29 мая, за день до исторического первого запуска корабля SpaceX Crew Dragon с экипажем, компания Илона Маска потеряла четвертый прототип корабля Starship во время огневых испытаний на частном космодроме компании в Бока-Чика, штат Техас.
Через несколько секунд после успешных (пятых по счету) статических огневых испытаний двигателя SN4 взорвался (в результате утечки топлива) и сгорел.
Super Heavy и Starship — это перспективные сверхтяжелая ракета и корабль, разрабатываемые SpaceX для замены текущего семейства ракет Falcon и кораблей Dragon.
Вторая ступень одновременно выступает в качестве пилотируемого или грузового космического корабля.
Ракета проектируется как полностью многоразовая, обе ее ступени смогут совершать мягкую посадку после полета в космос.
В будущем SpaceX планирует использовать Super Heavy и Starship для отправки грузов и людей для отправки грузов и людей на Луну и Марс.
Отвечая на вопрос журналиста, Маск подтвердил, что к взрыву привели некие проблемы со средствами наземного обслуживания Starship (GSE).
Он заявил, что «небольшая проверка быстрого разъединения в конечном итоге обернулась большой проблемой».
Механизм быстрого разъединения на Starhopper.
В Starship SN4 использовался такой же, хотя трубопровод, по которым подается топливо, спрятан под обшивку корабля.
Упомянутое Маском «быстрое отсоединение» (QD) относится к месту соединения ракеты-носителя с GSE (так называемая пупочная система), которое отвечает за загрузку и разгрузку топлива и других жидкостей, нагнетание давления, а также передачу телеметрии и связь с наземными контроллерами.
Механизмы QD должны выполнять все эти задачи, а также обеспечивать возможность быстрой расцепки и отсоединения, позволяя ракете стартовать и при этом защищать чувствительные порты для простого повторного использования.
В теории быстроразъёмная пупочная система Starship должна быть еще более технически сложной, поскольку, располагаясь на вершине корабля, она должна одновременно обеспечивать не только заправку и управление кораблем, но и допускать стыковку и дозаправку на орбите.
Учитывая, что сейчас прототипы Starship тестируются на спартанских стартовых площадках, сложно сказать, насколько совершенная версия QD была установлена на четвертом прототипе.
Скорее всего, Маск говорил о недоработанной версии QD, аналогичной той, что использовалась в Starhopper в прошлом году, и SpaceX просто хотела проверить ее способность отключаться и повторно подключаться к Starship по команде.
И в таком случае все предельно ясно: быстрое разъединение после испытаний не сработало, как должно было, что привело к утечке жидкого метана через порт, поскольку в тот момент уже началась откачка топлива.
Вместо контролируемой откачки топлива в подземные резервуары под давлением жидкий метан начал сильно распылятся вокруг — эффект примерно тот же, если попробовать закрыть бьющую ключом из крана воду ладонью.
И вот так небольшая ошибка стала ценным жизненным уроком.
Следующий прототип SN5, предназначенный для полета на несколько километров, должен получить уже три двигателя Raptor, а также иметь полный набор двигателей и воздушные рули.
И он уже практически готов.
Само собой, компании Илона Маска еще предстоит отстроить площадку после аварии, чтобы возобновить испытания.
Потеря SN4, безусловно, неприятность, но в то же время это большой шаг вперед — пускай четвертый прототип и не смог совершить планируемый небольшой подскок на 150 метров, подобно Starhopper в прошлом году, он выдержал целых 13 различных тестов.
Ранее Маск говорил, что для создания орбитального образца Starship потребуется построить минимум 20 таких прототипов.
(Открывается в новом окне).