MY.UAНовости
Создатели научно-популярного журнала «Пространство»: «Пишем для тех, кому по-прежнему скорее интересно, чем страшно»
Создатели научно-популярного журнала «Пространство»: «Пишем для тех, кому по-прежнему скорее интересно, чем страшно»

Создатели научно-популярного журнала «Пространство»: «Пишем для тех, кому по-прежнему скорее интересно, чем страшно»

– Расскажите, как возникла идея проекта, и кто ее автор.

Как вы познакомились? Были знакомы до проекта?.

Евгения Селезнева: Журнал является частью одесской группы «Пространство» – помимо нас туда входят девелоперская компания, проектные институты, дизайн-студии, офлайновый лекторий «Креативный кластер» и исследовательская группа, think tank.

В «научно-гуманитарном» звене журнал был первой ветвью, мы запустили его практически одновременно с выходом компании на рынок.

Сложно сказать, в какой момент и у кого именно возникла идея создать журнал в его нынешнем виде.

Иногда мне кажется, что это самостоятельный эйдос, в нужное время проявившийся и начавший воплощаться через нашу команду.

Изначально речь шла о небольшом блоге куда более узкой направленности, посвященном системному мышлению и методологи.

Но первое же изучение ниши показало единичность подобных ресурсов в украинском инфополе и навело на мысль развивать проект более масштабно.

С Леной Зублевич мы были знакомы до проекта, жили вместе и успели поработать тандемом «журналист/редактор-иллюстратор» для нескольких других изданий.

В начале 2018-го я оставила работу в одесском Музее Блещунова (Одесский городской музей личных коллекций – Ред.), чтобы сосредоточиться на своем первом редакторском проекте, журнале про музыку и искусство концертного агентства Marco Concert – а через несколько недель его заморозили.

Тогда я собиралась искать удаленную работу в Киеве, но мне предложили попробовать заняться блогом «Пространства», и я подумала: это, как минимум, необычно.

Так что я занялась разработкой концепции и набором авторов, а Лена – созданием сайта и айдентикой.

Название «Пространство», кстати, тоже мы придумали.

Было десятка два других вариантов на трех языках – например, «Yellow Brick», «желтый кирпич».

Но в итоге остановились на первоначальном.

Елена Зублевич: Мы не планировали делать журнал, это получилось случайно – но, в какой-то мере, закономерно.

Я окончила магистратуру на живописном отделении худграфа в ЮУНПУ и начала восстанавливать свои предыдущие навыки работы с графическими редакторами и вообще всем компьютерным, полученные ранее на факультете компьютерных технологий во Львове.

Женя на тот момент уже занималась журналистикой и помогала мне находить заказы в медиа.

Я начала взаимодействовать с разными изданиями, часто в тандеме с Женей – она писала, я иллюстрировала.

Так мы посотрудничали с FISH, Forsh.

Mag, The Odessa Review и Marco Concert.

Когда у меня был небольшой простой с заказами – я решила вспомнить, как делаются сайты – и буквально через месяц эти знания мне очень понадобились.

В конце марта 2018 года мы подключились к работе будущего «Пространства».

Нам предложили участвовать в брейн-штормах, поисках названия фирмы.

Пока мы все придумывали название для компании, встал вопрос о создании медиа.

Конечно, мы с Женей идеально подходили для решения этой задачи.

Женя – мастер текстов, а я неплохо владею всеми остальными инструментами.

Апрель-июль 2018-го были очень насыщенными.

Я одновременно разрабатывала лого и сайт для строящегося объекта и параллельно корпела над созданием сайта для медиа-платформы.

В начале июня сайт и логотип журнала были готовы.

В конце лета мы с Женей, выгоревшие и очень уставшие, решили больше не участвовать в продвижении объектов компании и заняться исключительно журналом.

Нам дали добро и полную свободу в работе над его развитием.

Единственным условием было не отходить от заданной системы координат, по которой строилась концепция журнала.

Структура из четырех изначальных разделов – «Теории», «Искусство», «Технологии» и «Практики» – базируется на схеме под названием «структурно-онтологическая матрицы», разработанной ученым-методологом Виталием Шимко, до недавнего времени возглавлявшим нашу исследовательскую группу.

Согласно этой матрице, все жизненное пространство человека располагается в системе координат, осями которой являются дуальности «мир мыслимый – мир материальный» и «ценности – потребности».

Они делят поле на четыре равноценных сегмента, с которыми и соотнесены основные разделы журнала.

Именно так, к примеру, появился наш ощутимый крен в искусство и культуру: если мы хотим полноразмерно изучать жизненное пространство человека, нельзя сосредотачиваться только на «хардовой» начинке технологий, градостроения и архитектуры.

Так и пролетел первый год работы.

