Саудовская Аравия отказалась от усилий по поддержке цен на нефть и теперь готовится затопить мировые рынки огромными объемами дешевой нефти, что загнало нефтяные фьючерсы в тупик и создало почву для серьезной битвы с конкурирующими производителями, включая Россию и Соединенные Штаты.
Крупнейший в мире экспортер нефти отправился в штаб-квартиру ОПЕК в Вене неделю назад, чтобы склонить других членов группы и производителей, таких как Россия к сокращение добычи и противостоять резкому падению спроса, вызванному новой вспышкой коронавируса.
Встречи в Вене закончились безрезультатно, превратив Саудовскую Аравию и Россию в противников в производственной войне, где победа означает продажу большего количества нефти и захват большей доли рынка — независимо от цены.
Тем не менее, эта стратегия является рискованной, особенно с распространением эпидемии коронавируса.
Все разваливается на части.
Министр энергетики Саудовской Аравии принц Абдулазиз бен Салман, старший сын короля Салмана, уговорил министров из ОПЕК и союзных производителей углубить сокращения в декабре прошлого года до 1,7 млн баррелей в день.
В феврале королевство сократило собственное производство еще на 400 тыс.
баррелей в день и добивается дальнейшего сокращения на 1,5 млн баррелей, чтобы противостоять влиянию падающего спроса из-за коронавируса.
После получения поручений от президента Владимира Путина Новак отказался от поддержки Саудовской инициативы в Вене.
Новак заявил журналистам после совещания, что с 1 апреля производители будут свободны в принятии собственных производственных решений, не будут зависеть от коллективного подхода к управлению рынком.
Саудовская Аравия была инициатором сокращения добычи, что помогло поддержать цены на нефть в течение последних трех лет.
Но когда Россия отказалась сдвинуться с места, королевство изменило свой план игры, перешло в наступление и усилило то, что многие наблюдатели описывали как агрессивную стратегию по восстановлению доли рынка.
Первым шагом Королевства стало резкое увеличение добычи с 1 апреля на 2,6 млн баррелей в сутки, до рекордных 12,3 млн баррелей.
На следующий день государственный нефтяной гигант Saudi Aramco объявил, что снизит цены для привилегированных клиентов.
Эти шаги шокировали энергетический рынок, с самым большим однодневным падением сырой нефти с 1991 года.
На фоне резкого падения цен на нефть саудовский министр энергетики тогда поручил Aramco ускорить планы по увеличению мощностей до 13 млн баррелей в сутки к концу года.
Объединенные Арабские Эмираты, региональный союзник, затем взвесили, с Национальной нефтяной компанией Абу-Даби, обещающей добавить 1 миллион баррелей в день на рынок в апреле и активизировать планы по расширению своих производственных мощностей до 5 миллионов баррелей в день.
Немного оглядываясь назад, становится ясно, что королевство и другие региональные тяжеловесы хотели послать миру два ключевых сообщения.
Во-первых, Саудовская Аравия по-прежнему готова напрячь свои мускулы и напомнить всем, что она чувствует, когда королевство не служит глобальным энергетическим амортизатором для перенасыщенного рынка.
Во-вторых, добыча сырой нефти обходится им дешевле, чем кому-либо еще, и они могут сделать это гораздо дешевле, чем сланцевые производители в Соединенных Штатах.
Глобальные последствия.
Агентство S&P Global на этой неделе отметило, что американские производители нефти Apache, Devon и Murphy уже сократили свои бюджеты на треть из-за обвала мирового рынка и высокого уровня долга.
Они просто не могут играть жестко со своими государственными партнерами на Ближнем Востоке.
Американские энергетические компании попали под перекрестный огонь, а цены на нефть упали на 50% с их январского пика и оказались на самом низком уровне с начала 2016 года.
Управление энергетической информации США заявило, что американская добыча нефти будет расти медленнее, чем ожидалось (760 тыс.
баррелей в день в этом году) и упадет более чем на 300 тыс.
баррелей в 2021 году.
Сегодня Соединенные Штаты остаются крупнейшим мировым производителем.
В апреле Саудовская Аравия, вероятно, займет второе место, а Россия опустится на ступеньку ниже, с ограниченными возможностями для расширения.
Некоторые считают, что ценовая война не закончится, пока королевство не вернет себе мировую корону производства.