Фольклор различных народов мира – весьма благодарная тема для компьютерных развлечений.
Разнообразные чудовища, порождённые богатой фантазией наших далёких предков, оказываются как нельзя кстати в качестве антагонистов в ролевых играх и боевиках, не говоря уже о поджанре survival horror.
В более мирных адвенчурах сказочные монстры также нередко встречаются – в качестве мифологической основы для мрачного антуража, как, например, в недавней славянской Mira.
Однако Röki, чей сюжет вдохновлён скандинавскими мотивами, отличается от многих таких игр скорее светлой, чем тёмной атмосферой, – и дело не только в том, что здешние события происходят зимой, так что все локации покрыты глубоким снегом, особенно приятным для глаз во время знойного лета.
Фантастические существа, встречающиеся нам в ходе развития трогательной сюжетной линии, не столько пугают, сколько вызывают сочувствие и даже жалость, – что в сочетании с интересными загадками и относительно открытым миром делает эту игру одной из наиболее примечательных адвенчур 2020 года.
Жанр Адвенчура.
Платформы Windows.
Разработчик Polygon Treehouse.
Издатель United Label Games.
Сайт,Steam, GOG.
Несмотря на ярко выраженный скандинавский колорит, Röki – проект интернациональный.
Издатель United Label расположен в Варшаве, но посвятил свою деятельность продвижению достойных внимания инди-проектов со всего мира, – одним из которых и оказалось творение британской Polygon Treehouse.
Её штаб-квартира расположена в Кембридже, однако помимо двух человек основного состава, в создании приключенческой игры без насилия и на тему семьи, доброты и чудовищ, задуманной в качестве альтернативы простеньким консольным «стрелялкам», выпускаемым студией до этого, принимали участие фрилансеры из нескольких других стран, включая скандинавские.
Röki вдохновлена нордической мифологией в целом, без привязки к какому-либо отдельному этносу, – хотя наличие в заголовке в меру экзотической буквы «Ö» говорит скорее о шведском или исландском происхождении.
Где-то далеко в одиноком домике в заснеженных горах живёт девочка Тове вместе со своим маленьким братом Ларсом и отцом Хенриком.
Мать детей, Ева, умерла ещё пять лет назад, сразу же после рождения сына, – убитый горем отец практически самоустранился от забот о семье, и не по возрасту повзрослевшей старшей сестре (которая и будет нашей основной героиней) приходится заботиться и о брате, и о всём доме.
В результате Тове, вынужденно оставив отца в бессознательном состоянии под обломками здания, устремляется на спасение брата, – в ходе которого её ждёт множество приключений, полных опасностей, загадок и тех самых мифологических созданий: гигантов йотунов (которые выглядят тут не совсем обычно), хрестоматийных скандинавских троллей (в том числе живущих под мостами и склонных к окаменению), крошечных томте – домовых в остроконечных красных колпачках, миниатюрных крылатых альвов и др.
Хотя основными протагонистами и являются дети, назвать Röki игрой именно для этой целевой аудитории вряд ли получится: описанный сюжет при всей своей сказочности не лишён некоторых серьёзных, грустных и даже трагических ноток, а многие загадки достаточно сложны и для взрослых любителей адвенчур.
С внешней стороны Röki отличается уже отмечавшейся яркой и по большей части светло-снежной картинкой; вместе с тем, северная природа и относительно скромная деревянная архитектура выглядят довольно просто, особой детализацией похвастаться не могут, а своими прямыми линиями и стильной, но местами однообразной расцветкой напоминают о воксельной графике.
Персонажи, впрочем, производят более приятное впечатление, что и немудрено с учётом фантасмагоричности большинства обитателей здешних мест.
Перспектива отображения – от третьего лица, причём часто в не самом характерном для адвенчур виде «сбоку», с перемещением Тове влево или вправо, – хотя графика всё же трёхмерная, так что и «вглубь экрана» проходить придётся не так уж и редко.
Музыкальное оформление по-своему выразительно, пусть и не может похвастаться особыми этнографическими мотивами, – а вот озвучка отсутствует в принципе.
Как ни странно, это скорее кажется «плюсом», чем «минусом», ибо качественных голосов в исполнении шведов или исландцев от инди-разработчиков вряд ли можно было бы ожидать, а стереотипное англоязычное сопровождение нарушило бы всю фольклорную атмосферу, – поэтому общаются герои разнообразными междометиями и прочими односложными возгласами, а субтитры доступны на любом из одиннадцати языков, включая русский.
К сожалению, по части интерфейса всё обстоит несколько хуже.
Например, перед каждым запуском игры зачем-то требуется подтвердить и разрешение экрана, и тот самый выбранный язык субтитров, прежде чем можно будет попасть на стартовый экран с возможностью начать игру или продолжить предыдущее автосохранение (таких всего три, создаваемых по очереди, причём возможности сохраняться вручную не предусмотрено).
Авторы официально рекомендуют управлять Тове при помощи геймпада: клавиатура и мышь формально также поддерживаются, но использовать их далеко не всегда и не совсем удобно.
Для перемещения героини можно использовать как клавиши со стрелками, так и сочетание WASD; за взаимодействие с активными точками на экране отвечает «ввод», дублируемый также «Е» и левой кнопкой мыши.
