/https%3A%2F%2Fs.ill.in.ua%2Fi%2Fnews%2F136x91%2F420%2F420983.png)
"Я родился в Левски, в нем и умру": трагическая история лучшего болгарского футболиста
История практически каждой страны имеет свой пантеон футбольных богов.
И если у передовых держав спорта номер один этот пантеон по своему количеству (и качеству!) близок к древнегреческому и древнеримскому, то у болгар, как и у всех народов Южной и Восточной Европы, этот список выглядит куда более скудно.
Но болгары однозначно имеют того, кто этот пантеон по праву возглавляет.
Он – человек, которым после матчей Бенфика — Левски восхищался сам великий Эйсебио.
Его пытались урвать та же Бенфика и Милан.
Он вытащил свою сборную на английский мундиаль и уже в 22 года занял 8-е место в борьбе за Золотой мяч.
В 1999 году болельщиками, футбольными экспертами и знаменитостями он был признан лучшим футболистом Болгарии XX века, опередив в этом голосовании лишь недавно зажигавшего в Барселоне Христо Стоичкова.
Он скончался в 28 лет и собрал на свои похороны 550 тысяч человек, съехавшихся со всех уголков Болгарии, а известие о его смерти вызвало слёзы даже у великого Сандро Маццолы.
Его имя носит стадион Левски.
Он – Георги Аспарухов, по прозвищу Гунди.
И 4 мая ему бы исполнилось 77….
Будущий бомбардир родился в 1943-м году, на самом закате существования Третьего Болгарского Царства.
Вернее даже не закате, а в период трансформации в социалистическую Народную Республику Болгария, завершившийся в 1946-м году.
Родился и вырос он в районе Софии, который был плоть от плоти синим.
С детства он воспитывался в сугубо спортивной атмосфере, успев перепробовать и волейбол, и гимнастику.
Но отец мальчика был категоричен – только футбол!.
Аспарух Рангелов привёл 7-летнего Георги в академию Левски, где тренер Коце Георгиев сразу оценил талант маленького дарования и сказал отцу: "Не вижу, чему мы можем научить твоего сына.
Он родился футболистом".
С того дня и до самой, пусть и ранней, смерти, жизнь Георги была связана исключительно с этим клубом, с вынужденным перерывом на 2 года в пловдивском Ботеве, о котором мы ещё вспомним.
Уже через 10 лет после своего первого прихода в академию синих, 17-летний Гунди дебютировал в составе основной команды.
В те юные годы он выходил на поле на позиции центрального защитника, что сейчас кажется удивительным.
Однако очень быстро тренеры и болгарской молодёжки, и Левски, увидели в нём задатки блестящего нападающего.
До своего ухода в Ботев, Георги провёл за родной клуб 24 матча, в которых забил 7 мячей.
Кстати говоря, первый раз он отметился результативным ударом именно в матче с "канарейками", поразив их ворота 28 сентября 1960 года, через 6 дней после своего дебюта, состоявшегося в игре со столичным Локомотивом 22 сентября.
Но болгарские законы тех времён были суровы (напомним, страна после войны примкнула к социалистическому лагерю) – в армии должны были служить все, и футболисты не становились исключением.
В 1961 году, году своего 18-летия, молодой Аспарухов был отправлен служить в пловдивский Ботев.
Собственно, куда ж ещё, когда альтернативой тому был заклятый враг его родной команды, соседи по столице из ЦСКА? Этот вариант Георги даже не рассматривал.
А в городе, расположенном на юге Болгарии, он провёл 2 с половиной сезона.
Ботев в те годы был командой, которая в болгарском футболе была на достаточно хороших счетах.
В своём первом же сезоне за клуб Гунди с командой выиграл Кубок страны.
В финале, проходившем в Софии на стадионе Васил Левски 12 августа 1962 года, был обыгран Дунав из города Русе со счётом 3:0.
Как ни странно, Георги в том матче голов не забивал, но сумел уже в 19 лет добыть свой первый трофей во взрослом футболе.
А в следующем сезоне команда, и Гунди в её составе, дебютировала в еврокубках.
После побед над румынской Стуяуа (поражение 2:3 в гостях, дубль Аспарухова; победа 5:1 дома, хет-трик Аспарухова) и ирландским Шемрок Роверс (4:0 в гостях, 1 гол Аспарухова; 1:0 дома, Аспарухов не забивал) команда дошла до 1/4 финала, где проиграла мадридскому Атлетико (1:1 дома, Аспарухов не забивал; 0:4 на выезде).
Всего в составе "жёлто-чёрных" Георги провёл 58 игр и забил 32 гола.
Особой строчкой (и даже больше, намного больше!) в карьере Гунди стоит отметить его игру в составе национальной сборной Болгарии.
"Трёхцветные" в те годы были на значительно более высоких счетах в мировом футболе, чем сейчас.
На всех трёх турнирах команда не выходила даже из группы, хотя сейчас болгарам и само попадание на мундиаль было бы за счастье….
Единственный свой гол на мировых первенствах Георги забил в 1966-ом году в ворота венгров в последнем туре группового этапа.
К слову, тот матч болгары проиграли со счётом 1:3.
