Одни искреннее верят в него, как в сильного кандидата, и считают подходящим сейчас главным банкиром.
А другие - не скрывают своего разочарования, говорят о связанных с ним скандалах.
Кто такой Кирилл Шевченко?В Офисе президента его позиционировали как успешного руководителя госбанка - Укргазбанка.
Шевченко смог отличиться тем, что первым подхватил президентские инициативы по льготной кредитной бизнес-программе "5-7-9%" и по ипотеке для населения.
В ОП говорят о его умении себя правильно преподносить.
При этом финансисту удавалось заминать свои публичные скандалы, объясняя все нападками соперников и "заказухами" врагов.
Даже при том, что в том же Укргазбанке его карьера была весьма противоречивой.
В Укргазбанк Кирилл Шевченко приходил дважды.
Первый раз, после его национализации (до этого владельцем структуры был Василий Горбаль), в 2009 году - сначала его назначили представителем Кабмина в Набсовете (тогда главой правительства была Юлия Тимошенко), а вскоре и первым зампредом в правлении.
Однако надолго там не остался, и ушел в небольшой Терра Банк, который многие впоследствии назвали главной ошибкой Шевченко.
Но, похоже, тогда его соблазнила новая роль - роль акционера.
Ведь это две большие разницы: быть наемным работником и быть совладельцем.
А во второй раз Кирилл Шевченко появился в Укргазбанке уже в качестве кризис-менеджера.
После троекратной девальвации гривны 6 лет назад по всей банковской системе пошли тотальные кредитные невозвраты, которые множились еще из-за потери Крыма и Донбасса (кредиты из этих регионов перестали платить, а отделения были потеряны).В Укргазе также возникла масса проблем и убыток составлял более 3 млрд грн.
Там менялось правление и Шевченко за два года смог его возглавить: в 2014-ом пришел на место первого зампреда, а в 2015 году (то есть во времена Порошенко и Гонтаревой) стал председателем госбанка.
Стабилизация Укргазбанка - самая сильная строка в резюме Кирилла Шевченко.
Говорят, что именно благодаря ей на него сейчас обратили внимание в Офисе президента и не возразили иностранные партнеры.
Вроде Международного валютного фонда, Всемирного банка, ЕБРР и прочих.
Именно эту стабилизацию имел в виду Зеленский, когда заявлял, что поставит во главу Нацбанка "банкира-технократа".
Не то, чтобы из Укргазбанка сделали эталонный пример, и Шевченко решил все его проблемы.
Там до сих пор есть невозвраты, по части из которых идут уголовные дела и предостаточно вопросов у правоохранителей.
Однако это первая финансовая госструктура, в которой сильно сократился портфель проблемных кредитов.
Зеленая энергетика - модная тема в Европе, потому идея пришлась по нраву западным кредиторам, и на этой ниве Укргазбанк с Шевченко смогли завлечь в партнеры структуру Всемирного банка - IFC (Международную финансовую корпорацию).Была надежда, что IFC войдет в состав акционеров нашего госбанка и поможет ему финансово (вливаниями в капитал), однако она до сих пор не оправдалась.
Потому-то и говорят, что у иностранцев хватает вопросов к нашей структуре.
Но, как бы то ни было, Укргазбанк считается "белым пятном" в карьере Кирилла Шевченко.
Даже несмотря на уголовные дела, обыски и выемки документов."Шевченко знает о текущих проблемах рынка, и все знают, что он умеет прислушиваться к проблемам финансового сообщества.
Известно, что он четко следит за выполнением дедлайнов и держит на контроле текущие процессы.
Значит его задачи не должны спускаться на тормозах.
Кирилла Шевченко считают целеустремленным человеком, умеющим отлаживать новые механизмы", - сказал в разговоре со "Страной" финансовый аналитик Василий Невмержицкий.
До госбанка Шевченко не выделялся из общей массы украинских банкиров, он имел типичный послужной список без больших достижений: - советник председателя правления Ощадбанка;- совладелец и один из руководителей Терра Банка, который в итоге был признан неплатежеспособным и по которому открывались уголовные дела, связанные с выводом средств и коррупцией;- советник премьер-министра Юлии Тимошенко;- руководитель Государственного ипотечного учреждения - структура Кабмина, которая должна была восстановить ипотечное кредитование в стране и поставить его на поток.
Однако это не удалось.
Шевченко смог организовать выпуск облигаций ГИУ для привлечения средств под проект, однако сам проект впоследствии захлебнулся, и сейчас это практически нерабочая структура.- 11 лет в банке "Финансы и кредит" - от начальника отдела (был казначеем) до первого зампреда;- Украинский кредитный банк.
Скандалы Шевченко.
Слабым местом в карьере Кирилла Шевченко история небольшого Терра Банка, в котором он был совладельцем вместе с Вадимом Копыловым (во времена Януковича был замминистра финансов и замминистра экономики).
Говорили, что Шевченко приходится Копылову дальним родственником и потому двигал Кирилла Евгеньевича по карьерной лестнице.
Кроме Шевченко и Копылова к бенефициарам Терра Банка относили погибшего в июне 2020 года депутата Валерия Давиденко и его партнера также нардепа Бориса Приходько.
Приходько тогда был казначеем Ощадбанка, а после стал первым зампредом Нацбанка и считался доверенным лицом Сергея Арбузова и Юрия Колобова, которые при президенте Януковиче руководили НБУ (Колобова также связывали с Терра Банком).Именно связи и партнерство с Приходько и Колобовым впоследствии активно муссировались в СМИ и вменялись в вину Кириллу Шевченко.
