/https%3A%2F%2Fs3.eu-central-1.amazonaws.com%2Fmedia.my.ua%2Ffeed%2F107%2F3b023828fdd0dd563f08a4b89fd7cd51.jpg)
Запрет ДВС: правда или миф? Рассказываем, чем это может закончиться
Станет ли планета чище, если весь транспорт перевести на электротягу?.
Автор Сергей Зиновьев.
Британские власти заявили, что в 2035 году вступит в силу запрет на продажу новых автомобилей с ДВС, включая некоторые гибриды.
Ещё раньше свой срок назвала Франция – к 2040 году.
Норвегия намерена запретить ДВС в 2025‑м, Германия и Дания – в 2030‑м.
То ли поддались обаянию Греты Тунберг, то ли у энергетиков сильное лобби.
А может, министры и парламентарии просто плохо учили физику?.
Одна неувязочка.
Для приведения в движение электромобиля требуется такое же количество энергии, что и автомобиля.
Чтобы получить эту энергию, всё равно надо что-то жечь.
Две трети электричества в мире добывают, сжигая уголь, газ и нефть.
Если весь автопарк страны переводить на электротягу, так или иначе, придётся нарастить объёмы сжигаемого.
Зловонные НПЗ при этом не исчезнут – воздушный, морской и военный транспорт без ДВС пока немыслим.
У французов ситуация особая – доля АЭС составляет 75%, поэтому они смело анонсировали отказ от угля к 2022 году.
Но вообще Европа боязливо относится к АЭС: Италия, Австрия, Бельгия, Испания и Швейцария отказались от атомной энергетики.
Германия закрыла две трети АЭС, скоро закроет остальные.
На очереди Швеция и Голландия.
Австрия запретила даже импорт энергии, выработанной на АЭС в других странах.
Её Величество не придётся пересаживать на Теслу Cybertruck – у Роллс-Ройса есть электрический концепт, который в случае чего вполне можно пустить в серию.
Ветряками и солнечными электростанциями полный отказ от ДВС не компенсировать: в Европе тесно для таких установок.
Собственно, и ветряки уже признаны вредными для экологии – гибнут птицы и насекомые, землеройки сходят с ума от вибраций.
Наконец, при передаче электричества на большие расстояния и различной её трансформации до 20% уходит на нагрев окружающей среды – нерешенная проблема.
Рост выработки и потребления неминуемо приведёт к увеличению нагрева, а климат у нас и так вызывает опасения.
Современная тенденция в Европе – стагнация атомной энергетики, снижение доли угля, нефтепродуктов и ГЭС, рост использования природного газа и ВИЭ.
В долю ВИЭ входит и сжигание биомассы.
А почему, кстати, чиновники объявили анафему в первую очередь легковым автомобилям? Тотальную электрификацию разумнее начинать не с них, а с коммунальной и специальной техники, грузового и общественного транспорта.
Переведите для начала на электротягу все такси, поливалки, мусоровозы и автобусы.
Воздух станет намного чище!.
Две гипотезы.
Логику правительств понять трудно.
Меры по спасению планеты сводятся почему-то к локальному очищению воздуха в одних местах за счёт увеличения загрязнения в других.
Если быть точным: очищая мегаполисы, травят сельскую местность.
Однако уже в ближайшие годы Лондон, Париж, Рим, Берлин и Амстердам намереваются запретить въезд либо дизельных машин, либо любых машин с ДВС.
А затем уже переходить всей страной на электротягу.
На тяжёлые грузовики также ставят батареи либо топливные элементы.
Отдельные экземпляры переданы транспортным компаниям для эксплуатации.
Запас хода в 300–350 км, конечно же, дальнобойшиков не устраивает.
А вот для мелких развозных фургонов этого достаточно, и их выпускают серийно.
Эксперты подсказывают, что налогоплательщикам это влетит в копеечку.
В Британии к имеющимся 15 тысячам зарядных устройств нужны дополнительно 45 миллионов установок.
