Самоизоляция не означает остановку работы.
Интервью с Александром Ткаченко было записано в условиях карантина – на расстоянии и с использованием современных каналов связи – через Whatsapp.
- Работа стала другая.
Теперь акценты иные.
Стараюсь делать, то,на что раньше не хватало времени, - рассказал в интервью "КП в Украине" народный депутат.
И хотя в разговоре мы обсуждали разные темы от перспектив принятия медиа-законов да местных выборов, вопросы и ответы все равно были связаны с пандемией.
"Никто из нас не сталкивался с ситуацией, в которой мы находимся".
- Александр, ситуация с заразившемся коронавирусом депутатом Сергеем Шаховым внесла нервозность в работу депутатов? График менять не будут?.
- Депутаты Верховной Рада будут собираться только по мере необходимости принятий чрезвычайных решений в области борьбы с коронавирусом.
Поэтому на работу сессионно ситуация эта никак не повлияла.
Но может и повлияет как будут приниматься решения.
Возможно дистанционно.
Появилась ли нервозность? Безусловно, особенно среди тех, кто контактировал с Сергеем Шаховым в рамках его комитета или лично.
Люди уже прошли тесты, по их результатам будут приниматься какие-то решения.
- Многие представители власти, политики выходят с инициативами, которые могут помочь людям в нынешней ситуации.
Что вы, как глава комитета по вопросам гуманитарной и информационной политики, предлагаете или предпринимаете?.
- На днях я, например, провел разговор с медийщиками и ОТТи VOD-платформами (ОТТ – предоставление видео через Интернет, VOD-видео по запросу – ред.), чтобы на время коронавируса организовать бесплатные пакеты для тех людей, которые не являются подписчиками того или иного сервиса.
Украинцы находятся дома, и это позволит им хоть как-то разнообразить свой досуг.
Также в сотрудничестве с разными министерствами мы предлагаем ряд социальных активностей, которые могли бы вовлечь депутатов, правительственных чиновников, лидеров общественного мнения, фандрайзинговые (собирающие пожертвования на социальные цели – ред.)компании.
Эти инициативы помогут охватить активную часть населения для предоставления помощи врачам и тем, кто нуждается в лечении.
Готовим предложения для поддержки государством креативных индустрий ‒ изменения в законы.
- Как вы считаете, достаточно ли в Украине информации о коронавирусе?.
-Информации более чем достаточно.
перед тем, как транслировать их.
Паника может спровоцировать непредвиденные последствия.
- Украинское законодательство позволяет не допустить распространения паники?.
- Никто из нас не сталкивался с ситуацией, в которой мы находимся.
Я вижу, что хайп "давайте все расскажем про коронавирус" или "мы где-то что-то слышали" проходит.
Люди начинают понимать ответственность за информацию, которую они распространяют, и начали более ответственно подходить к информации, которую используют.
Но есть и другие риски, на которые обращают внимание представители ОТТи VOD-платформ.
В условиях самоизоляции повысился спрос на информацию, развлекательную и не только.
Например, трафик уже вырос в среднем на 10-15%, и спрос будет увеличиваться.
Очевидно, со стороны государства нужны какие-то шаги поддержки на встречу медийщикам.
Сейчас телеканалы сокращают производство новых сериалов, шоу и будут пользоваться своими библиотеками.
- Что дальше делать?.
- У меня сейчас конкретного ответа нет.
Думаю, ни у кого нет.
Государство находится в непростом положении, выделять десятки миллиардов долларов на поддержку малого предпринимательства и медиа, возможностей нет.
Но это вопрос, на который нужно искать ответ.
Поэтому и готовим пакет изменений в законы для поддержки креативного бизнеса.
Хотя решение должно быть для всех ‒ это не только кризис, но и окно возможностей.
Если государство что-то запрещает, оно должно компенсировать эти убытки.
- Карантин ударил и по печатным СМИ.
Многие вынуждены остановить выпуски изданий.
Это связано, в том числе, и с закрытием сети реализации.
Вы в курсе этой ситуации?.
- Мы сейчас собираем предложения медийщиков.
И, хотя большинство вопросов находится в компетенции других комитетов, которые занимаются налогами и финансами, они открыты к нашим предложениям.
По крайней мере, идеи, которые давали телевизионщики и киношники, я уже передал, поэтому если есть какая-то общая инициатива печатной прессы – готов включатся.
Давайте обсуждать.
"Есть предварительная идея – сделать шаг назад по регуляции онлайн-медиа".
- И все же, если бы законопроект экс-министра культуры, спорта и информации Владимира Бородянского по медиа ("закон о дезинформации" - ред.) был принят, как бы он работал в обстановке карантина?.