Мы – трудоголики, тянули журнал на себе вдвоем.

Женя занималась поиском авторов и партнеров, редактурой и бухгалтерией, я же полностью отвечала за техническую и визуальную составляющие.

Ну и, конечно, обе мы занимались и занимаемся креативной стороной журнала.

Спустя два года могу сказать: мы создали проект из любви.

И это лучшее, что мы сделали вместе.

– Всегда хотели этим заниматься – в смысле, создать журнал или быть редактором?.

ЕС: Я вообще по первому образованию врач, мечтала заниматься психиатрией, «вылечить шизофрению» и получить за это Нобеля.

Потом был заочный худграф, копирайтинг, фриланс, до «Пространства» – в основном писала про искусство и культуру.

Теперь шучу, что за два года работы в журнале, считай, еще одну магистратуру окончила – только непонятно, по какой именно дисциплине.

Самые интересные вещи у меня всегда случаются спонтанно и в обход любых ажурных планов.

ЕЗ: Мечтала ли я о медиа? Да.

Когда-то, еще в 2011-м, я запустила свой сайт об искусстве.

Продержалась год, поняла, что одна не тяну, и закрыла его.

И да, я тогда сама писала статьи (смеется).

Потом эта идея как-то ушла в глубины подсознания, неожиданно воплотившись спустя семь лет в более качественной и объемной форме.

– У каждой из вас есть отдельные проекты – как все успеваете?.

ЕС: Помимо журнала я занимаюсь ручной графикой и фотографией, проект называется «weirdo by seleznova», «странности по-селезневски».

Вынашиваю идеи сразу нескольких книг, но уже сомневаюсь, что удастся их воплотить во время работы в журнале.

Совмещать, конечно, непросто – нехватка не столько времени, сколько оперативной памяти: постоянное чтение емких лонгридов вызывает то, что я называю «истощением нарратива» – редактура чужих смыслов оставляет мало места для возведения собственных.

ЕЗ: Для меня очень важно, что концепция журнала и моя деятельность в нем перекликаются с моими персональными творческими проектами.

Я как художник изучаю тему пространства и человека в нем.

Два основных моих проекта, Blue Room, #НОГИПАЛЬМЫ – противоположные по сюжету, но одинаковые по смыслу.

В первом я изучаю изоляцию объекта от внешнего мира и выявление его истинной сути, во втором – связь объекта с внешним.

И все это завязано на пространстве, путешествиях, психологии и колористике.

Каждый мой день с журналом – открытие новой грани бесконечно интересного мира.

– Вы в детстве много читали научной фантастики?.

ЕС: Я скорее «ударяла» по магическому реализму и фэнтези – Вербер, Гейман, Пратчетт, Павич и так далее.

Еще нежно люблю антиутопии – в них зачастую удивительно точно прописаны миры.

Если говорить именно про детство, младшую школу – моими настольными книгами были РОСМЭН-овская «Энциклопедия открытий» и серия «Боги и герои» о мифологиях разных народов.

ЕЗ: Да, читала.

Научной фантастики было больше всего в домашней библиотеке (благодарность бабушке – ее увлечение).

Но чуть больше я любила приключения, всякое в духе «Робинзона Крузо» – там, где моря, океаны, пираты, пальмы и острова.

Собственно, прямиком из мира фантазий я и воплотила мечту жить у моря – сама я родом из Львова.

– Как финансируется ваше медиа? Что-то изменилось в связи с пандемией? У вас много фрилансеров.

У вас большой гонорарный фонд?.

ЕС: Журнал финансирует компания, мы также хотим развить тему с грантами.

Конечно, надеемся, что кризис не ударит по нам слишком сильно.

Если это случится – продолжим искать гранты, займемся краудфандингом… Или я опять устроюсь работать в музей и начну реализовывать свои книжные идеи.

Что кризис точно оборвал, так это наши планы начать сотрудничество с другими брендами и компаниями – то, что раньше не монетизировалось, сейчас и подавно не станет.

Гонорарный фонд я бы не назвала большим – платим плюс-минус так же, как и другие нестоличные издания, то есть не бесплатно, но и не много.

Есть еще партнерские материалы, в основном с культурными институциями и мероприятиями, блоги.

К сожалению, журналистика в Украине, особенно культурная, все больше приближается к статусу хобби, даже не подработки – впрочем, я не уверена, что когда-то было иначе.

– Как вы собирали команду?.

ЕС: Команда собиралась очень постепенно, я бы сказала – поштучно.

Первые полтора года мы с Леной работали вдвоем – на мне были все тексты, коммуникация и соцсети, на Лене – разработка сайта и визуалка.

Сидели за своими компьютерами с семи утра (Лена – с четырех-пяти) до девяти вечера без выходных.

