Имущество главы "Пассажирской компании" Максима Миняйло арестовывают по иску Специализированной антикоррупционной прокуратуры.
В Национальном антикоррупционном бюро и Специализированной антикоррупционной прокуратуре могут вскоре объявить о новом громком деле в отношении тендерных махинаций должностных лиц "Укрзализныци".
Речь идет о закупках угля филиалом "Пассажирская компания".
Ряд ее сотрудников, среди которых и директор филиала Максим Миняйло, подозреваются в растрате денег "УЗ" при переплате за уголь на сумму около 30 млн грн.
Накануне решался вопрос об аресте его имущества, пишет delo.
Намолено на коррупцию.
Филиал "Пассажирская компания" — это структурное подразделение "Укрзализныци", отвечающее за перевозки пассажиров, продажу билетов, содержание, эксплуатацию, модернизацию депо, вагонов и их "начинки" — от наволочек до электронных табло.
Также в сфере ответственности филиала — железнодорожные вокзалы, станции, депо, ремонтные заводы — всего около 45 отдельных структур.
Максим Миняйло возглавляет структуру с 2017 года.
До этого он работал директором департамента строительства и сооружений.
В железнодорожной "тусовке" его относят к орбите влияния экс-директора пассажирских перевозок и сервиса "УЗ" Игоря Романкива и экс-члена правления "УЗ" Сергея Михальчука.
Те, в свою очередь, считались креатурами одиозных поставщиков железных дорог братьев Дубневичей.
До работы в "УЗ" Миняйло трудился помощником у одесского депутата-мажоритарщика Александра Пресмана.
После прихода на предприятие Евгения Кравцова Миняйло "переобулся в воздухе" и тут же нашел подходы к новой команде.
За время работы Миняйло "Пассажирская компания" неоднократно становилась фигурантом публикаций в специализированных СМИ о нарушениях при проведении тендерных закупок товаров и услуг по завышенным ценам.
В частности, под руководством Миняйло "УЗ" переплатила за видеонадзор за вагонами, заказывала приближенным компаниям ремонты колесных пар, вагономойные и покрасочные камеры уходили фигурантам уголовных производств и фирмам.
В некоторых чиновники "Пассажирской компании" официально (!) получали "вторую зарплату".
Случаи закупок в фиктивных, а также связанных компаниях, которые на торгах подыгрывают друг другу и фактически не снижают цены — происходят вообще с завидной регулярностью.
Ремонтом вагонов занимаются "прокладки", еще вчера заготавливавшие лес, а золотые туалеты стали "притчей во языцех".
СМИ писали, что ряд компаний, которые фигурируют в скандальных закупках — это фирмы родственников, знакомых, одноклассников и прочих приближенных либо самого Максима Миняйло, либо его окружения.
Например, "Тойоты Камри" для высшего руководства "УЗ" приобретались через страховую компанию "ТАСТ-Гарантия", в которой есть акции жены Миняйло Инны Ивановны.
Сообщалось также, что именно на деньги от коррупционных схем, правда на предыдущем месте работы — на Одесской железной дороге — Максим Миняйло якобы построил себе "запасной аэродром" — базу отдыха на побережье Черного моря в поселке Каролино-Бугаз Одесской области.
Из декларации действительно известно о том, что у Миняйло есть участок в 400 квадратных метров в этом поселке, но что там построено — неизвестно.
В СМИ есть информация, что по факту злоупотребления служебным положением (привлечение рабочих железной дороги для строительства в личных целях) против Миняйло даже возбуждали уголовное дело.
Схемы зовут.
Несмотря на то, что коррупционная составляющая в десятках закупок была видна невооруженным глазом, до уголовных производств, да еще и в отношении руководителя "Пассажирской компании" — дело не доходило.
Более того, правление "Укрзализныци", похоже, Максим Миняйло устраивал на этой должности: перед своим увольнением экс-глава "УЗ" Евгений Кравцов продлил ему контракт еще на год.
Не вызывали действия руководителя "Паскомпании" и у департамента экономической и информационной безопасности.
Интересно, что главе этого подразделения Олегу Назаруку тоже продлили контракт накануне увольнения Кравцова несмотря на подозрения в "крышевании" контрабанды янтаря.
