/https%3A%2F%2Fcdn.segodnya.ua%2Fi%2Fimage_630x354%2Fmedia%2Fimage%2F5ef%2Fb04%2F596%2F5efb045963577.jpg)
Техосмотр в современных условиях: европейский опыт или создание монополии
Техосмотр в современных условиях: европейский опыт или создание монополии.
30 июня, 12:52.
Актуально.
Количество независимых субъектов, осуществлявших техконтроль транспортных средств, резко сократилось.
Украина постепенно возвращается к нормальной жизни.
Однако автомобильный рынок еще никак не набрал привычные обороты.
Способствует этому и Закон Украины "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины в сфере безопасности эксплуатации колесных транспортных средств", который застопорил работу многих центров по техосмотру автомобилей.
Общий объем рынка оценивается в более чем миллиард гривен ежегодно.
В сфере сертификации уже создана монополия.
Из 57 предприятий, которые ранее осуществляли сертификацию и были "уполномочены" Министерством инфраструктуры Украины, осталось десять.
При этом количество выданных сертификатов на все транспортные средства (как новые, так и "б/у") неуклонно растет, а сама процедура все больше усложняется.
По словам эксперта Игоря Черненко, сейчас в Украине создана довольно сложная схема взаимосвязанных государственных органов, которые отвечают и контролируют доступ к деятельности предприятий в сфере техосмотра.
Но принятие решений замыкается на немногих, что создает ситуацию, похожую на монополию.
Предпринимателям, которые получили аккредитацию и собрали полный пакет документов для осуществления деятельности в сфере техосмотров, часто отказывают без основательных причин.
А требования к необходимым документам часто меняются.
Причем об изменениях предприниматели узнают уже постфактум.
В итоге за последние полтора-два года количество независимых субъектов, осуществлявших технический контроль транспортных средств, сократилось с 400 до 150.
При этом абсолютное большинство из этих 150 компаний и фирм находятся в сфере влияния немногих лиц, которые занимаются проверкой документов предпринимателей после аккредитационных испытательных.
Из обязательных ежегодных более 700 тысяч технических осмотров более 1/3 проводят всего лишь две (!) компании.
При средней стоимости техосмотра в 1000 гривен, несложно подсчитать и понять такую выборочность.
Игорь Черненко.
Министерство инфраструктуры Украины, оправдывая изменения, ссылается на европейскую практику.
Однако, есть факты, на которых акцентируют внимание международные эксперты.
Среди главных спорных пунктов данного законопроекта – создание Бюро по безопасности эксплуатации колесных транспортных средств, которому предлагается предоставить полномочия на допуск к хозяйственной деятельности по техосмотру, контроль за таким предприятием, а также возможность останавливать деятельность проводящего техосмотр предприятия без четко регламентирующих причин.
"Добровольно-принудительный" ввод в состав Бюро предприятий, участвующих в техническом осмотре автомобилей.
Как отмечает Игорь Черненко, права органа, уполномоченного ЕС осуществлять выдачу аккредитаций, четко регламентируется законами и директивами Европейского Союза.
Все станции, получившие разрешения на подобный вид деятельности, обязаны пройти тщательную экспертизу на предмет соответствия, а правила рынка – должны быть едиными для всех.
В процессе судебных разбирательств суды двух инстанций приняли во внимание явное нарушение процедуры принятия постановления.
Ссылаясь на несколько ключевых пунктов, которым оспариваемое в суде постановление Кабмина №46 не соответствует.
Интересно, что постановление КМУ отличается от согласованного всеми инстанциями проекта на 95%.
В ходе процесса разработки в постановлении появилось сразу несколько моментов, которые повлияли работу большинства предприятий и закладывают основу под создание монополии в будущем.
Согласно постановлению, предприятия можно лишать лицензии практически по любому поводу, а бланки должны быть оснащены радиометками, что сразу же повысило их стоимость с 3 до почти 70 гривен.
И самое интересно, что обеспечить необходимое количество радиометок государство просто не в состоянии, из-за чего работа центров практически стала, а вхождение новых предприятий на рынок затрудненно.
Сейчас предпринимателей просто отсылают из одного ведомства в другое – из Министерства инфраструктуры в Национальное агентство по аккредитации.
При этом, как признаются сами бизнесмены, они просто не могут преодолеть, а иногда – справиться с конфликтом интересов.
По словам экспертов, фактически создаются условия для монополизации, и если ситуация не изменится в ближайшее время, нас могут ждать серьезные имиджевые потери, а владельцев транспортных средств и предпринимателей – возможно, увеличение финансовых затрат.
Если предпринимателям и простым автомобилистам не удастся отстоять свою правоту, стоимость техосмотра может снова возрасти.
"Мы уже выиграли два суда, – отмечает юрист Игорь Черненко.
– В обоих случаях судьи приняли во внимание наши доводы.
Но ответчик усиленно пытается отстоять свои интересы.
В итоге мы получим то, что уже имеем, но в гораздо больших масштабах.
Возможно, потерю доверия европейских партнеров и тысяч рабочих мест, а также увеличение стоимости услуг.
Правда – на нашей стороне, надеемся, что и Верховный суд внимет здравому смыслу".
Андрей Дронь.
Подпишись на наш telegram.
Только самое важное и интересное.
Подписаться.
Реклама.