Едва президент подписал закон об игорном бизнесе, как пошла волна сопротивления.
Вся Тернопольщина, славный город Боярка под Киевом и отдельно взятый от области Запорожский район выразили намерение стать зонами, свободными от пагубного азарта.
Не допустим – и точка!.
"КП" в Украине" решила разобраться, как местная власть может противостоять государственной и на какие запреты имеет полномочия.
Не дадим разрешения и заблокируем.
Если в Тернопольском облсовете вопрос запрета игорного бизнеса только вынесли на рассмотрение сессии, то в Боярке решение уже принято.
На сайте горсовета документа пока нет, но инициатор радикальных действий депутат от "Батькивщины" Александр Борецкий рассказал "КП" в Украине", в чем суть.
- Мы не можем прямо запретить то, что разрешила Верховная Рада, но мы можем сопротивляться.
В решении, за которое проголосовали все присутствующие на сессии депутаты и мэр, речь идет о том, что городские власти не будут содействовать развитию игорного бизнеса.
Александр Борецкий приводит простой пример: для переоборудования помещений гостиниц под казино или постройки на их территории залов игровых автоматов необходимо как минимум решение архитектурной комиссии города.
А такого не дадут! И горсовет не выделит землю, если речь зайдет о строительстве отдельно взятого гостинично-развлекательного комплекса.
- Сессия примет положительное решение о выделении земли под гостиницу, под ресторан, а под казино - нет, - пророчит депутат горсовета.
И в то же сетует, что нынешние законы дают мало полномочий местным общинам, чтобы решать, как им жить.
Налоги и ночной алкоголь.
Да, такого, как в Америке, где каждый штат устанавливает свои правила, у нас нет.
- Украина - унитарное государство, - говорит депутат Киевсовета, старший партнер юридической компании "Ильяшев и партнеры" Роман Марченко.
- Общие законы - для всех.
И есть законы, где четко расписано, за что отвечает государственная власть, за что - местная.
Например, есть ряд общегосударственных налогов - на добавленную стоимость, на прибыль, на разработку недр и так далее.
А есть местные налоги и сборы - арендная плата за землю в городе.
Государство не имеет к ней отношения.
Город может увеличить эту плату для какого-то вида предпринимательства, а кому-то предоставить льготы или вообще дать землю в пользование даром.
По словам юриста, если в "большом" законе не сказано, что местным советам дано право что-то регулировать, то ничего своего разрешить или запретить они не могут.
Яркий тому пример – эпопея с ночной продажей алкоголя в столице.
В сентябре 2016 года Киевсовет принял решение, что покупать спиртное можно до 23.00 и после 10.00.
Предприниматели встали на дыбы и добились отмены самоуправства через Верховный суд.
Киевским депутатам удалось взять реванш только после того, как Рада внесла в закон строчку, разрешающую местным властям назначать время распития.
Но установить в Киеве полный "сухой закон", как бы городская власть ни апеллировала к разуму и здоровью, она не может.
В какое время граждане будут покупать спиртное, решают местные власти.
Выставить плату в 10 раз дороже.
- Местные власти не могут запрещать любой вид бизнеса, который разрешен в Украине, - говорит Роман Марченко.
- Другой вопрос, что они могут вставлять палки в колеса.
Например, установить, что ставка налога на землю в городе или арендная плата в случае открытия казино будет в 10 раз дороже, чем для любой другой коммерческой недвижимости.
Не давать разрешений на открытие, не согласовывать документы.
Одним словом, осложнять работу так, чтобы предприниматели терпели убытки, если ввяжутся в войну за место под солнцем.
То же самое касается запрета на разные продажи, предоставление услуг.
Например, город решил, что китайский ширпотреб ему ни к чему, надо стимулировать родного производителя.
Но пресечь завоз в пределах населенного пункта "мade in China" не может.
Зато может выбирать, с кем из предпринимателей работать, а с кем – нет.
- Мы, депутаты Киевского горсовета, делам блокировки по российскому бизнесу.
Принимается решение, что город не сотрудничает с инвесторами из РФ и российским капиталом, - говорит Роман Марченко.
- Но все инициативы ограничиваются в рамках коммунальной собственности и коммунальной земли.
А в целом все такие вопросы регулируются в Раде законами о санкциях.
Ради травки, а не политики.
Местная власть не может сужать или расширять права граждан.
Например, снизить ценз продажи алкоголя до 18 лет, если по всей стране 21.
Либо запретить проведение мирных собраний на улицах и площадях.
Она даже на митинги не должна давать согласие, утверждают правозащитники – ее просто ставят в известность о дате и времени для обеспечения порядка.
Зато решение о запрете ставить палатки на газонах в Мариинском парке Киевсовет теоретически может принять - исключительно из соображений сохранности цветочков и травки.
- Нарушение будет квалифицироваться как порча зеленых насаждений, которые являются коммунальной собственностью, и протокол выписывают согласно действующему по всей стране Кодексу об административных нарушениях, - отмечает Роман Марченко.
Писать собственные кодексы и вводить региональные штрафы местные власти не вправе.
И без пиара не заработает.
Если вернутся к закону об игорном бизнесе, то эксперты пророчат, что без инициативы целомудренных депутатов он в ближайшее время не заработает.
Так что все "запреты" - это больше политический пиар, чем забота о моральности общества.
- Закон принят с внутренними противоречиями, которые придется устранять путем внесения правок, а это произойдет не раньше осени, - считает глава общественной организации "Поддержка легализации игорного бизнеса в Украине" Елена Мочалова.
Чтобы азарт подпитывал городские и районные бюджеты, необходимо принять законопроект о изменениях в государственном бюджете.
По прогнозам, это произойдет не раньше, чем с деревьев опадут листья.
А к этому времени состоятся местные выборы, придет новая власть и начнет свою новую игру.
Эксперты о легализации проституции: Большая часть секс-работниц готова платить налоги.
Депутаты нашли еще один способ пополнить бюджет.