Это было совершенное безумие, но поняли мы это лишь потом, когда команда, наконец, расширилась.

Осенью у нас появился второй редактор, Даша Трапезникова, и еще одна художница, Катя Цвентух.

Совсем недавно к команде присоединилась в качестве штатного автора Даша Цепкова, и мы запустили новостной раздел.

Обе Даши до этого довольно долго работали с нами как авторы, и обе живут в Киеве, остальная часть редакции – в Одессе.

Поиск новых авторов и хороших текстов – постоянный непрекращающийся процесс: первое, о чем я думаю, когда знакомлюсь с новым человеком – может ли он/она написать для нас о чем-то.

Способы поиска – самые разные, от прочесывания тралом Фейсбука до поездок на тематические форумы и конференции.

Единственное, чего мы не делаем – не размещаем объявлений на сайтах вакансий.

Много кого нашла благодаря предыдущим проектам и изданиям, для которых писала раньше.

Некоторые авторы пришли к нам сами.

Всего у нас что-то около пятидесяти контрибьюторов, из них человек пятнадцать пишут для нас постоянно.

Профессиональных журналистов с профильным образованием среди них – не больше трети, остальные – философы, историки, социологи, искусствоведы, специалисты технических направлений, есть материалы от врачей и юристов.

Научиться хорошо писать может человек с любым бэкграундом – главное, чтобы было, о чем писать и что сказать.

– Сейчас все работают удаленно, но вы это начали делать раньше других.

Есть ли сложность в работе редакцией, которая находится в разных городах?.

ЕС: Трудностей в работе с авторами из других городов нет – я никогда не работала по-другому, так что для меня это естественный и удобный порядок вещей.

Хотя во время карантина я чувствую, что не получается морально поддержать команду.

Настоящая сложность в другом – находясь не в Киеве, мы выпадаем из контекста и остаемся в стороне от многих важных процессов.

Наша аудитория в основном состоит из одесситов и киевлян, примерно поровну.

Но с расстояния пятисот километров нелегко уследить за всем, что там происходит, а соцсети – по-прежнему не самое совершенное средство коммуникации и поиска интересных событий и спикеров.

Сейчас с киевской повесткой помогают «наши Даши», киевская ветвь редакции, но я понимаю, что в некоторых аспектах нам все равно не догнать столичные издания, где главред может в любой момент пригласить авторов на кофе, лично посетить новую выставку или встретиться с местными урбанистами.

К сожалению, Одесса на сегодня проходит период инертности.

Мне кажется, она больше других крупных украинских городов страдает от расщепления, недоформированности идентичности – и это сильно утомляет и разобщает людей.

Здесь не хватает какого-то состоявшегося сообщества.

Люди есть – прекрасные, яркие, местами гениальные, – но после того, как спала адреналиновая волна 2014-2016 годов, коммуникации и объединения стали происходить медленно, как будто через силу.

Новые проекты периодически появляются, но всегда сложно сказать, как долго они просуществуют.

У меня на сегодня практически не осталось авторов в Одессе, половина уже в Киеве постоянно или большую часть времени.

Отдельная история – киевляне, которые приезжают сюда за мечтой о городе у моря, активно здесь что-то делают, развивают, но через год-два-три чувствуют, что с них хватит, и возвращаются обратно.

– В Украине также очень мало науч-поп журналов.

Как вы искали авторов, пишущих на научные темы?.

ЕС: Конференции, профильные издания, онлайн-сообщества, лекции.

Пожалуй, не менее половины академических контактов появились благодаря нашему автору, Жене Ивановой – она философ, преподает в университете, и когда-то писала для моего проекта с Marco Concert про композиторов и художниц Ренессанса.

А когда мы запустили «Про|странство», Женя начала наполнять раздел «Теории» материалами по философии, и параллельно отправлять нам анонсы всевозможных событий.

Так, в 2018 мы приняли участие в Первом украинском конкурсе философских стартапов и были отмечены как «Лучший электронный стартап».

Это было мое первое знакомство с киевскими философами.

А в прошлом году от нас уже была целая делегация на конференции в одесском политехе, мы потом совместно выпустили сборник статей.

– А как вы распределяете полномочия? Кто у вас главный, кто за что отвечает?.

ЕС: Можно сказать, что все полномочия у нас изначально были распределены поровну на «вербальные» и «невербальные».

Я отвечаю за все, что связано со словом – темы, тексты, соцсети, коммуникация с авторами и партнерами, Лена как глава визуального отдела – за все, что выражается не словами: оформление, иллюстрации, верстка, вид сайта и его техническое обслуживание.

Мы стараемся соблюдать какую-то дистанцию по отношению к работе друг друга и помнить, где чья зона ответственности, – это позволяет избегать конфликтов.