Пересадка граждан на электромобили потребует стимуляции в виде дотаций и налоговых льгот.
Полтора миллиарда фунтов уже истрачены на одну только агитацию.
Как-то придётся наладить утилизацию батарей в промышленных объёмах.
Тем не менее, власти готовы на любые траты! Что же их так мотивировало? Неужели гражданский долг?.
Самое простое предположение – лобби автозаводов, которые по понятным причинам заинтересованы в появлении новой группы массовых товаров.
Или лобби энергетиков, обнаруживших, что в прошлом году потребление электричества в Евросоюзе неожиданно упало на два процента.
Теоретически, им должно противостоять лобби нефтяников.
Но если нефтяники знают, что получение электричества сжиганием газа будут наращивать, то им не о чем беспокоиться.
По одной из теорий конспирологов, истинная проблема не в загрязнении городов выхлопами, а в нехватке… воздуха.
Об этом редко говорят экологи, а власти не афишируют, но втихаря проводят исследования.
В 2014 году Институт физики атмосферы РАН опубликовал работу, посвящённую содержанию кислорода в Москве.
В критические дни (обычно летом, в жару) доля O2 в воздухе падает до пугающего уровня, вызывающего гипоксию и прочие неприятности.
Есть и другие данные: норма в 21% в мегаполисах недостижима уже полвека, повседневный уровень составляет 17–19%.
По этой причине таксисты спят на ходу, а горожане страдают мигренями и десятками валятся в обмороки в метро.
А кислород в огромных количествах сейчас выжигают именно ДВС: на килограмм топлива требуется 14,7 килограмма окислителя.
Если так, то перенос сжигания «в деревню» и насыщение городов электромобилями – дело благое.
Только оно никак не уменьшит загрязнение в целом по Великобритании, по Европе или по планете.
А если мы хотим добиться именно чистоты, то снижать надо не сжигание углеводородов в городах, а расход электроэнергии.
Три подсказки.
Достоинства и недостатки электромобилей обсуждены вдоль и поперёк.
Основные минусы с точки зрения владельца: слишком долгая заправка и малый запас хода на одной заправке.
Заявленные заводами пробеги в 300–350 км получены в лабораторных условиях.
В реальных – втроём, зимой при включённых фарах, дворниках, печке и магнитоле – вы далеко не уедете.
До работы и магазина, конечно, доберётесь.
Если нет пробок, то и до дачи.
В конце концов, среднесуточный пробег машин во всём мире не превышает 50–60 км.
Но дальние путешествия на электрокаре станут мучением.
Несовершенство сегодняшних электромобилей заводам выгодно.
Это позволит в дальнейшем долго соблазнять покупателей новыми моделями с чуть улучшенными параметрами (как это происходило и с ДВС-мобилями).
Прорывных технологий, позволяющих резко снизить массу батарей или ускорить зарядку, в ближайшей перспективе не видно.
Сооружение «индуктивных дорог», обеспечивающих зарядку на ходу, – из области фантастики (по финансовым причинам).
А следующей проблемой, которой экологи озадачат политиков, будет растущий электромагнитный фон.
Включённые электроприборы провоцируют в организме процессы, приводящие к сбоям в важнейших системах – например, иммунной и половой, чего многим хотелось бы избежать.
Первичные симптомы ничем не лучше, чем при отравлении выхлопами и гипоксии: мигрень и бессонница, вялость и сонливость, психозы и депрессии.
Врагу не пожелал бы сидеть два часа в день на аккумуляторе в окружении электромоторов!.
Словом, у Греты Тунберг ещё очень много работы.
Кстати, экологам на заметку: самый простой способ быстро спасти планету – отказаться от газировки! Двуокись углерода для газированных напитков (а также огнетушителей и нужд криохирургии) промышленно производят миллионами тонн, в том числе сжиганием природного газа.
А переход с ДВС на электричество заметного эффекта не даст.