Но и за само попадание на английский мундиаль они должны быть благодарны именно Гунди, который 29 декабря 1965 года сделал всему народу новогодний подарок, оформив дубль в решающей игре с бельгийцами.
Всего в футболке главной команды страны Георги провел полсотни матчей, в которых поразил ворота соперников 19 раз.
После вынужденного, но достаточно успешного вояжа в Пловдив, Гунди вернулся в главный клуб своей жизни – софийский Левски.
В этот раз уже в качестве железобетонного игрока основы.
Столько же раз и Кубок страны – в 1968-м, 1970-м и 1971-м.
Всё это и позволило ему занять в том году восьмую строчку в списке претендентов на Золотой мяч, обогнав Дениса Лоу, Ференца Пушкаша и Франца Беккенбауэра.
К слову, нельзя не отметить, что определённое время карьеры Гунди Левски тренировал чехословацкий специалист Рудольф Вытачил, который на протяжении двух лет работал главным тренером и в сборной Болгарии (как раз во время мундиаля 1966-го года и предшествующего к нему отбора).
В том же 1965-ом Аспарухов провёл и свои знаменитые игры против Бенфики.
10 ноября в столице Болгарии команды сыграли 2:2, и Аспарухов отметился одним голом, а 8 декабря в столице Португалии "синие" проиграли со счётом 2:3, а Гунди в той игре открыл и закрыл счёт в матче, оформив в игре дубль.
До прохода в 1/4 финала Кубка европейских чемпионов болгарам тогда не хватило буквально одного гола….
После этих матчей, как уже говорилось, восхищение игрой Георги выразил сам Эйсебио, сказав: "Никто не забивал нам дважды в Лиссабоне.
Аспарухов был первым".
После тех встреч "орлы" прилагали максимум усилий для того, чтобы приобрести болгарского гения, однако в Португалию, где у власти до сих пор находился Салазар, его не отпустила болгарская коммунистическая власть, а предложение в размере 500 тысяч долларов от Милана отверг сам Георги, сказав свою знаменитую цитату: "Есть такая страна – Болгария, а в ней есть команда Левски.
Вы могли никогда не слышать о ней, но я родился в этом клубе, в нём и умру".
Никто не знает, произнёс Гунди эти слова искренне, или под давлением сверху, но, как говорится, звучит довольно сильно, преданно и патриотично.
И что самое главное и неприятное в этой всей ситуации – пророчески….
Феноменальные успехи 1965 года Георги уже не повторял, но продолжал играть на высоком уровне, раз за разом поражая ворота соперников Левски.
Всего в синей футболке он провёл 238 игр и забил 153 мяча.
Последним сезоном в жизни великого Гунди был розыгрыш-1970/1971.
13 июня 1971-го года он забил последний в своей жизни гол, отметившись в воротах команды Этыр из города Велико-Тырново.
Эти матчи именуются как "Вечное дерби" и являются самыми принципиальными в болгарском футболе.
В той игре, которая для Левски уже не имела особой турнирной мотивации, но, как и принято в дерби, имела особый накал страстей, "синие" вели со счётом 1:0, и на последних минутах под Гунди прыгнул армеец Пламен Янков.
Георги решил отомстить и ударил соперника, хотя обычно на провокации не отвечал.
Арбитр удалил обоих, а дисциплинарный комитет на следующий день дал Янкову и Аспарухову по трёхматчевой дисквалификации.
А уже 30 июня Аспарухов дал себе дисквалификацию сам – пожизненную… Взяв с собой в компанию партнёра по Левски Николая Коткова (имевшего в команде вытекающее из своей фамилии прозвище Кот), он сел в свой бежевый Alfa Romeo и отправился с ним в горный городок Враца.
По пути из столицы, в Витине, игроки подхватили одного местного мужчину, который попросил их подвезти до Врацы.
Во время движения по горному серпантину перед машиной футболистов резко затормозил бензовоз, и в результате аварии обе машины сгорели.
Футболисты и их случайный пассажир, как и водитель бензовоза, погибли.
Болгарская коммунистическая власть долго не сообщала об этом народу, боясь большого скопления людей.
Помогал это скрыть и тот факт, что в этот же день в космическом корабле Союз-11 погибли три советских космонавта, и все первые полосы болгарских газет были заполнены новостями именно об этом.
Но скрыть гибель идола, иконы, а для некоторых и человека, являющегося просто-таки смыслом их жизни, было невозможно.
Попрощаться с Аспаруховым пришло 550 тысяч человек.
В 1990-м году, после того как коммунистическая власть в Болгарии закончила своё существование, его именем был назван стадион, на котором Левски проводит домашние матчи, и около арены ему был установлен памятник.
В горах же, где произошла та злосчастная трагедия, прямо в городке Враца монумент Аспарухову и Коткову установили местные жители близлежащих регионов.
Сделали это недавно, в 2017 году, к 46-ой годовщине случившегося.
Аспарухов для болгарского народа, а в особенности для болельщиков "народной" команды – это намного больше, чем просто футболист.
Он родился в Левски.
И в нём он и умер.
Честит рожден ден, Гунди!.
Глеб Скрипченко, читатель Football.