ЕЗ: Конечно, в целом Женя главная.

Я заведую визуалкой, но все равно часто спрашиваю или получаю комментарии от главреда, а сама периодически предлагаю идеи для статей или же по общему развитию журнала.

Например, я давно хотела статью о Хундертвассере, Женя об этом знала и была не против, но все как-то откладывалось.

И вот однажды одна из наших авторов написала о нем пост – и я в комментариях, почти умоляя, попросила ее написать этот материал.

Так он, наконец, появился на свет.

Вообще, больше всего я люблю в нашем журнале свободу.

Нет практически ничего, чего бы было нельзя.

Есть где разгуляться воображению.

– Как придумываете темы?.

ЕС: Темы мы с авторами формируем 50/50 – что-то они предлагают сообразно своим интересам, что-то – я.

Держим в поле зрения темы, которые исследует компания, наш think tank: в прошлом году это было формирование сообществ и партисипация, сейчас мы по понятным причинам переключились на тему безопасности и грядущих изменений в проектировании.

Вот от этого «интересно и важно» мы в основном и двигаемся.

По-моему, в мире сейчас производится столько контента, что здоровое детское любопытство – одна из немногих причин вообще с утра открывать глаза и ноутбук.

Пока что, судя по отзывам читателей, стратегия работает, и мы в наших интересах не одиноки – хотя массовыми их, конечно, не назовешь.

Это мы тоже понимали с самого начала, что конкурировать за охват с новостями про политику, тарифы и катастрофы не удастся.

– Кто придумал назвать спецпроект «Слово на К»?.

ЕС: Назвать так раздел с материалами про коронавирус – моя идея.

Когда эпидемия докатилась до Европы и заполнила собой все инфополе, нашей первой инстинктивной реакцией было отказаться от какого-либо упоминания о ней, остаться coronavirus-free островком для читателей и самих себя.

Я даже думала запустить новую рекламу страницы, «Не пишем про “слово на К!”» – чтобы те, кто, как и мы, устали от бесконечного пережевывания и страхов, увидели, что у нас можно немного отдохнуть от этого.

Но скоро стало понятно, что это невозможно и неправильно.

И кому как не нам освещать результаты их поисков и рассматривать происходящее через урбанистическую призму?.

Так что мы с авторами начали обсуждать, кому что есть сказать.

Материалов накопилось столько, что мы решили вынести их в отдельный раздел.

Однако писать крупными буквами в главном меню набившее всем оскомину слово «коронавирус» никому из нас не хотелось, и я подумала: сейчас о нем столько говорят, что если сказать «слово на К» – 15 из 10 вспомнят об одном и том же, и это будет не кофе, – так что мы ничего не потеряем, не назвав рубрику напрямую.

Сейчас мы каждый день занимаемся тем, что отчаянно ищем позитивные новости, не про эпидемию.

Для меня исключительно важно показать читателям, что в мире по-прежнему происходит что-то хорошее, что жизнь изменилась, но не остановилась.

Правда, иногда за такими новостями приходится буквально покидать Землю и отправляться в космос – NASA продолжает открывать планеты, сверхновые и черные дыры без перерыва на карантин.

Ну, или, если быть точнее – публикует отчеты об открытиях, совершенных до карантина – но главное, что мы можем рассказать об этом сейчас.

– Вы много внимания уделяете иллюстрациям к материалам.

Почему вы решили выбрать такой непростой путь – вместо того, чтобы использовать фотографии? Какой из материалов был самым долгосрочным, самым сложным, самым любимым?.

ЕЗ: Мы выбрали этот действительно непростой путь потому, что мы обе художницы.

И если бы нам нужно было делать журнал «как у всех» – меня бы тут точно не было.

По поводу материалов и сроков – как я упоминала ранее, первый год совместной работы был очень хардкорным.

Главное, чему я научилась – думать, не думая.

Порой я так углублялась в изучение темы, что можно было бы написать еще одну статью.

Обычно все это укладывалось в день – потому что авторов с материалами было много, а нас только двое.

И статьи выходили примерно через день – глубокие тексты, к которым нужен уважительный подход.

Особенно «весело» было, когда мы собирались в путешествия, и надо было сделать всю работу наперед.

Мой рекорд был – шесть материалов за день.

Когда какая-то статья особенно нравилась, и не было привязки к конкретной дате выпуска, я могла позволить себе потратить на создание иллюстраций неделю-две.

С медитативным погружением, осмыслением, поиском композиций и выбором стилистики.

Например, очень люблю серию статей о философах Жени Ивановой); материал Жени С.

о коливингах; серию Руслана Халикова о городах-утопиях и Юлии Манукян – о влиянии масонства на архитектуру.

