У народных депутатов появился еще один повод надеть футболки с надписью "Маю право на помилку".
Ну или "маю право на… " свое оригинальное, даже своеобразное видение на науку.
Потому что на днях новую волну недоумения вызвала цитата из учебника по географии для 8-х классов под авторством Петра Масляка и Светланы Капирулиной.
Цитата из учебника для 8 класса.
"… географические названия западных и южных стран и народов, такие как Галатея, галилеянин, Франция (Галлия), Галисия в Испании или Португалия (Порту-Галлия), вероятно, указывают на то, что пращуры современных французов, испанцев, португальцев, евреев и турок могли прийти на эти земли из украинской Галичины", - говорится на странице 271 учебника.
Зачем устраивать посмешище.
"КП в Украине" уже рассказывала о ляпах, которые не просто вкрадываются, а грубо вламываются в учебники по истории и географии, заставляя детей учить ошибочные понятия, а родителей – ломать голову и задумываться, почему же раньше все было проще, понятнее и без ошибок? Но эта тема по-прежнему актуальна.
- Меня смутило использование слова "вірогідно" (вероятно), которым авторы снабдили абсолютно бредовый фрагмент о французах и турках из Галичины, плюс "Порту-Галлия".
Можно сказать, оправдались, дескать, это не точно, мы ни при чем.
Но тогда надо было указать, откуда эта гипотеза взялась, кто автор, какие еще существуют версии происхождения этих наций, - рассказала "КП в Украине" мама восьмиклассницы Марина Корниенко.
- Когда я училась в школе, в начале 90-х, был тоже всплеск национального самосознания, национальной идентичности, но до такого закоса не доходило.
Помню, тогда, в 1990-91 годах, были популярны газетки и брошюрки типа "Иисус Христос – украинец" и "Адам и Ева были родом из-под Полтавы", но все понимали качество этих "исследований" и относились к ним как к шуткам.
Но в учебниках писать такую информацию - это уже чересчур.
Над нами просто будут насмехаться в мире, тут просто притянули за уши похожие слова….
Марина уверяет: простой поиск в интернете дает исчерпывающую информацию о происхождении народов.
Со ссылками и подтверждениями.
Зачем надо было устраивать вселенское посмешище из географии Украины - непонятно.
Врагу не сдается наш гордый Масляк.
Сам автор Петр Масляк на своей странице в соцсетях сообщил о "спланированной акции" против его учебника: "Впервые в истории Украины правда об Украине, хотя в очень ограниченном тираже (заслуга МОН), дошла непосредственно до школы, детей, родителей и учителей.
(тираж – 12 736 экз.
– Прим.
ред.) И нашим заклятым врагам становится страшно.
Они привыкли веками не только убивать нашу нацию физически, но и зомбировать тех, кто выжил, московским враньем, лукавством и фарисейством".
Не совсем понятно, кого именно имел в виду (португальцев или галлов Астерикса и Обеликса) Петр Алексеевич – профессор, доктор географических наук, отличник образования, заслуженный работник образования, академик Академии наук высшего образования, профессор кафедры географии, завотделом геополитики и геостратегии НИИ украиноведения Министерства образования и науки Украины, автор 500 научных и научно-публицистических работ.
Никоим образом не умаляя достоинств профессора Масляка, следует отметить, что в интернете его называют "антисемитом" исходя из содержания некоторых его постов в соцсетях.
Посты автора учебника отличаются нетерпимостью к евреям.
Но оставим автора с его теориями.
МОН одобрило учебник.
Нужен единый учебник.
Возможно, дело в отсутствии какого-то единого стандарта для всех школьных учебников.
Если заглянуть на сайт Института модернизации содержания образования, то там можно найти списки из десятков учебников, предлагаемых к использованию в школах.
Видимо, учителям предлагается пересмотреть их все и выбрать лучший?.
Как рассказал нам Станислав Николаенко, министр образования Украины в 2005-2007 годах, проблема действительно может заключаться в отсутствии государственного стандарта на единый учебник.
- Такой учебник должна писать группа разных авторов – представителей Национальной академии наук, Академии педагогических науки учителей-практиков… - отметил Николаенко.
- Высококвалифицированные ученые из НАН должны обозначить содержание учебника, специалисты из АПН – провести сравнительный анализ, то есть посмотреть, как в мире преподается этот материал для указанного возраста.