- Тот законопроект содержал много опасных моментов.
Это криминализация статьей – уже бы кто-то сел.
Это создание органов уполномоченного, который в таких условиях просто бы с ума сошел.
Это создание какого-то специализированного союза журналистов.
Само понятие дезинформация было бы крайне опасным в нынешних условиях.
- Аналогичный вопрос и относительно закона "О СМИ", одним из авторов которого Вы являетесь.
В свете последних событий нужно ли регулировать работу онлайн-медиа и анонимных Telegram-каналов.
- Все мы понимаем, что с точки зрения регуляции онлайн-медиа, с Telegram-каналами следует быть крайне аккуратными.
Эта сфера находится в стадии становления.
Мы обсуждаем последние поправки к закону о медиа и, чтобы синхронизироваться с европейцами и использовать их наработки.
На прошлой неделе мы проводили онлайн-конференцию с представителями Совета Европы.
Изначально планировалась поездка, но в нынешних условиях решили общаться онлайн.
Вопрос онлайн-медиа также был на повестке дня.
Как бы мы не относились к анонимным Telegram-каналам – это, повторю, та часть действительности, к регуляции которой нужно подходить крайне осторожно, понимая, какие действенные инструменты и механизмы для регуляции у нас существуют.
- "Шаг назад" означает, что будут отказываться от тех мер, которые планировались?.
- У нас есть определенный алгоритм решения, но мы будем иметь где-то через неделю-две замечания и комментарии юристов, после чего пройдем еще один круг обсуждения с индустриями, чтобы понять, с какими финальными правками в законы про медиа можем выходить.
Заседание комитета у нас будет на следующей неделе.
Можем обсуждать как офлайн, так и онлайн.
- А какая судьба ждет "законопроект Бородянского" после отставки Бородянского?.
- Это была инициатива министерства, очевидно у них стоит спрашивать.
Мы свое мнение Владимиру и тому составу министерства, которое было, высказали.
Как проходят интервью в условиях карантина.
Видео: "КП в Украине".
"Объединение министерств было во благо, но спортсменам очевидно без тренера сложно".
- Министерства снова разделили.
У Бородянского было министерство культуры, спорта, молодежи и информации.
Теперь культура и спорт отдельно.
Нужно ли было их изначально объединять, чтобы через полгода снова развести в стороны.
И что делать с министерством информации?.
- В случае с Бородянским мы брали в качестве примера британскую модель.
У них есть министерство диджитализации, молодежи, спорта и культуры.
Это достаточно мощное ведомство.
Аналогичный комитет присутствует и в британском парламенте.
Необходимость объединения этих сфер исходит из сути их деятельности.
Британцы, как и мы, в концепцию закладывали виденье, что это креативные индустрии.
Не просто отрасли, которые стоят постоянно с протянутой рукой, а отрасли, которые способны сами зарабатывать: привлекать инвестиции, иметь большую посещаемость театров, музеев, активно вовлекать граждан не только в большой спорт, но и массовый.
Я до сих пор уверен, что это объединение было во благо.
И, собственно говоря, только в январе, это министерство юридически стало существовать.
Но спортсмены у нас всегда пользуются особым вниманием – очевидно им без тренера крайне сложно.
Насколько я понимаю, от новой структуры отделяется министерство спорта.
А в том министерстве, которое было создано, останутся сферы культуры, молодежи и информации.
- Уточню, отдельное министерство информации, по вашему мнению, не нужно?.
- Я считаю, что не нужно.
Суть концепции нового министерства – оно занимается политикой, а непосредственно управлением занимаются агентства – агентства по туризму, агентство по культурному наследию, институт национальной памяти и т.
Неэффективно, когда все эти функции собраны в одном месте.
Мы это уже видели.
Поэтому достаточно, иметь в министерстве департамент, который бы занимался стратегическими направлениями в области информации.
- Вопрос по "Суспильному" – почему у него такая маленькая аудитория и почему он не может стать если не первой кнопкой, то хотя бы войти в пятерку популярных?.
- Я был и остаюсь сторонником существования общественного вещателя, но не в том виде, в котором он существует.
Сейчас он малопопулярный и маловлиятельный.
Почему так получилось – сложный вопрос.
То денег не давали, то структуру меняли, то конфликты какие-то были.
Но вопрос все так же актуален.
Мы в нашем комитете способствовали тому, чтобы "Суспильный" финансировался в большем объеме, чем это было раньше.
Они начинают определенные реформы, привлекать в том числе сторонние продакшны для производства популярных проектов.
Но пока у меня к "Суспильному" больше вопросов и я не знаю, когда на них можно будет получить ответы.
- Что по ситуации с долгом? Не знаете, удалось ли решить?.