Сейчас, когда у меня есть помощница, Катя, стало чуть легче.

Я делегирую, появляется больше времени на какие-то материалы, иногда – чтобы выдохнуть (ха-ха), иногда – чтобы решить другие быстрые задачи (поскольку теперь у нас еще и новостная лента, за которой тоже надо следить).

Иногда занимаюсь долгосрочными задачами – версткой печатного журнала, созданием анимаций и т.

– Почему вы решили оставлять часть текстов на одном языке, а часть – на другом, а не делать две версии журнала?.

ЕЗ: В идеальном мире у нашего журнала будет кнопочка-переключатель языков – русский-украинский-английский.

Но для этого дела нужны еще люди.

Возможно, так когда-то будет.

Но это не точно.

ЕС: Журнал украинизировался постепенно.

Моя позиция изначально была: никакого давления на авторов, каждый пишет на том языке, на котором яснее и приятнее излагать мысли.

К сожалению, для такого преимущественно русскоязычного города, как Одесса, это значит оказывать поддержку и оставлять место для менее «ходового» украинского языка – а мне бы очень хотелось, чтобы было наоборот, чтобы украинский по умолчанию шел первым, и его позиции не требовали дополнительной защиты.

Но в то время мы сами не особо задумывались, когда создавали интерфейс и логотип на русском.

За два года многое изменилось.

Если в начале материалов на украинском у нас была одна пятая, то сейчас уже где-то три четверти.

Я по-прежнему не ставлю авторам условий насчет языка, но многие за это время сами захотели перейти на украинский.

Интерфейс мы обновляли постепенно, последним шагом была смена логотипа на главной странице.

Потеряли симпатичную игру слов «про-странство» в написании «Про|странство», но языковая цельность мне видится более приоритетной.

Мы действительно хотели бы сделать двуязычную версию сайта, а потом и трехъязычную, с английским – но, честно говоря, чем больше накапливается материалов, тем менее реальной мне представляется эта задача.

Позволить себе машинный перевод мы не можем – лучше уж никакого.

А «ручной», человеческий – это огромный временной ресурс, даже на то чтобы заново сверстать переведенные материалы.

Поэтому я не знаю, удастся ли это когда-нибудь осуществить.

Одно время мы думали привлечь к переводу волонтеров – может, еще вернемся к этой идее.

Возможно, переведем с русского на украинский, но не наоборот.

Я всегда расстраиваюсь, когда новые авторы осторожно так интересуются, а можно ли написать статью на украинском.

Привет, мы вообще-то живем в Украине, такой вопрос в принципе не должен возникать в голове – но он возникает, и я прекрасно понимаю, что не на пустом месте.

На мой взгляд, есть прямая связь между языком и травмой колонизации, для Украины крайне актуальной.

Ее последствия дольше всего сохраняются именно на уровне речи.

Но и преодолевать эту травму можно было бы быстрее, целенаправленно работая на том же уровне: от искоренения отдельных речевых конструкций, доставшихся «в наследство» от «совка» – и вплоть до становления украинского языка как такого, который воспринимается независимым, не подвергается постоянному сравнению с русским, не является частью дихотомии «ИЛИ русский, ИЛИ украинский».

Речь определяет мышление.

Поэтому продвигать украинский язык доступными мне способами я вижу своей личной задачей.

И надеюсь, что создание интересного контента на темы, в славяноязычном инфополе в принципе не особо проговоренные, может быть достаточно эффективным и ненавязчивым способом.

– Вам, очевидно, сложно конкурировать за аудиторию с новостными и социально-политическими ресурсами.

Кто ваша аудитория? Как вы планируете ее расширять? У вас будут какие-то новые форматы – подкасты, например, видео?.

ЕЗ: Делать видео, подкасты и т.

– моя личная мечта почти с самого запуска журнала.

Но для этого нужен соответственный ресурс и чуть больше горящих глаз в компании с трудолюбивыми ручками.

ЕС: Конечно, когда мы разрабатывали концепцию, то набросали и примерный портрет читателя: возраст, пол, образование, чем занимается.

Во многом этот образ был похож на нас самих.

Но со временем мы поняли: не нужно за этот образ цепляться.

И сейчас я бы сократила свой «портрет читателя» до одного признака: пишем для тех, кому по-прежнему скорее интересно, чем страшно.

Мы очень стараемся сделать материалы понятными для максимального широкого круга, но это не всегда возможно, и часть из них все-таки требует некоторой базы для понимания.

Ассортимент форматов расширять планируем, сейчас вплотную подошли к созданию подкастов – и происходит это только сейчас по двум причинам.

Во-первых, все та же нехватка рук, времени и ресурса.

А вторая причина кроется лично во мне.

Большую часть жизни я провела с очень медленным интернетом, не позволяющим загружать видео.

