороны наших иностранных партнеров.
А это тоже немаловажно.
- Я бы хотел свести воедино вопросы МВФ, Приват.
Банка, "антиколомойського закона" и вообще Игоря Валерьевича в политической сфере.
- Игорь Валерьевич через Дубинского и с помощью других инструментов хочет сорвать рассмотрение земельной реформы и не только.
Ибо, чем хуже отношения с МВФ, тем лучше для него.
МВФ, в первую очередь, но в определенной степени - и Брюссель, требуют, чтобы никаких изменений с Приватбанком не произошло.
Есть политическая договоренность о новой программе.
Но для того, чтобы юридически все было согласовано, надо принять земельную реформу и надо принять тот самый закон, который запретит возвращать выведенные с рынка банки экс-владельцам.
Люди из инвестиционного сектора говорят: для МВФ важно именно принятие законов.
Пока они не будут приняты - та же процедурная ловушка - будет пауза.
А деньги МВФ нужны нам для финансовой стабильности.
Они не критичны, но, учитывая, что нам надо рассчитываться с внешними долгами, эта проблема остается актуальной.
Я думаю, пока, выбирая между МВФ и Коломойским, учитывая определенные обиды, недоверие, Зеленский больше склоняется к МВФ.
- Если бы было лучшее шоу о нашей политике, как бы вы его назвали?.
- Я не эксперт по шоу.
- То есть кресло главы государства и вокруг этого?.
- Вокруг него борьба.
Всегда во власти идет борьба.
Или конкурентная борьба между различными политическими силами.
Но почему именно сейчас вокруг престола? Потому что у нас сложилась фактически президентская система.
Юридически, формально, мы живем в парламентско-президентской системе, а де-факто - в президентской.
Кто-то удивлялся, кто-то возмущался, почему Гончарук пошел с заявлением к Зеленскому.
Да потому что президент считается главным в этом государстве.
Сегодня президент контролирует и парламент (не полностью, но контролирует), полностью контролирует правительство и влияет на большинство властных институтов.
И, думаю, он даже в определенной степени превосходит ситуацию, которая была у Януковича и у Кучмы в свое время.
Там была президентско-парламентская система и сильная, мощная вертикаль.
Зеленский оказался сильнее, чем от него ожидали.
Он в своих руках сконцентрировал большую власть, но ему не хватает опыта и знаний, недостаточно политической компетенции.
И поэтому он вынужден давать достаточно большое пространство, большую свободу действий том же Гончарук.
Другая слабость, которую мы видим невооруженным глазом, - это кадровая политика.
Некоторых губернаторов уволили, хотя прошло менее полугода после их назначения.
Сейчас обсуждается замена министров.
Некоторые решения делаются путем проб и ошибок, как объединение министерств.
- Куда нас тогда эта история заведет? Определенная часть людей, которые отдавали голос и за Владимира Зеленского, и за "Слугу народа", до сих пор верят ему, а часть считают, что ошиблись.
- Я опираюсь на социологическую статистику - недоверие, критические оценки нарастают.
Гораздо больше разочаровываются в Верховной Раде, в правительстве - там рейтинги гораздо ниже.
Но у Зеленского медленное снижение, поскольку вокруг него нет больших коррупционных скандалов, именно личностных, где претензии были бы к нему.
Вот в январе была критика относительно Омана, реакции на трагедию с нашим самолетом в Иране, дискуссия по поводу новогоднего обращения Зеленского.
Согласно опросам те, кто к нему относится нормально, не видят ничего плохого в тех проблемных моментах, а критики продолжают критиковать.
Есть поляризация: те, кто был против Зеленского, теперь еще больше против него.
И это интересная тенденция, я бы сказал, феномен анти.
Вот для них он человек диссонанса, который волею судьбы оказался на политическом Олимпе, но абсолютно контрастирует с их представлениями о власти.
Человек антиэлитный, который никак не ассоциируется с представлениями о том, какой должна быть власть и глава государства.
И этот диссонанс создает очень сильное мощное, эмоциональное неприятие Зеленского.
Это опасная тенденция и неизвестно, чем она закончится.
- Некоторые остались от старой власти.
- Да, но только двое.
Власть обновилась так сильно, как она не обновлялась с 90-х годов.
И неизвестно, чем закончится этот эксперимент.
Хорошо, что произошло такое обновление, и пришли люди достаточно искренние, которые хотят перемен, тех самых, которые были начаты в 2014 году.
- Наивные?.
- Да, наивность, отсутствие опыта, традиционные искушения.
Большие деньги всегда соблазнительны.
Если раньше это были, скорее, коррупционные соблазны, сейчас новый тренд - стремление все легализовать.
Да, я не могу брать взятки и не хочу...
- Но надбавки, премии, 13-е зарплаты.
- Да.
Но вот что плохо: и министры, и даже некоторые депутаты, как тот, что сказал собаку продать за коммуналку..
эти люди не понимают, что абсолютное большинство наших граждан существуют на грани выживания.
Пенсия - несколько тысяч гривен, зарплаты - чуть больше.
Зарплаты на уровне 350 долларов, люди возмущаются, потому что у чиновников - в десятки, а иногда в сотни раз больше.
Я сравниваю нынешнюю ситуацию с тем, что было в начале 90-х годов: как тогда, так и сейчас, к власти пришло много случайных людей.
Мой прогноз, особенно для "Слуги народа", что не менее половины, возможно, и больше, останется в политике.
Были и есть случайные люди - так всегда.
Но сейчас произошло фактически отвержение старых элит.
Пришли новые, но поспешно набранные, которым не хватает ощущения собственной страны, ее людей, обычных украинцев.
А если этого не хватает, значит, ты проиграешь.
Ты здесь случайно оказался.
Поэтому селекция будет неизбежной и очень масштабной.