- Что касается финансирования и конфликта, который возник в последние 2-3 недели – он имеет странную природу, это долг еще НТКУ (Национальная общественная телерадиокомпания Украины – ред.).
Один из западных партнеров активировался почему-то в последнее время.
Все решения, которые должны были быть приняты чтобы этот долг был погашен, насколько я знаю, приняты Кабмином.
Был погашен этот долг или нет по состоянию на сегодня, мне не известно.
"Встреча с главой офиса президента была, люди обменялись точками зрения, какие-то были восприняты, какие-то нет".
- С 1 марта в тестовом режиме начал вещать телеканал "Дом" для жителей Донбасса.
Вы смотрели эфир? Как медийщику, телевизионщику интересно, что там показывают?.
- На начальных этапах создания этого канала я принимал участие в его обсуждении.
Знаю, что телегруппы передали свои библиотеки развлекательных проектов для него, также создается информационное вещание.
Честно говоря, мне не удалось еще проследить за активностями "Дома" в эфире.
Попробую посмотреть в ближайшее время.
- А как его смотреть и где?.
- Не знаю, спрошу у коллег.
- Как вы оцениваете проект Сергея Сивохи о создании национальной платформы? Нужна она или нет? Некоторые ваши коллеги потребовали лишить Сивоху статуса внештатного советника.
- Насколько я понял коллег, их порыв был вызван не инициативой.
Сергея Сивохо, а его заявлениями о том, что в стране существует внутренний гражданский конфликт.
Сам вопрос диалога никто с повестки дня не снимает.
Необходимость диалога с гражданами, которые выехали из Донбасса, и теми, кто там живет сейчас, безусловно существует.
Но, если мы говорим о восстановлении Украины в рамках канонической территории, важно понимать, что вступать в переговоры с руководителями нынешнего ОРДЛО, боевиками и т.
запрещено не просто законом, но неприемлемо с точки зрения цели и методов, подходов.
- Вы один из тех, кто подписался под обращением к президенту Владимиру Зеленскому о "недопустимости прямого диалога с боевиками".
Поводом для этого стал документ, подписанный в Минске, о создании "консультационного совета" с представителями "Л/ДНР".
По информации СМИ, после этого прошла встреча.
Подписанты, и вы в том числе, встречались с главой Офиса президента Андреем Ермаком.
Разговор был якобы на повышенных тонах.
Что было на этой встрече, есть ли конфликт или его удалось решить?.
- Я считаю, если на таких встречах оговорено, что все, что там сказано является закрытой информацией, ее лучше не распространять.
Могу лишь сказать, что такая встреча была, люди обменялись разными точками зрения, какие-то были восприняты, какие-то нет.
Инициаторы обращения остались уверенными в том, что мы поступили выступили своевременно и этот шаг был направлен на поддержку президента.
Это нормальная европейская практика публичных дискуссий в рамках одной и той же политической силы.
- Еще вопрос по теме Донбасса.
Еще не слышала ни одной инициативы власти, как быть с людьми, которые находятся на оккупированных территориях.
Там очень много стариков, которые нуждаются в помощи….
- Пока что я знаю, что ограничено передвижение со стороны ОРДЛО.
Но то, что вопрос помощи украинским гражданам необходимо как-то решать – это факт.
Сейчас власть сосредоточена прежде всего на том, как помочь тем, кто находится на подконтрольной украинскому правительству территории.
При решении этого вопроса, очевидно, придется решать и нужно будет решать вопрос, как помогать не только бабушкам в ОРДЛО, но, и если будет в этом необходимость, бабушкам в Крыму.
"В этом хаосе в Киеве пытались "спионерить" две киевские киностудии".
- Вопрос как к жителю Киева: стоило или нет закрывать метро в условиях карантина, ограничивать работу транспорта, торговых центров? Как в целом оцениваете работу мэрии?.
- Ощущения двоякие.
С одной стороны, целый ряд мер, которые принимаются, оцениваю положительно.
Например, ограничения работы торговых центров или массового скопления граждан на спортивных аренах.
С другой стороны, если мы запрещаем поездки в метро, что само по себе правильно, важно предусмотреть альтернативное средство передвижения, а они на сегодняшний момент отсутствуют.
Понятно, что мэрия может доставить на рабочие места правоохранителей, врачей, но что делать остальным?.
Вопрос также и почему на прошлых выходных, до введения чрезвычайных мер, спокойно работали около ста рынкови ярмарок в Киеве, которые в основном посещают бабушки и дедушки?.
- Вас называли одним из кандидатов на кресло мэра Киева.
Не передумали?.
- Конечно буду продолжать думать и работать в этом направлении, но, мне кажется, на сегодняшний момент вопрос выборов даже не второй или третий.