Поэтому я практически не воспринимаю информацию ни в каком ином виде, кроме текстов, желательно шрифтом Times New Roman, двенадцатым кеглем.

Подкасты не слушаю, видеолекции не смотрю, презентации – и то не жалую.

Продюсировать то, чем сама не интересуешься, согласитесь, сложно, а человек, который мог бы этим заняться в полную силу, в команде пока отсутствует.

Что у нас, думаю, появится раньше, чем видео, так это полемические форматы – тоже в текстах, но с дискуссиями, а не монологами.

Кое-что уже появляется благодаря киевскому философскому клубу «Ликей».

Год назад мы с одесскими авторами пытались запустить дискуссионный клуб офлайн, не получилось.

Нынешняя ситуация с карантином создает новые возможности и запрос для таких вещей, так что я хочу немного переработать формат и попробовать снова.

Фото предоставлены Евгенией Селезневой и Еленой Зублевич.

Теги по теме
ОдессаРынок
Поделиться
Поделиться сюжетом
Источник материала
Упоминаемые персоны
Народная артистка Ада Роговцева сообщила о тяжелой утрате/Актриса рассказала, что ушел из жизни близкий ей человек
Апостроф
2025-04-12T16:17:49Z
Опоздание не простят: украинцам дали три месяца, иначе пенсии не ждите
Знай
2025-04-21T04:30:57Z
”Дима Комаров – г*вноед”: продюсер-военный ВСУ нашел у телеведущего русскоязычный контент
Апостроф
2025-04-15T18:33:12Z
Тайна с деньгами Папы Франциска для ВСУ: историк анонсировал новые интересные подробности
Апостроф
2025-04-21T14:27:08Z
Сенсация: Ватикан мог знать об инопланетянах еще во времена Муссолини
Comments UA
2025-04-23T08:06:14Z
Военное положение: с какими болезнями позвоночника предоставляется отсрочка
ZN UA
2025-04-23T08:04:45Z
Спасти жизнь только через минуту: украинцев предостерегли от смертельной опасности
Знай
2025-04-16T18:30:54Z
Аналог американских Tomahawk: рассказали, какими ракетами обстреляли Харьков
Gazeta UA
2025-04-18T15:01:13Z
Компенсация расходов на коммунальные услуги: украинцы могут получить новую помощь
Знай
2025-04-21T16:12:03Z
Стало известно, на что США могут обменять четыре области в Украине
Comments UA
2025-04-12T15:18:21Z
Захарова вспомнила слова Зеленского о «лохе» и обвинила его в трагедии в Сумах
Comments UA
2025-04-17T12:39:43Z
Исторический прецедент: трое экспрезидентов США выступили с критикой Трампа
Факти ICTV
2025-04-20T14:48:08Z
Ответ на парад. Планы Украины на 9 мая
Корреспондент
2025-04-14T22:28:35Z
Наступит ли мир после Лондона? Четыре возможных итога переговоров Украины, США и ЕС
Фокус
2025-04-23T08:15:52Z
Главные союзники Киева готовы отдать Путину оккупированные территории: предлагающие вместо этого
Comments UA
2025-04-23T08:09:23Z
У Путина осталось совсем немного времени откладывать перемирие: что об этом говорит
Comments UA
2025-04-14T14:06:52Z
Утвердили новое административно-территориальное деление Украины
Gazeta UA
2025-04-12T07:12:37Z
Телефонный звонок Путина Трампу: в РФ указали на важный нюанс
Comments UA
2025-04-17T11:54:36Z
Когда лучше пить магний — утром или вечером
TSN
2025-04-21T04:25:33Z
В Украине расширили программу Доступные лекарства
Корреспондент
2025-04-12T18:51:26Z
Можно ли засыпать с включенным телевизором: эксперты шокировали ответом
Gazeta UA
2025-04-20T16:15:00Z
Непригодных к службе могут неожиданно "вылечить": украинцам массово переписывают диагнозы
Знай
2025-04-12T19:30:30Z
Симуляция показала страшную правду, что происходит с телом после инъекции Ozempic
Знай
2025-04-23T05:51:26Z
Распространенный продукт, который опасно употреблять на завтрак
Comments UA
2025-04-23T04:00:37Z
Диетолог раскрыла рецепт блюда, которое убережет от рака
Comments UA
2025-04-12T14:39:43Z
Украинцам приходится экономить на еде, чтоб хватило на лекарства: в селах ситуация критическая
Знай
2025-04-20T17:30:52Z
Почему с возрастом портятся зубы: главные факторы