Особенно после того, как Бориса Приходько позже обвинили в хищениях более 2 млрд грн из Аграрного фонда.
По ходу в СМИ всплывали и другие истории с уголовными делами в Укргазбанке.
Кстати, некоторые из них сегодня озвучил на заседании финансового комитета депутат Александр Дубинский.
А именно - о том, как Укргазбанк выплачивал денежные вознаграждения на физлиц-предпринимателей (родственников членов правления Укргазбанка, подчиненных Шевченко) за привлечение вкладчиков.
И ряд других, по которым открывались уголовные дела Государственной фискальной службой, СБУ и прочими правоохранительными органами: подозрительные сделки с ОВГЗ в 2017-2018 году, мошеннические действия с деньгами "Киевметрополитена", обналичка средств, которая показалась подозрительной ГФС, и она открыла дело и прочее.
Эти темы не раз поднимались в СМИ.
Недруги и соперники.
Главным противником Кирилла Шевченко в кампании по избранию на пост председателя Нацбанка стал народный депутат Александр Дубинский, которого связывают с олигархом Игорем Коломойским.
Парламентарий не скрывал своей неприязни, и открыто выступал против Шевченко, активно напоминая через соцсети обо всех обвинениях и скандалах, в которых участвовал банкир.
Нелюбовь Дубинского и Коломойского к Шевченко объясняется очень просто.
Они ставили на другого кандидата в руководители НБУ.
Говорили, что их претендент - это председатель Совета Национального банка Богдан Данилишин.
Данилишина всерьез рассматривали на это место, причем, он считался достаточно сильным кандидатом, поскольку был готов противостоять нынешнему правлению Нацбанка, которое привела в НБУ еще Валерия Гонтарева.
При этом Данилишин настаивал на насыщении экономики деньгами - то есть на взвешенной эмиссии гривны и активном кредитовании экономики.
На том, чего сейчас ждут от Кирилла Шевченко.
Однако, именно близкая связь с Коломойским и торпедировала Данилишина как кандидата на должность главы НБУ.
Шевченко же зашел с другой стороны, установив тесные связи с частью так называемых "соросят", которые и начали рекламировать его кандидатуру в западных структурах и МВФ как "равноудаленного технократа".
Также, по данным "Страны" новый глава НБУ взял обязательство очистить правление Нацанка от людей команды Гонтаревой во главе с Рожковой (ныне - и.
Это позволит завестина ключевые хлебные должности в НБУ новых людей, которых определит Зеленский, а также другие крупные группы влияния.
Собственно, именно такая постановка вопроса и определила отношение к кандидатуре Шевченко при голосовании в Раде.
Он получил более 300 голосов.
Голосовали все фракции и группы кроме двух - "Евросолидарности" и "Голоса", которые связаны с нынешним руководством НБУ.
Чего ждать от Шевченко в Нацбанке.
Ожидаемая кадровая чистка в НБУ, безусловно, будет иметь большое политическое значение, так как приведет к глобальному перераспределению коррупционных потоков в Нацбанке между разными группами украинской элиты.
Хотя процесс будет очень не быстрым.
По разным оценкам, на смену правления Национального банка и руководителей ключевых департаментов и управлений в НБУ у Кирилла Шевченко может уйти около года.
Однако для страны и граждан имеет большее значение как поменяется денежно-кредитаная политика при новом главе Нацбанка.
Опрошенные "Страной" участники финансового рынка сходятся на трех основных ожиданиях от нового главы НБУ.
Неизменность курса на сотрудничества с МВФ, Всемирным банком, ЕБРР и прочими международными кредиторами Украины.
А также соответствие их пожеланиям относительно основ денежно-кредитной политики в частности ограничения эмиссии гривны.
Впрочем, отношения с МВФ зависят не от личности главы НБУ, а от стратегического курса государства.
Пока он остается неизменным, то и курс НБУ будет в русле Меморандума с МВФ.
А если он поменяется (в силу политических решений руководства страны), то и Нацбанк во главе с Кириллом Шевченко откорректирует свою политику.
Плавная девальвация гривны по согласованным с МВФ параметрам до уровня, определенного в бюджете (то есть до примерно 30 гривен за доллар).
Это практически неизбежная мера вне зависимости от личности главы НБУ, так как позволит сбалансировать бюджет и поддержать экспортеров.3.
Попытается оживить кредитование, в том числе и через рефинансирование НБУ (то есть, через плавную эмиссию гривны).
В этом плане уже в ближайшее время банкиры ждут ряда изменений в постановлениях регулятора о кредитовании, формировании резервов и финансовому мониторингу.
Тех, которые сейчас сдерживают кредитование.
Вряд ли это приведет к кредитному буму, но, по крайней мере, сможет дать возможность кредитовать некие приоритетные проекты.
Девальвация и эмиссия гривны приведет к росту инфляции, как ожидается до уровня в районе 10%.
Что также в правительстве считается допустимым и даже полезным с точки зрения "разогрева" экономики.
Если подытожить - при Кирилле Шевченко НБУ будет продолжать в целом прежний курс, определяемый сотрудничеством с МВФ, однако с некоторыми уступками крупным финансово-промышленным группам в части девальвации гривны и удешевления кредитования.