Если подойти поближе к достойному внимания объекту, то рядом с ним появится значок, намекающий на способ такого взаимодействия: осмотреть (глаз), взять (рука), спуститься или подняться (в случае с лестницами) и так далее.
С помощью Shift при одновременном нажатии стрелок можно переключиться на бег, а «F» обеспечит подсветку всех активных точек на данной локации: опция очень даже небесполезная, ибо из-за особенностей местного графического стиля многие предметы бывает совсем не просто разглядеть на общем монотонном фоне.
Инвентарь, располагающийся на скрытой по умолчанию верхней панели, можно вызвать нажатием клавиши «I» или «Tab» (а закрыть – также и правой кнопкой мыши), и с ним как раз и связано основное неудобство по части здешнего управления.
Дело в том, что подбирать предметы героиня умеет, разумеется, автоматически, но вот для последующего их применения друг на друге (ибо комбинировать своё имущество для создания чего-то нового и более полезного нам временами придётся) или на подходящем месте основного экрана что-либо из содержимого требуется сначала выделить (при помощи стрелок, клавиш «A» и «D» или даже движения мышью из стороны в сторону) – а затем зажать и перенести на то самое нужное место.
Хитрость в том, что курсор на экране вообще никогда не появляется, а нажимать одновременно «ввод» для удержания предмета и стрелки для его перемещения весьма неудобно (как и комбинировать те же стрелки для выбора с движением мыши для перемещения).
То же самое нарекание на заточенность под контроллер относится и к «Дневнику Тове», который вызывается нажатием «J» и служит не только для напоминания о предшествующих событиях и стоящих перед нами в данный момент задачах, но и для ориентации на местности.
Четыре здешних раздела называются «Карта», «Заметки», «Находки» (необязательное, но в меру увлекательное, особенно для девочки-героини, занятие: коллекционирование различных скрытых тут и там на экранах диковинок – вроде «засохшей сопли троллихи», да) и «Значки» (столь же опциональные «достижения» за сюжетные и не очень действия).
Переключаться между этими пунктами можно при помощи клавиш с цифрами «1» и «4», тогда как для перелистывания между страницами в рамках каждого из разделов служат «2» и «3»: вероятно, это вполне удобно для гордых владельцев геймпадов, но почему авторы не решились добавить возможность переназначить эти настройки для более интуитивного управления с клавиатуры, непонятно.
Большая часть здешних загадок строится именно на стандартном для квестового игрового процесса сборе и использовании предметов инвентаря; изредка встречаются и несложные головоломки на управление различными механизмами (замки, рычаги, шестерёнки и т.
Беседы со встречными персонажами, среди которых – как уже замечалось – преобладают монстры и прочие фантастические создания, также имеются в изобилии, но выбора тем для разговоров не предусмотрено: для прокрутки реплик достаточно просто нажимать «ввод», а «задания» от собеседников чаще всего сводятся к необходимости раздобыть и принести им какой-нибудь полезный предмет, набор ингредиентов для алхимического зелья или даже к краткой экскурсии в особые миры снов и кошмаров.
Сюжетная линия Röki строго разделена на три главы, радикально отличающиеся как по продолжительности, так и по сути игрового процесса.
Первая часть весьма коротка и представляет собой скорее интерактивный мультфильм – одновременно «обучающий уровень» и пролог-предысторию.
Большую часть времени мы проведём во второй главе, посвящённой странствиям Тове по зачарованному сказочному лесу, общению с его обитателями и раскрытию его многочисленных тайн.
Причём локаций здесь довольно-таки много, и доступ к внушительной их части у нас будет почти что с самого начала, – что только добавляет игре сложности и нелинейности.
Предусмотрена в этом лесу даже возможность быстрого перемещения – при помощи не карты в дневнике, а системы связанных между собой волшебных деревьев, которые предварительно необходимо будет специальным образом отыскать и «активировать»: и удобно, и увлекательно.
В конце этой части мы ещё и обзаведёмся особым предметом, а точнее даже, двумя особыми предметами, позволяющими немного изменять свой взгляд на окружающую действительность (для переключения между ними послужит пробел или F1).
Эта идея получит своё развитие в третьей, заключительной главе, которая представляет собой скорее последовательность головоломок, – причём под нашим управлением несколько неожиданно окажется ещё один персонаж, с которым Тове сможет взаимодействовать для решения здешних загадок и достижения своей цели (подробности по понятным причинам раскрывать не стоит).
Всё прохождение займёт никак не менее восьми-девяти часов – а то и все обещанные авторами 12–15, особенно если вы захотите вволю побродить по симпатичным локациям или даже решите заняться поисками всех сорока восьми «коллекционных» предметов.
Итог – очень даже неплохо в качестве пробы пера в жанре, и приключение, достойное внимания поклонников как разнообразных квестовых загадок, так и историй с оригинальными сюжетами.
4.5.
Оценка ITC.
Плюсы: Трогательный сюжет; обилие фантастических созданий; интересные решения по части головоломок, особенно в третьей главе.
Минусы: Неудобное управление посредством клавиатуры и мыши.
Вывод: Путешествие в морозный мир скандинавских сказаний – вполне подходящее развлечение для знойного лета.
(Открывается в новом окне).