Comments UA
2025-04-19T15:45:54Z
”Обменять на наших подонков”: смелая речь россиянки Дарьи Козыревой натолкнула украинскую актрису на идею
Апостроф
2025-04-20T09:30:34Z
80-летний Майкл Дуглас разводится с Кэтрин Зетой-Джонс: что разрушило 25-летний брак — СМИ
TSN
2025-04-21T04:25:04Z
Екатерина Кузнецова сказала, что произошло с ее квартирой в Москве
Gazeta UA
2025-04-17T16:36:17Z
68-летняя актриса Нина Набока удивила, почему живет со студентом под одной крышей
TSN
2025-04-12T18:03:18Z
"Об этом знает, наверное, три человека в мире": Катя Осадчая раскрыла неожиданный факт о себе/Телеведущая назвала свое детское прозвище
Апостроф
2025-04-23T08:15:10Z
Умер Рой Томас Бейкер, который спродюсировал хит Queen Богемная рапсодия
Факти ICTV
2025-04-23T07:52:02Z
Джон Траволта растрогал фото с покойным сыном и довел до слез обращением к нему
TSN
2025-04-14T22:18:17Z
Возвращение Декстера Моргана на первых кадрах сериала "Декстер: Воскрешение"
GameMag
2025-04-16T02:16:13Z
Умерла заслуженная артистка Украины Изабелла Павлова-Рушковская
Факти ICTV
2025-04-21T15:36:34Z
Вместо "спасибо" - нож: в Винницкой области женщина спасла мужчину, а он ее убил
Новости Украины
2025-04-12T18:33:05Z
В Индии боевики убили около двадцати человек
Корреспондент
2025-04-23T08:13:28Z
Врачи были удивлены, когда на рентгене увидели, что проглотил 11-летний мальчик
Comments UA
2025-04-20T10:45:09Z
В Польше загорелся дом: есть жертвы, среди эвакуированных - украинцы
Корреспондент
2025-04-14T19:25:45Z
Девять погибших и 30 раненых: новые кадры смертельного удара по автобусу в Марганце
Gazeta UA
2025-04-23T06:54:12Z
Появились фото последствий удара дронов по Полтаве: есть "прилеты" и раненые
ZN UA
2025-04-23T05:42:19Z
Месть за Сумы продолжается: какая область РФ содрогалась от взрывов
Comments UA
2025-04-17T06:15:22Z
В Германии взорвался аккумулятор электросамоката, пять человек получили ранения
Известия Киев
2025-04-22T09:28:14Z
Ночная атака россиян на Днепр унесла жизни трех человек
Gazeta UA
2025-04-17T04:36:05Z
Ходжес назвал единственного человека в Украине, который все еще способен разрушить Крымский мост
Comments UA
2025-04-11T14:00:32Z
В Николаеве СБУ задержала российского информатора
Корреспондент
2025-04-22T13:06:50Z
Известный волонтер указал на положительный момент в истории с гибелью украинского пилота F-16
Апостроф
2025-04-12T13:18:23Z
Россияне атаковали жилую застройку в густозаселенном районе Одессы, детали
Фокус
2025-04-21T23:27:56Z
Как получить до 25 тысяч гривен в Киеве: условия и документы
Знай
2025-04-23T08:13:03Z
Дата оккупации Мариуполя может быть изменена в документах: для чего это сделают
Comments UA
2025-04-23T07:27:24Z
Погиб украинский пилот F-16
Апостроф
2025-04-12T20:58:52Z
РФ обстреляла КАБами регионы Украины сразу после "Пасхального перемирия"
Корреспондент
2025-04-21T05:42:14Z
Одесса раньше была защищена лучше - Зеленский
Корреспондент
2025-04-16T00:03:09Z
Минсоцполитики назвало самую большую пенсию в Украине
Корреспондент
2025-04-22T14:27:08Z
Ціна на газ з 1 травня 2025: чого очікувати споживачам
AgroNews
2025-04-21T07:13:32Z
Будьте готовы вернуть "лишнее": Пенсионный фонд может потребовать деньги
Знай
2025-04-22T09:30:00Z
Денежная помощь мобилизованным в Харькове: названы суммы и кому принадлежат
Политека
2025-04-22T20:00:28Z
Нацбанк согласовал Тигипко покупку одного из старейших банков Украины
ZN UA
2025-04-23T08:16:54Z
Бизнес для бизнеса: как карточки на топливо от Укрнафты помогают работе предприятий
Факти ICTV
2025-04-23T08:13:29Z
Звонок "из банка" обернется потерей 34 600 гривен: клиентов Приватбанка предупредили
Знай
2025-04-21T20:10:23Z
Ситуация изменилась: какой теперь дают прогноз роста экономики Украины
Comments UA
2025-04-17T13:57:33Z