Нам необходимо пережить нынешние вызовы, а потом обсуждать выборы.
- Когда планируется второе чтение закона о столице и какие правки будут внесены?.
- У меня ощущение, что мир никогда не будет прежним и многие вопросы, на которые мы смотрели, исходя из нашего предыдущего опыта, после коронавируса будут выглядеть иначе.
Главное отличие того, что было раньше и то, что будет дальше – это повышение уровня ответственности властей перед своими гражданами.
Именно об этом закон о столице.
А значит его актуальность повысится.
- А могут перенести местные выборы в связи с коронавирусом? Есть прогноз, что осенью может быть второй всплеск.
- Если бы у меня были способности оракула, я бы, наверное, дал ответ на этот вопрос.
Пока у нас задача пережить с наименьшими потерями этот коронавирус.
Мы в Верховной Раде прекрасно понимаем, что никакие другие вопросы, кроме связанных с эпидемией, на сессию выноситься не будут.
Да, мы работаем в комитетах над законами, стараемся контролировать ситуации, чтобы в этом хаосе "мудрые товарищи" (в кавычках) не попытались воспользоваться ситуацией и провернуть свои грязные делишки, когда внимание всех привлечено к коронавирусу.
Например, на днях мы рассматривали вопрос о том, как в Киеве пытались "спионерить" две киевские киностудии.
"Теперь стараюсь следить не только за "плюсами".
- Уровень коммуникации между представителями власти и журналистами достаточный или нужно что-то менять?.
- Мне кажется, недостаточный.
Но кризис, как политический – смена правительства, так и социальный – угроза коронавируса, подстегивает всех учиться необходимости коммуницировать и информировать своевременно, а порой и преждевременно.
Нужно уметь информировать о решениях, которые могут вызвать общественный резонанс.
По моему мнению, ситуация небезнадежная.
И в Офисе Президента, и в правительстве достаточно опытных людей, которые способны справится с этими вызовами.
В мерах своих возможностей я пытаюсь что-то подсказывать.
Но решения принимают люди, которые занимают ответственные посты.
- Новый кабинет министров, в отличие от прошлого, не слишком социально активен.
Говоря другими словам, мало пишут в соцсетях.
Не советуете им быть более?.
- Это ж новые министры, наверное, еще не сориентировались.
Мы тут планируем одну инициативу, как привлечь министров.
Надеюсь, их это простимулирует стать активнее.
- Какую инициативу?.
- Заведем, тогда и расскажем.
Думаем сделать это в ближайшие дни.
- Вы недавно пришли в Telegram, завели свой канал? Как новый вид общения с аудиторией?.
- Пока осваиваю стиль.
Не смотря на свои большой медийный опыт, я же начинающий персонаж с точки зрения этих коммуникаций.
- Сами будете вести свой канал, наращивать читателей или привлечете профессионалов?.
- Я привлек одного человека, который мне помогает что-то делать с моим каналом.
Но пишу туда сам.
Массовым продвижением мы пока еще не занимались.
- Вы лично не планируете свою программу на канале "Слуга народа".
Инициатива о создании своего партийного интернета-телевидения была озвучена не так давно.
- Я знаю об этой инициативе, детально ее не смотрел.
Но у меня, как у медийщика, есть свои возможности для активности на разных платформах.
И такие мысли есть.
В ближайшее время я постараюсь их реализовать.
- Скучаете по телевидению? Рука не тянется к телефону, позвонить на плюсы и высказать мнение?.
- Первый месяц было, но потом прошло.
Там есть люди, которые отвечают за эту работу и вмешиваться со стороны в их деятельность было бы неправильно ни по форме, ни по сути.
Безусловно, фрустрации и турбулентность в моем личном восприятии мира какое-то время присутствовали, но сейчас они уходят в прошлое.
Если ты делаешь выбор, значит нужно быть преданным ему до конца и попытаться реализовать себя в новой ипостаси.
Я для себя отвел 5 лет такой активности.
Пытаюсь сосредоточиться на вызовах, которые есть в политике.
Если вы следите за политикой, в том числе за активностями разных крыльев слуги народа, то поверьте, их хватает.
- Но "1+1" все также смотрите, в таком же объеме, как и раньше?.
- Теперь стараюсь следить не только за плюсами, но и за другими каналамивсех холдингов.
К сожалению, моего внимания хватает только или на наиболее знаковые проекты, или на громкие информационные истории.
Ткаченко карантинит вместе с домашним любимцем Сёмой.
Замглавы фракции "Слуга народа" Евгения Кравчук: Покажем депутатов и в столовой, и в гардеробе.
Нардеп Андрей Пузийчук: Зарплата депутата не зависит от его эффективности.