Дела шли очень хорошо.
Суть "предложения" состояла в следующем.
"Внутренние" предприятия "УЗ" имеют приоритет при поставке товаров, работ и услуг для самой железной дороги, и могут продавать их без тендеров как своему акционеру.
Директор филиала посчитал, что этой "лазейкой" можно воспользоваться и предложил предприятиям и депо стать "внутренними прокладками" — то есть закупать на них по завышенным ценам товары, услуги и работы для "УЗ", а затем перепродавать, оставляя "маржу" на предприятиях сферы влияния "пассажирского" филиала.
Это прямое нарушение закона, поскольку перепродавать что-либо таким компаниям запрещается, они могут поставлять "УЗ" лишь готовую продукцию.
Угольный тупик.
Однако есть и еще одно обстоятельство, которое может немного поубавить пыл Максима Миняйло в желании "подчинить" себе "строптивых директоров" заводов и депо, не желающих "садиться на схемы".
В начале 2020 года работавшая до этого безотказно машина корруптогенных тендеров вдруг дала сбой.
В январе 2020 года по заявлению юристов проекта "Тисни", которые работают с журналистами программы Bihus.
info, Национальное антикоррупционное бюро начало расследование о вероятной растрате 31 млн грн чиновниками "Пассажирской компании" при закупках угля.
Речь шла о том, что в течение 2019 года "Укрзализныця" переплатила эту сумму 4-м компаниям — "НПП Бизнес-Альянс", "Праймтехпостач", "Вуглеторфзбагачення", "Паливторг" при закупке угля каменного марки ДГ 13-100.
Производство было открыто по части 5 статьи 191 Уголовного кодекса Украины ("Растрата в особо крупных размерах").
Подобные преступления наказываются лишением свободы на срок от семи до двенадцати лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет и с конфискацией имущества.
Сумма, которая фигурировала в этом производстве, несколько отличается — убыток оценили в 28 млн грн, фигурантами дела выступили уже упомянутая компания "Праймтехпостач" и ее аффилированная структура "Коларес Брокерс".
На торгах эти компании действовали по следующей схеме: по сговору они сбивали предложения конкурентов, после чего компания-победитель отказывалась от закупки в пользу второго места.
"Как подозревает следствие, к этой схеме могли быть причастны начальник отдела материально-технического обеспечения Виктор Романчук и ведущий инженер отдела Надежда Верниченко, заместитель председателя тендерного комитета Артем Олейник, секретарь тендерного комитета Иван Саакян и руководитель филиала Максим Миняйло.
Интересно, что зятя экс-замгенпрокурора Николая Голомши Артема Олейника СМИ упоминают как основного "куратора" угольных закупок.
И вот накануне появились косвенные доказательства того, что дело Максима Миняйло уже продвинулось дальше, чем просто обыски.
Апелляционная палата Высшего антикоррупционного суда в четверг рассмотрела вопрос об аресте имущества Миняйло в деле, которое ведет Специализированная антикоррупционная прокуратура.
На портале "Судебная власть" доступны пока только номер дела в суде (991/1241/20 от 24.02.2020) и номер производства Апелляционной палаты (11-сс/991/189/20).
Поэтому какого именно эпизода — на 31 млн грн или на 28 млн грн — касается решение и уголовное производство в целом, сказать сложно.
Также известно, что ранее решение об аресте имущества, по всей видимости, принял следственный судья Высшего антикоррупционного суда и адвокаты Миняйло оспорили это решение в апелляции.
Тем не менее, уже точно можно сказать, что коррупционные схемы в "Пассажирской компании" не остались незамеченными.
Важно также, чтобы и попытки втянуть предприятия в эти схемы также нашли свое отражение в едином реестре досудебных расследований, а дальше — в справедливых приговорах коррупционерам.
Конечно, о системной борьбе с коррупцией в "УЗ" пока рано.
Но этот кейс может быть показательным для нового-старого министра Владислава Криклия, чтобы продемонстрировать политическую волю к такой борьбе и ее реальные результаты.
КОНСТАНТИН ИВАНЧУК.