/https%3A%2F%2Fs3.eu-central-1.amazonaws.com%2Fmedia.my.ua%2Ffeed%2F43%2F48b40a90c2c60085a7dcc1e3c24094ef.jpg)
Коронакризис и инвестиции в стартапы. О чем стоит помнить
Привлекать инвестиции в стартап всегда было непросто.
Особенно, если это стартап из Украины.
Но в 2020 году «черный лебедь» в лице коронавируса принес на рынок стартап-инвестиций еще больше переменных.
От знания этих переменных может зависеть то, получите ли вы инвестиции в этом году или ваш бизнес закроется.
Кирилл Мазур, экс-партнер фонда IG.
VC, руководитель Center42 Innovation Agency поделился с AIN.
UA пятью советами для стартапов-новичков, которые были актуальны всегда, но сейчас — особенно.
Изучайте сделки инвестора за последние пару лет.
Есть разные типы фондов и частных инвесторов.
Учитывая кризис, многие из них могут ужесточить критерии инвестирования или перестать инвестировать вовсе — но вслух инвесторы никогда об этом не скажут.
А значит, вы никогда об этом не узнаете и будете продолжать тратить время на встречи зря.
Стартапам, как никогда ранее, важно пристально следить за опытом фондов, чтобы повышать свои шансы на успешную сделку.
Обратите внимание сколько публичных сделок у фонда за прошлый год.
Спросите обратную связь у стартапов, в которые этот фонд инвестировал.
Изучите профили самого фонда и партнеров этого фонда в социальных сетях — активные инвесторы (за редким исключением) много пишут про стартап-индустрию, хвастаются сделками, переговорами, посещают технологические конференции и закрытые инвесторские мероприятия в США, Европе, Азии.
Порой им интересны какие-то отдельные ниши и индустрии и они тоже много о них пишут – в общем, «горят» сферой.
Инвесторы, которые уже не инвестируют, обычно пишут о другом — о новом бизнесе, о жизни, ничего не пишут про стартапы, а порой даже критикуют эту сферу.
В общем, лучше лишний раз перепроверить, чтобы сэкономить себе в процессе десятки часов ценного времени.
Узнайте, откуда финансируется фонд, чтобы правильно оценивать свои шансы.
Например, family offices (тип семейных фондов и «карманных» фондов при компаниях) обычно инвестируют из операционных доходов своих основных бизнесов.
Если эти бизнесы пострадали из-за кризиса, то деньги понадобятся им самым и тогда новые инвестиции в стартапы могут временно прекратиться.
Лучше сразу корректно переспросить, готов ли такой фонд инвестировать в ближайший месяц-два или они знакомятся с вами «на будущее».
Тоже самое касается и частных инвесторов.
Очень часто такие инвесторы являются топам больших компаний, основателями успешных бизнесов.
Их средства — это дивиденды и бонусы, а процесс инвестиций — их дорогое хобби.
Если их основной бизнес накроет волной кризиса, то времени и средств на хобби не будет совсем.
Классические венчурные фонды (VC) обычно структурированы так, что собирают определенную сумму денег, которую инвестируют в течении нескольких лет.
Такие фонды из-за разных ситуаций могут менять количество инвестиций в год, но крайне редко останавливают инвестиции совсем.
Это один из самых надежных партнеров среди вышеуказанных.
Ищите альтернативные способы достучаться до инвесторов.
Сейчас многие офлайн-способы поиска инвесторов оказались недоступны.
Мы собирались привезти 2000+ гостей и инвесторов на Kyiv Innovation Week 2020 в Киев в июне, но пока эти планы под серьезным вопросом.
Похожая ситуация с такими европейскими tech-ивентами, как TNW (Амстердам), Viva La Tech (Париж) или London Tech Week.
Альтернатива — пробовать чаще выходить на инвесторов через их портфельные компании.
Стартапы часто готовы поддержать перспективных коллег по рынку и организовать знакомство с фондом, который вложил в них денег.
Но только если у вас есть, что предложить их инвестору.
Начать можно с написания стартапу короткого запроса — напишите, чем занимаетесь, каких результатов уже добились, с кем хотите познакомиться и почему считаете, что этому инвестору может быть интересно познакомиться именно с вами.
Защищайте бизнес от рисков.
Из Европы, а Франции особенно, приходит много новостей о тысячах пострадавших бизнесов, сотрудники которых заболели коронавирусом.
Правительства этих стран уже обещают налоговые льготы до конца года и почти беспроцентные кредиты для восстановления бизнеса.
Но, будем честны, для вашей компании будет намного лучше, если все ваши сотрудники останутся здоровы, научатся эффективно удаленно работать и рост компании продолжится.
Об этом же думают и ваши потенциальные инвесторы.
Если ключевые в вашей команде заболеют — это может поставить под угрозу рост вашей компании, а значит, под угрозой окажутся и деньги инвестора.
Берегите здоровье себя и своей команды, чтобы повысить шансы на привлечение инвестиций в этом году.
Делайте упор на рост доходов, метрик, важных показателей.
По разным причинам число инвесторов в мире немного уменьшится и конкуренция за деньги инвесторов ужесточится.
Те инвесторы, которые останутся на рынке, будут иметь возможность выбрать лучших из лучших.
Потому на первый план ещё сильнее, чем раньше, выйдут ваши бизнес-показатели.
Многие офлайн-компании и мероприятия приостановят рекламу и активности, что приведет к снижению средней цены за клик на объявление.
Для кого-то это станет хорошей возможностью улучшить самые желанные среди инвесторов метрики — понизить стоимость привлечения пользователя (CAC), повысить месячный доход (MRR, например) и доход на пользователя (ARPU и LTV), улучшить еженедельный прирост (retention rate и week-to-week growth).
Анализ метрик — это также хороший повод пересмотреть, на чём реально стоит сейчас сконцентрироваться, а что просто крадет ваши ресурсы.
Как бы там ни было, сейчас важно сохранять позитивное мышление, продолжать развиваться и помнить: любой кризис хорош тем, что заставляет предпринимать нестандартные решения и видеть возможности вместо рисков.
Автор: Кирилл Мазур, CEO Center42 Innovation Agency.