А учителя-практики, работающие с детьми, осовременить этот учебник соответствующей формой, создать теоретический материал, вопросы, схемы, задания и т.
В итоге получится единый учебник.
Все остальные пособия могут предлагаться на альтернативной основе.
В чем причина ошибок в учебниках и ляпов? Экс-министр считает, что виной всему спешка, отсутствие достаточного времени на анализ предлагаемых проектов учебников, что позволяет проскакивать туда и личным высказываниям авторов, индивидуализмам и "сырого" материала.
– Хотя государство утверждает госстандарт, но остается очень много субъективизма авторов.
А ведь надо, чтобы учебники отвечали национальным интересам, - считает Станислав Николаенко.
Доктор педагогических наук, профессор Сергей Коберник, в чьем учебнике также обнаружены опечатки и ляпы, рассказал "КП в Украине" следующее:.
- Безусловно, мы вычитываем все тексты.
Однако всегда есть нюансы на этапе подготовки к печати.
На конкурс материалы подаются в мае – в печать они поступают в августе.
За этот период учебники десятки раз перерабатываются, сокращаются, и мы просто не успеваем их физически вычитывать.
В последнее время государство постоянно требует сокращать размеры и объемы учебных пособий.
Например, один из учебников по географии для 7-го класса раньше состоял из 300 страниц, сейчас в нем 170.
И на этапе этого сокращения и переделок в тексты вкрадываются ляпы.
Ляпы в учебниках, похоже, неизбежны.
Но помимо мелких оплошностей вкрадываются и проблемы с содерджимым.
Опять же за скобками можно оставить не только поспешность в принятии решений по выпуску учебников, но и погоню за получением государственного финансирования этих проектов.
А это все-таки прибыль.
- В наше время экспертная группа по утверждению учебных пособий боролась не за деньги, а за имидж, за высокие звания ученых и педагогов, - вспоминает Николаенко.
К сожалению, еще один экс-министр образования Украины Лилия Гриневич (чья подпись стоит на указе об утверждении ученика по географии для 8-х классов под авторством Петра Масляка) не стала комментировать ситуацию с ошибками в учебниках, сославшись на занятость и сообщив, что не в курсе этого прецедента.
А пока педагоги, чиновники, родители и сами школьники думают, что не так с новой украинской школой, издательство "Центр учебной литературы" выпустило сборник сочинений Ольги Кобылянской, проиллюстрировав ее фотографией Марко Вовчок.
Если бы не писательница Оксана Забужко, заметившая подмену, вероятно, большинство из украинцев просто бы не придали значения такому крохотному, но убийственному ляпу.
КСТАТИ.
Мало времени.
Школьные учебники переиздаются в Украине каждые пять лет.
Если взглянуть на график проведения конкурса по отбору учебников, то времени на подготовку дается действительно немного – об этом и говорили спикеры "КП в Украине".
Например, 12 декабря 2019 года был объявлен конкурсный отбор учебников для 7-го класса.
Окончание конкурса было установлено 15 мая.
За это время авторы с 2 по 13 января должны были подать комплекты конкурсных материалов в Институт модернизации содержания образования.
С 25 января по 2 марта – экспертиза электронных версий учебников.
До 3 марта эксперты подают свои экспертные выводы.
4 марта – конкурсная комиссия проверяет правильность оформления экспертных выводов и принимает решение.
Неделя с 6 по 13 марта отведена на подачу апелляции, если кому-то показалось, что порядок проведения первого этапа конкурса был нарушен.
После рассмотрения жалоб до 24 марта участники конкурса передают фрагменты электронных версий оригинал-макетов учебников.
И после этого две недели – с 30 марта до 15 апреля - педагоги учреждений общего среднего образования знакомятся с этими фрагментами, выбирают понравившийся и передают о нем данные в орган управления образованием.
Там за сутки отправляют заказ в вышестоящие образовательные инстанции.
Потом - опять период апелляций, и 6 мая институт объявляет результаты конкурса.
Карантин не спасает, а о масках ни слова.
Что рассказывают школьникам на уроке о коронавирусе.
В МОН наконец-то решили объяснить детям, почему они не ходят в школу и что такое COVID19.