Тарифы на газ на лето: Кабмин принял важное решение
Апостроф
2025-04-11T13:39:52Z
Пасхальный гороскоп: какая вы паска по знаку зодиака
Comments UA
2025-04-21T05:51:26Z
Обязательно пересадите в новый горшок: какие комнатные растения любят весеннее "обновление"
Апостроф
2025-04-21T15:06:19Z
Восемь пород собак, которых считают самыми спокойными
Gazeta UA
2025-04-20T14:46:29Z
Спасите свой урожай: вот чем следует обработать деревья после заморозков
Telegraf
2025-04-12T15:06:31Z
Между Данией и Германией строят самый длинный в мире туннель
Корреспондент
2025-04-23T07:52:57Z
Балкон вместо огорода: как вырастить вкусные томаты в контейнерах
Знай
2025-04-23T07:52:48Z
Те самые ириски из детства: рецепт конфет, вкус которых мы потеряли, но можем вернуть
Знай
2025-04-16T04:51:06Z
Гороскоп для всех знаков Зодиака на 23 апреля 2025 года
Фокус
2025-04-23T06:51:39Z
Любовный гороскоп сегодня, 23 апреля: кто ощутит поддержку партнера, а кого накроет волна непонимания
Знай
2025-04-23T04:12:34Z
Патрульная полиция Киева провела задержание с наручниками бывшего футболиста Алиева
ZN UA
2025-04-12T18:33:09Z
Буяльский прокомментировал яркий гол Ярмоленко
Корреспондент
2025-04-19T05:46:00Z
В Руане Свитолина обыграла всех, не проиграв ни единого сета
Корреспондент
2025-04-20T20:36:04Z
«Усика из меню не уберём!» - в Донецке в кафе «вольничали», пока не пришла «полиция». ФОТО
Новости Украины
2025-04-13T19:27:57Z
Карл Фрэмптон считает, что у Дюбуа сейчас больше шансов на победу в поединке с Александром Усиком
Известия Киев
2025-04-23T07:31:11Z
Английский чемпионат может пополниться французским нападающим
Корреспондент
2025-04-23T07:31:09Z
Довбик может продолжить карьеру в английской Премьер-лиге
ZN UA
2025-04-23T07:19:09Z
Барселона мінімально здолала Мальорку
Football.ua
2025-04-22T21:28:16Z
За место в Лиге чемпионов: Манчестер Сити побеждает Астон Виллу
Корреспондент
2025-04-22T21:15:33Z
От внешности зависело все: ученые выяснили, какие бороды вызывают больше доверия
Фокус
2025-04-19T15:45:55Z
Авторы Barotrauma анонсировали Frostrail — кооперативный хоррор про выживание машиниста в ледяной пустоши
GameMag
2025-04-12T14:42:34Z
ИИ посоветовал готовиться к концу света
Корреспондент
2025-04-21T02:12:41Z
В Македонии археологи нашли 2500-летний город
Корреспондент
2025-04-10T19:09:54Z
В Instagram инструменты AI будут выявлять несовершеннолетних пользователей: что будут делать с аккаунтами
Comments UA
2025-04-23T07:57:22Z
Появилась новая версия приложения Резерв+
Корреспондент
2025-04-23T07:28:56Z
S.T.A.L.K.E.R. 2 получил официальную «дорожную карту» — новое оружие, лут из мутантов и многое другое
ITC
2025-04-14T14:25:37Z
Исследование Astrum Entertainment: 85% российских геймеров не готовы платить за игру больше 4 тысяч рублей
GameMag
2025-04-12T18:58:41Z
Официально: Ubisoft издаст инди-рогалик Morbid Metal
GameMag
2025-04-10T18:49:55Z
Самый маленький и дешевый кроссовер Mazda показали до презентации
Фокус
2025-04-19T09:42:29Z
Инженеры разобрали батареи Tesla и BYD: какие выводы они сделали
UAToday
2025-04-12T13:03:39Z
Действенный лайфхак: как охладить салон за 30 секунд без кондиционера
Comments UA
2025-04-23T06:12:59Z
Мощная консоль PlayStation 5 Pro получила улучшенную систему охлаждения на основе жидкого металла
GameMag
2025-04-22T23:28:23Z
Stellantis отозвала почти 50 тысяч автомобилей в США
Корреспондент
2025-04-22T16:51:06Z
В "Дии" появится новая полезная функция для водителей: детали
Comments UA
2025-04-22T12:31:59Z
Sony показала «начинку» PS5 Pro — с системой охлаждения на основе жидкого металла
ITC
2025-04-22T12:10:38Z
Готовим авто к жаре: что нужно сделать до начала лета
Знай
2025-04-22T11:51:07Z
Перекус за рулем может обойтись в 275 000 гривен: о каком правиле не знает большинство водителей
Comments UA
2025-04-22T11:18:52Z