/https%3A%2F%2Fs3.eu-central-1.amazonaws.com%2Fmedia.my.ua%2Ffeed%2F43%2Fd70a80bdf830017aa3a4d2e580141bb9.png)
Карантин помог улучшить экологию в мире. В Украине все сложнее
Из-за пандемии практически мир закрыт на карантин.
Хороших новостей мало, но одни из немногих — вероятное улучшение экологии.
Так, вода в венецианских каналах снова стала прозрачной, а в Китае атмосферные выбросы в феврале упали примерно на четверть.
Редакция AIN.
UA решила проверить, актуальна ли ситуация для Украины.
Для этого мы обратились к создателям экологического проекта Save.
Bot, который управляет сетью мониторинговых станций в крупнейших украинских городах.
Ранее мы уже писали о нем в 2019 году, когда экологическая обстановка в Киеве стала критической, а люди массово жаловались на загрязнение.
Оказалось, что карантин (пока!) не помог сделать воздух чище.
Приводим адаптированную версию разбора.
Почему весна — плохое время для оценивания экологии.
В Украине есть региональная специфика — весной люди массово сжигают растительность (даже не смотря на штрафы до 340 грн).
Единственный фактор, на который стоит рассчитывать — снижение использования наземного транспорта.
Часть сотрудников перевели на удаленный режим, а в Киеве туда пускают и вовсе исключительно по пропускам.
Какие результаты.
Для исследования команда Save.
Bot проанализировала два периода: со 2 по 11 марта и после введения карантина — с 12 по 23 марта.
Показатели на графиках — среднее арифметическое значение всех станций мониторинга в городе.
Метрика — индекс качества воздуха по формуле Now.
Cast для мелкодисперсной пыли PM 2,5.
После начала карантина воздух в городе действительно стал лучше.
Но в тот же период существенно увеличилось количество ветра (черная линия на графике).
Он попросту выдувает мелкую пыль и другие вредные вещества — и мешает объективно оценивать результаты.
В день закрытия метрополитена (18 марта) ситуация резко ухудшилась — теоретически, люди массово пересели на наземный транспорт.
Следом показатели вновь упали ниже обычных — но выросла скорость ветра.
Но выводы делать пока нельзя:.
Конечно, утверждать, что карантин уже значительно улучшит качество воздуха в Киеве точно рано.
Промышленность и транспорт продолжают загрязнять атмосферу в столице и, если ветер не успевает с этим справиться, киевляне продолжают находиться в опасности.
В городе ситуация аналогичная.
Введение карантина совпало с ростом скорости ветра — и город, технически, стал чище.
Но потом загрязнение стало даже хуже, чем после карантина.
А следом ветер снова вмешался в ситуацию.
В Харькове тоже пока отслеживается лишь зависимость между скоростью ветра и уровнем загрязнения.
Но закрытие метро на город повлияло сильнее.
Пока что в Украине ветер влияет на экологию сильнее, чем карантинные меры.
Но это предварительные выводы.
А поскольку карантин, как минимум, продлится до 3 апреля, более объективная картина может сложиться позже.
В мире ситуация понятнее.
К примеру, можно посмотреть на спутниковые изображения от Европейского космического агентства.
На них видно, что уровень N02 над китайскими «карантинными» городами упал на 40%.
Однако даже в этом случае, исследователи указывают, что это грубые замеры и на ситуацию часто повлияла погода.
К тому же, как пишет Meduza, тренд на сокращение выбросов вряд ли продержится долго.
Его цена для экономики слишком высока.
В 2009 году на фоне рецессии, мировой ВВП упал на 2,2%, а выбросы — на 1,3%.
В 2010 году темпы загрязнения вышли на докризисный период и росли до сегодня.
Больше про экологию:.
Такси-сервисы не помогают экологии — они генерируют на 70% больше выбросов.
Украинская компания выпустила биоразлагаемые пакеты для мусора и покупок.
Их уже можно купить.
Джефф Безос создал фонд для борьбы с изменениями климата.
И вложил в него $10 млрд.